Архиепископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков)

В миру Чистяков Иоанн Борисович, родился 25 сентября 1794 года в с. Воскресенском Жиздренского уезда Калужской губернии в семье священника Бориса Бессонова.

Обучался в Калужской духовной семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1820 году со степенью магистра.

18 сентября 1820 года определен инспектором и профессором Костромской духовной семинарии, а 18 декабря того же года пострижен в монашество.

1 января 1821 года рукоположен во иеродиакона, а 2 января – во иеромонаха.

5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской духовной семинарии. Профессор философии.

22 августа 1823 года перемещен ректором Рязанской духовной семинарии и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре.

С 4 мая 1824 года – игумен Рязанского Иоанно-Богословского монастыря, с 1825 года – благочинный монастырей.

6 июля 1825 года возведен в сан архимандрита, а 22 июля назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря. За время управления монастырем в число его братии поступили пять лучших воспитанников Рязанской духовной семинарии.

С 12 декабря 1827 года – ректор Новгородской духовной семинарии.

С 1828 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведен в Новгородский Антониев монастырь).

19 февраля 1832 года был избран, а 13 марта – хиротонисан во епископа Курского. Хиротонию в столичном Казанском соборе возглавил Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) в сослужении митр. Московского Филарета (Дроздова)

До увольнения на покой Илиодор без перемещений около 30 лет возглавлял только Курскую епархию, что представляет собой уникальное явление в истории Русской Церкви синодального периода. Начало его служения на Курской кафедре омрачилось “неприятной” историей. При посещении Белгорода в сентябре 1832 года император Николай I обнаружил на внутренней стене кафедрального Троицкого собора свое изображение в позолоченной раме, а рядом портреты других императоров. В записке, направленной вскоре обер-прокурору Святейшего Синода кн. П. С. Мещерскому, Николай I сообщал, что, “к неудовольству и стыду увидев” свой портрет в храме, повелел его снять, а Илиодору “за сие сделать строжайший выговор, с объявлением по всем епархиям”. В рапорте от 20 октября того же года епископ Илиодор написал, что портреты в соборе помещены при его предшественниках, а он “по недавнему поступлению в епархию, опасаясь подать народу, привыкшему издавна видеть изображения каждого благополучно царствующего монарха на боковой стене, повод к разным толкам… удержался от снятия портретов”. Синод ходатайствовал перед имп. Николаем I о снятии с епископа строжайшего выговора, и вскоре царь отменил взыскания с “только что вступившего на паству епископа” архиерея [1].

При Илиодоре указом Синода от 8 июля 1833 года был осуществлен перевод архиерейского дома и духовной консистории из уездного Белгорода в губернский Курск, в помещения курского Знаменского монастыря. Одновременно братия последнего переводилась в Белгород, в бывший архиерейский дом, при котором архиерей учредил второклассный Свято-Троицкий мужской монастырь. Сергиево-Казанский собор (1752-1778) в Курске стал кафедральным.

Проявляя заботу об остававшейся в Белгороде Курской духовной семинарии, еп. Илиодор настоял на увеличении ее штатного содержания и числа казеннокоштных воспитанников. Считал необходимым перевести семинарию в Курск, но осуществить это намерение по различным причинам не смог (переведена только в 1880-е годы). Ближайшим помощником еп. Илиодора был (1837-1843) ректор семинарии архим. Варлаам (Успенский).

В 1836 году еп. Илиодор поддержал инициативу курского губернатора М. Н. Муравьёва по сбору сведений о церковных древностях епархии. В результате были обнаружены царские грамоты, записи по истории курских монастырей и святынь, найдены реликвии XVII-XVIII веков (кресты, панагии и проч.). По поручению еп. Илиодора преподавателем Курской семинарии прот. М. В. Архангельским в 1853-1856 годах было составлено “Церковно-историческое и статистическое описание Курской епархии” (не опубл., рукопись утрачена), собирались и публиковались материалы по истории Глинской и Софрониевой пустыней. Распоряжением епископа Илиодора чудотворный Кошарский крест, по преданию вывезенный с Афона и к 1832 году хранившийся в каменной часовне с. Архангельского Белгородского уезда, был перенесен в белгородский Николаевский монастырь [2]. Ныне крест хранится в Крестовоздвиженском храме Белгорода.

24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа.

