«Значение печали в духовной жизни».

2241267

Проповедь воспитанника I курса бакалавриата КДС Иоанна Есина, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 14 октября 2018 года, на тему: «Значение печали в духовной жизни».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие отцы и братия, почти 70 раз в Новом Завете встречается слово радость, и мы православные как никто другой бывает, переживаем ту самую радость, но как приходит лето так и зима гнетет своими морозами. В духовной жизни среди своих радостей, есть и печаль. Именно о печали в духовной жизни я бы и хотел сегодня с вами поговорить.

Апостол Павел в своем послании пишет такие слова: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7,10). Печаль мирская рождается в душе от чрезмерного попечения о вещах мира сего, таких как слава, имущество и того что отдаляет от Бога. Напротив печаль по Богу это настроение, с которым жили все святые, это сокрушение о своих грехах и болезненное сетование о них. Так же печаль ради Бога появляется, когда мы видим мир, идущий путем далеким от Христа и людей, не желающих спасения. Еще апостол пишет «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2 Кор. 7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отвергся Христа, «и выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26:75). «Петр, — говорит св. Златоуст, — когда отвергся Христа, не из-за муки плакал, но поскольку любимого отвергся, что было ему хуже всяких мук».                  В Евангелие Господь говорит такие слова: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». (Ин.16,20) Григорий Палама так толкует данные слова: Итак, вот, в чем заключается спасительная печаль о Бозе: «винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога».

Но совсем по-другому ситуация происходит в современном мире.  В наш 21 век психологи говорят об увеличении количества людей подверженных депрессиям и тревожности, меланхолии. Депрессия – это состояние падения. Она возникает оттого, что душа не имеет мира с самой собой, с Богом или людьми. Это состояние конфликта, внутреннего разрыва между душой и разумом. Отсутствие равновесия. Депрессия означает в первую очередь отсутствие любви. Люди страдают, когда не могут найти вокруг себя приюта в душах других. Когда люди не могут найти бескорыстной поддержки со стороны себе подобных, они обескураживаются и в отношениях с Богом, им уже трудно представить себе Бога любящим. Однако если люди и предают, поскольку они немощны, то Бог – единственный, Кто не предает никогда. Из-за увеличения внешних поводов к этой страсти, параллельно увеличивается рост пациентов у психологов, в основном их стараются излечить способами далекими от идеала. Православная традиция указывает на причину, лежащую у истоков зла, это отступления от Бога источника всякой радости, и как следствие появляются вышеуказанные недуги. Что бы победить этот недуг нужно приложить большие усилия в духовной жизни, в этом помогут святые отцы.

Через собственный подвиг они узнали, что такое страсти и как они побеждаются. Печаль Нил Синайский называет «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда до смерти), если не начать бороться с ней. Еще он пишет: «Всякому человеку приятен солнечный восход, но и им не услаждается печальная душа. Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел».

Игнатий Брянчанинов пишет о страсти печали:  «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него» — все это признаки этой страсти.

Далее святые отцы открывают благотворное действие печали о Бозе в духовной жизни: «Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерден. Он знает, что человек немощен, и помогает ему» Свт. Игнатий.

Только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Иоанн Кассиан.

Преподобный Никон Оптинский говорит:  «Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль происходит от привязанности к видимым вещам». «Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем».

Пример спасительной печали приводит Паисий Святогорец: «Допустим, человек совершил грех и переживает. Если он огорчается из-за того, что опечалил Христа, то ощущает в сердце сладостную боль, потому что Бог разливает в его душе сладость, Божественное утешение. Эта печаль по Богу. А если человек постоянно пребывает в печали, чувствует страх и отчаяние, то он должен понять, что эта печаль не по Богу. Печаль по Богу – это духовная радость, она приносит в сердце утешение. А печаль, которая не по Богу, приносит страх и безысходность».

Из всего опыта святых отцов, мы можем видеть, что печаль как страсть, безусловно, вредна и должна быть изгнана из нашего сердца. Но печаль по Богу это то, что каждый христианин в той или иной степени может получить благодатной силой Христовой, пытаясь измениться к лучшему эта печаль будет помогать нам в подвиге покаяния, который составляет, по мнению святых отцов не месяцы и годы, а всю жизнь. Аминь!