Жизнь христианина как промысел Божий

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Без Бога не до порога…

(народная мудрость)

     Дорогие  друзья – «без Бога не до порога» гласит нам народная мудрость. Человек это творение Господне, и как бы он не старался во всем полагаться на свои силы, или на помощь близких, в первую очередь он должен уповать на Бога. Кто если не его создатель тот, которому он обязан жизнью будет промышлять о нем и вести его по дороге добра. Люди сейчас очень редко полагаются на волю Господню, надеясь на свои силы или на помощь близких они зачастую только в безвыходных ситуациях взывают ко Господу прося помощи. Но и это их прошение чаще всего переходит в ропот на Бога, а не в слова молитвы и покаяния. Никто не задумывается, почему обстоятельства в то или иное время сложились именно таким образом, все сводят свои рассуждения к случайности. Но православный христианин, который живет по заповедям Господним, не должен верить в случайности. У верующего человека, уповающего во всем на промышление Господне нет места в жизни — такой нелепице как случай.

      Промышление есть Божие попечение о существующем. Другими словами: "промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется" говорит (преп. Иоанн Дамаскин).

     Более подробное определение промысла мы находим в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло, пресекает и обращает к добрым последствиям».

     Если человек хочет знать Божий промысел он должен, определять для себя какой его христианский долг в той жизненной ситуации, в которой он сегодня находится. Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий, исходя из выше приведенных определений, означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследуемы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему"  (Рим. 11, 33-36).

      Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море.

     Пошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их, привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее. Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».

      Не дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей и убийца. Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам». Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.

     Каждый день в нашей жизни происходит масса событий, это и скорби, и радости — переживания, и все эти события каждый из нас воспринимает по-своему. Люди ставят перед собой в жизни цели, которых они пытаются достичь, следуют намеченным планам. Также и мы следуем своим определенным «мечтаниям», а мечтаниям, потому что все наши планы это лишь процесс нашего самовнушения. Христианин строит свою жизнь по определенно намеченному плану,  этим планом  являться священное Писание, жизнь святых подвижников Господних, как образец, но при этом уповая и полагая себя во всем на Божию волю. Св. апостол Иаков поучает об истине Промысла Божия следующими словами: "Послушайте вы, говорящие сегодня или завтра, что отправимся в такой-то город, проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? — пар, появляющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то и другое" (Иак. 4:13-15). Господь уберегает нас от непредвиденных поступков. Очень часто боли и радости приходят к нам не из нашего прошлого, а наоборот из будущего. Бог  предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. «Промысл  Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову» — говорит (проф. А. Кураев).

      Все от Бога, — и благое и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. По благоволению, — когда живем добродетельно, потому что  угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, — когда, впадая в ошибки и погрешая, Господь вразумляет нас; по попущению же, — когда и вразумляемые не обращаемся к Божественной правде.

       Из чтения о жизни великих праведников и подвижников христианства а также знаменитых Отцов Церкви Христовой, мы узнаем во всей силе убедительности, как Промысл Божий вел их за руку по пути их жизни, чтобы вывести из мрака соблазнов и поставить высоко на подсвечнике, как свечу, чтобы сияли святостью своей жизни и освещали наш грешный мир. Всеведущий Господь Бог уже от утробы их матерей знал их духовные дарования и способности к исполнению Его святой воли, поэтому поддерживал их Своею благодатью.

    По слову о. Валентина Свенцицкого, «православная вера в Промысл дает истинное и твердое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своем чувства Божественного попечения о нас, человек отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла. …Совсем иное, когда сердце озарено чувствованием Божественного промысла. Тогда над собою человек ощущает твердое основание. Он знает, что жизнь его в руках Божиих и что эта всемогущая рука ведет его ко спасению. Он идет по жизненному пути спокойно, радостно, с твердым упованием, что милосердный Господь видит каждый шаг его жизни, все, что ни совершается с ним, все к "лучшему", все имеет высший смысл, все не "случайно", а разумно, ибо во всем, всегда и везде действует Божественная воля и сохраняет Его Божественное Промышление».

      Так будем же дорогие  отцы и братия,  уповать всегда и во всем на Господа нашего Иисуса Христа, который ведет нас по жизни хоть и тернистой  дорогой,  — которую мы не в силах постигнуть, но дорогой в Царствие Небесное.     

Аминь.

Студент 2ого курса  КДС  

Гандера Сергий