В ПСТГУ СОСТОЯЛАСЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТРИОДЬ ПОСТНАЯ: ИСТОРИЯ И ТЕКСТОЛОГИЯ»

В Главном здании ПСТГУ состоялась международная конференция «Триодь Постная: история и текстология». Конференция была приурочена к 90-летию со дня рождения Майи Андреевны Моминой (29.01.1934 – 19.12.2021). Организаторами конференции выступили Научный центр истории богословия и богословского образования ПСТГУ и Институт мировой литературы РАН.

Конференция проходила в два дня, за которые выступили специалисты разных направлений – филологи, литургисты, патрологи, музыковеды и историки искусства. Их целью было объединение разных подходов к реконструкции Sitz im Leben Триоди, то есть контекста – литургического, гомилетического, агиологического, иконографического – ее формирования, и интерпретация в этом контексте становления корпуса текстов Триоди в греческой оригинальной и переводных традициях.

В первый день перед началом конференции была отслужена заупокойная лития по М. А. Моминой, И. А. Карабинову и другим исследователям православного богослужения. Открылась конференция приветственными словами декана богословского факультета протоиерея Павла Хондзинского и главного библиотекаря Отдела обработки и каталогов РНБ Елены Николаевны Ропаковой.

На первом утреннем заседании, модераторами которого выступили Жанна Леонидовна Левшина и Александра Юрьевна Никифорова, первые три доклада были прочитаны дистанционно. С темой «К вопросу о классификации церковнославянской Триоди» выступила Татьяна Станиславовна Борисова из Афинского национального университета им. И. Каподистрии (д.ф.н., доцент). В выступлении был поставлен вопрос о возможности построения единой классификации церковнославянских списков и изданий Триоди Постной. Рассматривались существующие на данный момент классификации (И. А. Карабинова, Г. Попова и М. А. Моминой) с точки зрения положенных в их основу признаков, а также научной обоснованности и продуктивности их использования для текстологического исследования конкретных триодных текстов. На основании сопоставительного анализа результатов проведенных автором исследований отдельных гимнографических текстов, был сделан вывод о невозможности построения единой классификации сборника, обусловленной сложностью и многокомпонентностью его текстологической истории, с одной стороны, и о продуктивности выделения этапов истории славянской Триоди, с другой. Доклад «Региональные элементы в лексике и грамматике древнейших южнославянских переводов Триоди» прочла Эмилия Црвенковска из Университета святых Кирилла и Мефодия (Скопье, д.ф.н., ординарный профессор). Предметом интереса исследователя являлись Битольская, Загребская, Шафариковская, Орбельская, Хлудовская Триоди, которые входят в базу данных рукописей, отобранных для Словаря церковнославянского языка македонской редакции. Материал Словаря позволяет проследить лексические особенности этих рукописей, а также сходство лексики указанных Триодей с другими рукописями этого региона, где на первый план выходит сходство с Минеей и Толковой Псалтирью. С докладом «Неизвестный южнославянский перевод архаического византийского канона Всем cвятым 8-го гласа (нач. Δέσποτα Χριστὲ ὁ Θεός, ἡ ἀπαρχὴ τῶν ὅλων)» выступила Мария Йовчева из Софийского университета (богословский факультет, д.ф.н., профессор). Автор доклада на основе языковых особенностей и ограниченной трансмиссии текста высказала гипотезу о датировке и локализации перевода малоизвестного византийского молебного канона Всем святым, зарегистрированного в двух рукописных Параклитах. Четвертым докладчиком стала Светлана Юрьевна Полякова из Лиссабонского Нового университета (центр CESEM, PhD, доцент кафедры музыковедения) с темой выступления — «О вариантах деления Триоди на Постную и Цветную в греческих и славянских кодексах X–XIII веков». Освещение исследовательской традиции вопроса деления Триоди позволило внести терминологические поправки – ряд Триодей, считавшихся фрагментарными неделимыми, были признаны Цветными Триодями, расширить число способов деления, соотнести группы рукописей с общим типом деления и, в итоге, сделать шаг вперед на пути поиска ранних связей древнерусской гимнографической традиции с традициями византийских центров. Предпоследним доклад «Триодные тексты в древнерусских богослужебных сборниках XIII–XV веков» по ZOOM прочел Александр Андреевич Андреев из Санкт-Петербургской духовной академии (кандидат теологии, доцент). Автор, опираясь на классификацию славянской Триоди, разработанную М. А. Моминой, в которой эти сборники не были учтены, рассмотрел место триодных текстов богослужебных сборников в истории славянской Триоди. Завершилось утреннее заседание докладом «Маргинальный знак гелиакон в греческих и славянских рукописных Триодях» Жанны Леонидовны Левшиной, ведущего библиотекаря из Отдела рукописей РНБ.

