Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров)

В миру Амфитеатров Яков Гаврилович, родился 15 октября 1815 года в городе Миассе на Урале в семье священника.

Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии (1832), где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров).

В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию.

В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определён бакалавром Киевской духовной академии.

12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположён во иеродиакона, а 15 сентября — во иеромонаха.

16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.

С 19 июля 1841 года — инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года — ректор той же семинарии.

16 апреля 1845 возведён в сан архимандрита.

11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря.

22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия.

В 1848—1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории.

С 10 января 1851 года — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря.

30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор — обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий.

31 октября 1859 года переведён на Смоленскую кафедру.

В Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

С 9 ноября 1866 года — епископ Казанский и Свияжский.

16 апреля 1867 года возведён в сан архиепископа.

В Казани преосвященный Антоний много заботился о казанских учебных заведениях. Он обратил особое внимание на миссионерскую деятельность среди местного населения и старообрядцев и основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он привлекал нужных и способных людей для развития и улучшения преподавания в казанской центральной школе для крещёных в православие татар. С целью просвещения инородцев владыкой Антонием было учреждено Братство святителя Гурия, архиепископа Казанского.

Преосвященный Антоний основал епархиальный печатный орган «Известия по Казанской епархии» для оживления деятельности духовенства и выяснения обстоятельств, нужд, задач и потребностей его.

Архиепископ Антоний был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, столовых и других общественных учреждений.

С 29 декабря 1876 года — почётный член Петербургской академии наук[1].

Преосвященный Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую лавру, знал поименно всех её угодников и жития их, благоговейно чтил дни их памяти. Он любил сам совершать поминовение усопших. Вообще отличался беспримерным усердием к богослужению.

Архиепископ Антоний с почтительным благоговением относился к иконам. Особенно он почитал Богоматерь. У себя имел келейную икону «Нерукотворного Образа», подаренную митрополитом Филаретом, который открыл ему, что на сей иконе он не раз сподоблялся видения блистания какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лике Господа.

Будучи ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния, преосвященный Антоний имел особое попечение о монастырях. Обозревая монастыри, он не оставлял без внимания братские кельи, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.

Преосвященный Антоний вёл строгий, аскетический образ жизни, отличался твердостию духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь. Казанская паства признавала его за человека святой жизни.

При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался всё, что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.

Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

Скончался 8 ноября 1879 года. Погребён в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано ещё при жизни.

Труды:

  • Догматическое богословие. 8-е изд. Киев, 1862.
  • Пастырское богословие. ч. 1. Киев, 1851.
  • Беседа сельского священника с прихожанами. 1854.
  • Беседы об отношении Церкви к христианам.
  • Собрание слов. Киев, 1859 и Казань.
  • О должностях приходских священников. // Смоленские епархиальные ведомости. 1866. № 3.
  • Слово в День рождения Благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича, сказанное 17 апреля 1868 г. // Православный собеседник : Издаваемый при Казанской духовной академии. – 1868. – Ч. 2. -С. 124-168 .
  • Слово, сказанное в Казанском радионовском институте благородных девиц в неделю Самаряныни 28 апреля 1868 года // Православный собеседник : Издаваемый при Казанской духовной академии. – 1868. – Ч. 2. -С.213-224.
  • Слово на освящение обновлённого храма во имя св. Великомученицы Екатерины в адмиралтейской слободе // Православный собеседник : Издаваемый при Казанской духовной академии. – 1868. – Ч. 3. -С.2270-276.
  • Слова к смоленской пастве. Казань, 1870.
  • Письма архиеп. Казанского Антония к ректору Черниговской семинарии архим. Евгению (впоследствии епископу). Чернигов, 1908.
  • “Три тома образцовых проповедей и речей”.
  • Краткая исповедь отроков. // Казанские епархиальные ведомости. 1873.
  • Устав женской общины. // Казанские епархиальные ведомости. 1877. № 22.
  • Правила для училищ. // Казанские епархиальные ведомости. 1877. № 22.
  • Речь при наречении во епископа. // Известия Казанской епархии. 1878. № 8.
  • Духовное завещание. // Известия Казанской епархии. 1879. № 22.
  • Пастырское послание. // Христианское чтение. 1874. сент.
  • “Циркуляры казанскому духовенству”, за 1864, 1865, 1867, 1868 гг. // Казанские епархиальные ведомости. 1867. № 12; 1868. № 4; Православное обозрение. 1865. янв.; 1864. июль.
  • Отчеты обозрений епархии за 1866, 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1873, 1875, 1876, 1877, 1878. //
  • Казанские епархиальные ведомости. 1867. № 15; 1868. № 19, 20; 1869. № 13, 16, 17, 20, 24; 1870. № 17, 20; 1871. № 22, 23; 1872. № 14, 17, 18; 1873. № 14, 15, 16, 23; 1874. № 13, 14, 15, 16; 1876. № 14, 15, 16; 1877. № 4, 5; 1878. № 6, 11, 12; 1879. № 11, 12; 1877. № 13, 14.
  • Описание жизни киево-печерского старца иеромонаха Парфения. // Церковные ведомости. 1905. № 9. с. 369.
  • Последние часы жизни митр. Филарета Киевского. // Церковные ведомости. 1905. № 9. с. 369.
  • Письма высокопр. Антония. // Казанские епархиальные ведомости. 1912. № 27, 28, 29, 31, 32.