17 марта 2022 года в Калужской духовной семинарии прошла межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник и его литературно-просветительская деятельность»
Конференцию открыл ректор Семинарии митрополит Калужский и Боровский Климент, который в приветственном слове сделал краткий обзор литературного наследия святителя Феофана.
Проректор Калужской духовной семинарии протоиерей Василий Петров выступил с докладом «Принципы переводческой деятельности свт. Феофана Затворника». В рамках доклада был описан переводческий метод Вышенского затворника на примере его перевода книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань».
Аспирант Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. А. Ванифатьев в своём докладе на тему «Сотериология “школьная” и опытно-монашеская на примере свт. Феофана Завторника и прп. Амвросия Оптинского» сравнил подходы данных авторов в наставлениях о пути христианского спасения.
Руководитель Кабинета русской патрологии Калужской духовной семинарии иерей Даниил Салищев выступил с докладом «Святитель Феофан Затворник как преподаватель нравственного богословия». В рамках доклада была рассмотрена рукопись конспектов свт. Феофана по нравственному богословию. Данный доклад являлся вступлением к следующим сообщениям, которые сделали учащиеся бакалавриата и магистратуры Калужской семинарии.
Студенты магистратуры Олег Исаков и бакалавриата Никита Романовский в своих докладах на темы «Сравнительный анализ содержания курса “Нравственное богословие” святителя Феофана Затворника и святителя Иннокентия (Смирнова)» и «Сравнительный анализ содержания курса “Нравственное богословие” святителя Феофана Затворника и священника Иоакима Кочетова» пришли к выводу о том, что иеромонах Феофан (Говоров) частично заимствовал материалы для подготовки своих лекций у его предшественников на ниве преподавания нравственного богословия.
Студент бакалавриата Калужской семинарии Лызлов Никита в докладе на тему «Развитие аскетических взглядов свт. Феофана Затворника: от лекций по нравственному богословию (1845 г.) к “Начертанию христианского нравоучения” (1891 г.)» сделал попытку проследить эволюцию богословских воззрений свт. Феофана. Ту же задачу ставил учащийся бакалавриата Калужской семинарии Алексей Иванов в докладе «Учение святителя Феофана Затворника о молитве в трудах разных лет».
Магистрант Тамбовской духовной семинарии священник Александр Пятеров в его сообщении на тему «Святитель Феофан Затворник о приготовлении к таинству Евхаристии: коммуникативный аспект» представил коммуникативно-смысловую модель подготовки к таинству Евхаристии, изложенную в проповедях и богословских трудах свт. Феофана Затворника, а также проанализировал языковые и стилистические особенности сочинений святителя, в которых содержится евхаристическое учение.
Завершил конференцию студент заочного отделения Калужской семинарии Скрипкин Алексей Владимирович докладом на тему «Молитва по молитвослову и молитва своими словами в трудах святителя Феофана Затворника».
В заключительном слове иерей Даниил Салищев подвёл итоги конференции и предложил студентам Калужской семинарии несколько тем для написания дипломных работ, формулировку которых можно считать одним из результатов прошедшей конференции.