После перерыва на обед конференция продолжилась дневным заседанием. Модераторами выступили иерей Михаил Желтов и Александра Юрьевна Никифорова. Первым стал доклад «Композиция Триоди и этапы ее формирования» иерея Михаила Желтова (Общецерковная аспирантура и докторантура, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических наук). Вторым докладчиком была Александра Юрьевна Никифорова (Институт мировой литературы РАН, ПСТГУ, к.ф.н., с.н.с. Центра истории богословия и богословского образования) на тему «Прото-триодь нового иерусалимского Тропология Sin. Gr. ΝF MG 56+5: особенности состава (композиция, литургические структуры, репертуар)». В докладе сопоставлялись композиция, литургические структуры и репертуар постовой части греческой иерусалимской прото-триоди, дошедшей наиболее полно в рукописи, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае, с более ранней версией прото-триоди в древнем иадгари, а также с современными ей — IX века, последующими — в константинопольских Триодях X–XI веков. Третий доклад «Гимны великопостного цикла в грузинской версии нового Иадгари» был прочитан Тамазом Тариэловичем Девидзе (Государственный университет Акакия Церетели, Кутаиси, д.ф.н.). В докладе говорилось об особенностях великопостного богослужения в новом Иадгари, в частности, продолжительности периода Великого поста. Если в древнем Иадгари Великий пост состоял из семи седмиц, то в новом, напротив, его продолжительность составляла восемь недель. Воскресенья, как и положено, не имели посвящений святым, а на Литургии читались чтения из Евангелия от Луки. Эта же практика подтверждается новыми редакциями Триоди Постной. Затем старший преподаватель ПСТГУ Александр Анатольевич Лукашевич представил доклад «Структура триодного цикла в сиро-мелькитских рукописях X–XIV веков: от архаичных Тропологиев до Триоди византийского типа». В докладе рассматривалась общая композиция и группировка гимнографического материала Великого поста в сиро-мелькитских рукописях разного времени. Предпоследним выступил иерей Михаил Асмус (ПСТГУ, МГУ, старший преподаватель) с докладом «Формирование памятей предпасхально -пентикостарного цикла в Константинополе по свидетельствам византийской гомилетики и гимнографии V–VI веков». При отсутствии прямых источников по Константинопольскому типикону затрагиваемого периода важное значение приобретают косвенные источники: гомилии и кондаки, однако работа с ним осложняется феноменом псевдоэпиграфики и неопределенностью датировок. В докладе был представлен научный анализ, который позволил предположить, что корпус гомилий Леонтия, пресвитера Константинопольского, содержащий ценные сведения о предпасхально-пентикостарном цикле, может быть датирован первой половиной V века. А внимательный анализ кондаков прп. Романа говорит о том, что на его эпоху пришлось активное развитие цикла, сочетавшее ветхозаветные и новозаветные темы. В завершение дневного заседания прозвучал доклад диакона Владимира Василика из СПБГУ (д.и.н., профессор) «Триодь-палимпсест РАИК 109 и ее значение для изучения студийской гимнографии», посвященный рукописи Русского Археологического Института в Константинополе (ΙΧ–Χ в., верхний текст – жития святых), которая является палимпсестом и в своем нижнем слое сохранила тексты Триоди от Мясопустной недели до Пятидесятницы. Нижний слой кодекса содержит ряд ныне неупотребляемых богослужебных текстов, а также неизвестных и неизданных. Судя по почерку и фонетическим особенностям, кодекс мог быть написан на Балканах во вторую половину IX века и, возможно, представляет древнейшую известную рукопись студийской Триоди.