С 1844 года был почетным членом конференции Казанской духовной академии, с 1847 года – членом секретной комиссии по делам о раскольниках и об отступниках от Православия. Вел активную миссионерскую работу среди униатских священнослужителей, сосланных в Курск из Западного края в 1839 году, содействовал им в принятии Православия. При поддержке курского губернатора Муравьёва добился в 1837 году массового перехода рыльских старообрядцев (ок. 350 человек) во главе с городским головой купцом Шелиховым в единоверие и преобразования старообрядческой часовни (1826) в саду Шелихова в единоверческую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

При архиепископе Илиодоре в епархии было построено множество церквей (ок. 100 из них только на территории совр. Белгородской обл.), в т. ч. Михаило-Архангельский (1844) в Белгороде, в честь иконы Божией Матери «Новодворская» (1836) в курском Троицком монастыре, Глинской пустыни. В 1845 году Илиодор стал настоятелем Троицкой обители, хотя, переехав в кафедральный город, в Белгороде бывал редко, фактически обителью управляли наместники. Учредил больницы при всех женских монастырях Курской епархии, жертвовал для этого собственные средства. По инициативе архиерея в 1859 году в г. Грайворон была поставлена часовня в память свт. Белгородского Иоасафа (Горленко).

5 ноября 1860 года по прошению уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь.

Скончался 2 февраля 1861 года. Погребен в северной части Троицкого собора монастыря. В конце 1920-х годов собор был снесен, могила архиеп. Илиодора утрачена. Старожилы вспоминают, что, когда в 1950-х годах на территории обители рыли фундаменты для жилых домов, вместе с землей в машины грузили и человеческие кости.

С особым уважением архиеп. Илиодор относился к подвижникам Глинской пустыни. Сохранилось донесение Илиодора в Синод о том, что в Глинскую пустынь “принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни” [3]. С особенным доверием относился к прп. Феодоту (Левченко), при посещении пустыни подолгу беседовал с ним. Согласно Житию Феодота, старец-простец “платил сему святителю взаимною любовию, лавливал для него рыбу и приносил ему в подарок”. Другой глинский подвижник – иером. Арсений (Митрофанов) по благословению Илиодора возобновил Святогорскую пустынь в Харьковской губ. Архиеп. Илиодор поддерживал дружеские отношения со многими подвижниками своего времени: переписывался с архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым) и архим. Макарием (Глухарёвым), еп. Чебоксарским Никодимом (Казанцевым), в 1840-х годах общался со старцами Оптиной пустыни, архим. Антонием (Медведевым) и др. Возглавил заупокойную литургию и погребение 4 марта 1840 года архиеп. Харьковского Мелетия (Леонтовича) в архиерейской усыпальнице харьковского Покровского монастыря. Как присутствующий в Синоде в 1847 году оказал помощь архим. Игнатию (Брянчанинову), когда тот после тяжелой болезни подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский монастырь [4]. Впоследствии, направляясь к месту своего нового служения – на Кавказскую кафедру, 13 дек. 1857 года свт. Игнатий остановился в Курске, общался с Илиодором, а 15 декабря архиереи вместе служили литургию в соборе.

Архиеп. Илиодор активно занимался проповедничеством, опубликовал ряд поучений. Лучшие из них “писаны слогом легким и живым и часто с силою в мыслях” [5]. Считается, что именно Илиодор (как “не бедного ума человек” и “человек обращения приятного и тонкого”) упоминается в беседе героев романа Н. С. Лескова “Соборяне” [6].

Труды:
Поучение по случаю обозрения епархии в г. Рыльске. СПб., 1837;
Святая четыредесятница, или Собр. поучений во св. четыредесятницу. СПб., 1838. 2 ч.;
Слово в день восшествия благочестивейшего государя имп. Николая Павловича на всерос. престол. СПб., 1838;
Слово в день Сретения Господня. СПб., 1838;
Словесное млеко, или Собр. слов, произнесенных к курской пастве. СПб., 1839. 2 ч.;
Собр. слов и бесед… к курской пастве. СПб., 1839;
Беседа о целебной силе веры. СПб., 1843;
Беседа в неделю Закхея. СПб., 1844;
Духовное брашно, или Собр. поучений. СПб., 1846;
Беседа в неделю мытаря и фарисея. СПб., 1847;
Воскресные беседы. СПб., 1847;
Поучения. СПб., 1852;
Духовная вечеря, или Собр. поучительных слов. СПб., 1853;
Слово в день сошествия Св. Духа. СПб., 1857;
Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому // Курские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. № 7-11.