Вечернее заседание модерировал Александр Геннадьевич Кравецкий (Институт русского языка РАН, к.ф.н., в.н.с). На вечернем заседании прозвучало три доклада: Александра Геннадьевича Кравецкого «Триодь в версии комиссии по исправлению богослужебных книг (1907–1917 гг.) и ее судьба», посвященный историческим, филологическим и текстологическим аспектам исправления Триоди, функционирующей в 1907-1917 гг. Комиссией по исправлению богослужебных книг, возглавляемой архиепископом Сергием (Страгородским), Михаила Михайловича Бернацкого (ПСТГУ, к.ф.н., научный сотрудник) «И. А. Карабинов и его вклад в проблему происхождения русской практики служения Литургии Преждеосвященных Даров: перспективы исследования», в котором были изложены аргументы И. А. Карабинова по этой теме и определены перспективы ее исследования в контексте униональной сакраментологии, сложившейся по итогам событий на Флорентийском Соборе 1439 г., и Алексея Владимировича Сартакова (Вологодская духовная семинария, кандидат богословия, проректор) «Литургическая проблематика в богословских исследованиях XIX века: от «ситуативности» к «мейнстриму», посвященный анализу основных направлений в литургических исследованиях XIX века. Именно в это время влияние образовательных реформ и формирование научной специализации в высшей духовной школе явило целую плеяду выдающихся исследователей.

В завершение первого дня докладчиков, слушателей и гостей ждала лекция-концерт «Днесь благодать Святаго Духа нас собра. Распевы Триоди Постной в Византии и на Руси». Во Владимирском зале ПСТГУ прозвучали песнопения трех коллективов:

Научно-практической группы по изучению византийского распева под руководством Ирины Владимировны Стариковой (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, кандидат искусствоведения, научный сотрудник). Были исполнены «Воскресения и жизнь» (Ἀνάστασις καὶ ζωή, стихира Лазаревой субботы), глас 1, византийский распев, знаменный распев, реконструкция; «Днесь ад стеня вопиет» (Σήμερον ὁ Ἅιδης στένων βοᾷ, стихира Великой субботы), глас 4-й плагальный, византийский распев; «Волною морскою» (Κύματι θαλάσσης, канон Великой субботы), глас 2-й, византийский распев.

Знаменных хоров Спасо-Андроникова монастыря под руководством Александра Анатольевича Лукашевича. Прозвучали: первая стихира Триоди «Не помолимся фарисейски братие» знаменного распева, по рукописи нач. XVI века; Первый «самогласен дня» в нотированных Триодях: «Предочистим себе, братие»знаменного распева, по рукописи посл. четв. XVII века; Песнопения Крестопоклонной недели. «Радуйся, живоносный Кресте, Церкви красный раю́», на подобен и на распев, по выговской рукописи 1-й четв. XIX века; Последний «самогласен дня» в Триоди: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», по печатной «Триоди нотного пения»; Постный Обиход: «Покаяния отверзи ми двери», в двух вариантах: знаменный по печатной «Триоди нотного пения», вариант из Ирмологиона, по старшему Супрасльскому Ирмологиону рубежа XVI-XVII веков; Путевой распев: «Днесь благодать Святаго Духа», по рукописи конца XVI века.

Хора ПСТГУ «Поющая миссия» под руководством Павла Дмитриевича Крюкова, преподавателя ПСТГУ. Были исполнены стихира в Неделю Ваий «Днесь благодать Святаго Духа». Строчное многоголосие, расшифровка М. В. Бражникова (по рукописи РГБ Ф.210 №24); «На реках Вавилонских» «Демественная большая». Партесная обработка мелодии демественного распева. Реконструкция Л. В. Кондрашковой (по рукописи ГИМ Син.певч. №658 – Обиход разных распевов Новгородского Знаменского собора первой половины XVIII века); Великий покаянный канон Андрея Критского в певческой традиции Киево-Печерской Лавры (фрагмент); Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров «Да исправится молитва моя» греческого распева в гармонизации М.И. Глинки; Ирмос на утрени Великой Субботы «Волною морскою» знаменного распева в гармонизации Н. А. Римского-Корсакова; Тропарь Великой Субботы «Егда снизшел еси» знаменного распева в гармонизации А. Д. Кастальского; Стихиры Пасхи «Сей день», «Воскресения день» знаменного распева в гармонизации Д.М. Яичкова.

3 февраля в субботу начался второй день работы конференции. Модератором утреннего заседания был Александр Анатольевич Лукашевич. Первый доклад «Древнерусская редакция Литургии Преждеосвященных Даров в контексте корпуса богослужебных книг (на материале рукописи Рум. 398)» прочел иерей Андрей Кретов (Екатеринодарская Духовная семинария, Краснодар, и. о. заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин). Доклад был посвящен уставу совершения Литургии Преждеосвященных Даров в славянской традиции в период XII – XIV веков. Были проанализированы языковые особенности славянских богослужебных памятников и их состав. Со вторым докладом «Триодные рубрики в сирийских и арабских мелькитских Типиконах» выступил Павел Александрович Кузьминых (МАОУ Гимназия № 205 «Театр», Екатеринбург). В докладе автор исследовал главы, посвященные подготовительному и постовому периоду Триоди, на материале мелькитских рукописей из Синайского собрания. Был поставлен вопрос о месте и характере богослужения Великого поста в традиции синайского монашества. Елена Александровна Виноградова (ПСТГУ, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, кандидат искусствоведения, доцент) сделала доклад на тему «Постная Триодь в византийском искусстве: к постановке проблемы». В своем сообщении автор попыталась дать обзор тем Постной Триоди в средневизантийский и палеологовский периоды. Первый из них – период утверждения ряда памятей Триоди (например, св. Иоанна Лествичника, приуготовительных недель о блудном сыне и мытаре и фарисее), и обычно влияние этой богослужебной книги, ее памятей и чтений, в том числе из Ветхого Завета, а также патристических сочинений на искусство не отмечается. Тем не менее, автор доклада предложила задуматься об опосредованном влиянии текстов великопостного богослужения на ряд сюжетов в искусстве. Прямое использование текстов Триоди отмечено в рельефах Св. Софии Трапезундской XIII века. Основная мысль доклада — необходимость учитывать богослужебные тексты наряду с другими факторами влияния на изобразительное искусство не только в искусстве поздневизантийского времени. Материалом для доклада послужили как мозаики и фрески, так и миниатюры рукописей. Затем свой доклад «Триодный цикл в росписи Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о времени возникновения и этапах формировании традиции» прочла Светлана Александровна Трофимова (Музеи Кремля, научный сотрудник). Изучение древнерусских монументальных ансамблей XIV–XVI веков дает возможность проследить, как складывалась традиция изображения сюжетов Триодного цикла в Древней Руси, а также позволяет с большой долей вероятности утверждать, что триодная программа Успенского собора в своих общих чертах восходит к его предыдущей росписи 1513–1515 годов. Завершилось утреннее заседание докладом «Иллюстрирование Постной Триоди в росписях древнерусских храмов» Дионисия Владимировича Денисова (ЦМиАР, ГосНИИР, заведующий сектором научно-методической работы ЦМиАР). В докладе на примере постепенно появляющихся сюжетов на тему памятей Триоди, их места и порядка расположения в системе декорации древнерусских храмов с XIV века показывалось, что заказчики и художники ориентировались не просто на тексты Священного Писания, читающиеся на Литургии, а скорее на Триодь как на литургический источник.

После перерыва на обед в Филаретовском зале ПСТГУ открылось дневное заседание, модератором и первым докладчиком стал диакон Николай Серебряков (ПСТГУ, к.г.н., доцент) с темой «Использование ветхозаветных библейских образов в песнопениях Триоди (на примере толкования прообразов Креста Господня)». В докладе было рассмотрено использование ветхозаветных библейских образов в песнопениях Триоди (современного издания) в сравнении с другими гимнографическими книгами. В качестве примера были взяты песнопения, где упоминаются ветхозаветные прообразы Креста Господня (а также Его Страданий). Затем на секции выступила Елизавета Дмитриевна Крюкова (студентка 4-го курса ПСТГУ) с докладом «Севастийские мученики: история службы и развитие интерпретации», в котором были реконструированы этапы формирования службы севастийским мученикам в древнем иерусалимском богослужении V–VIII веков. Завершилось заседание докладом диакона Михаила Гара (ПСТГУ, к.х.н., старший специалист) «Беседы свт. Василия Великого и их отражение в текстах Триоди Постной», посвященным выявлению связи ряда означенных текстов с беседами свт. Василия Великого, читаемыми по уставу на Сырной седмице в продолжение четырех ее дней из пяти.

В заключение второго дня состоялся воркшоп по чтению текстов Триоди. Александр Анатольевич Лукашевич и Александра Юрьевна Никифорова читали древнейшие самогласны Триоди в греческих и сирийских кодексах, а Галина Александровна Казимова (МГУ, старший преподаватель) прочла Непорочны в составе утрени Великой субботы по славянской Щукинской Триоди (ГИМ, Щукин. 329, лл. 108–116об.) и по ее протографу греческой Триоди митрополита Фотия (ГИМ, Син. Греч. 462 (284), лл. 323–337).

Конференция, посвященная Постной Триоди, прошла очень насыщенно. Доклады не оставались без внимания слушателей, сопровождались активным обсуждение, которое продолжалось и за стенами аудитории.

Источник: ПСТГУ