“Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов…”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Говорят, что невозможно узнать о ценности чего-нибудь до тех пор, пока не потеряешь этого. Думаю, что, как бы это ни было печально, но к восемнадцати, двадцати или двадцати трём (а то и тридцати шести) годам, каждый из нас с Вами, дорогие братья и отцы, не раз познавал ценность настоящей мужской дружбы, так что эта тема будет по-настоящему важна для всех.

Когда я писал проповедь, то задумался и понял, что не могу детально вспомнить ни как познакомился с теми людьми, которые впоследствии сформировали, да и сейчас продолжают формировать из меня личность, ни как вдруг понял, насколько они важны для меня и дороги мне. Всё это происходит, да и должно происходить спонтанно, не подчиняясь каким-то законам, так что в этом плане дружба у каждого своя.

Но несмотря на это, несмотря на то, что каждые человеческие отношения строго индивидуальны, я не думаю, что мы можем говорить о каких-либо принципиально различных видах дружбы. Дружба – она просто либо есть, либо её нет.

У каждого человека, в зависимости от качеств характера, степени общительности и интересов, свой способ знакомиться с людьми и заводить друзей. То же самое можно сказать и об их количестве, у кого-то из нас целая толпа знакомых, а у кого-то всего два-три друга, но зато самых близких и самых верных.

Но, пусть начинаются отношения каждый раз по-разному, заканчиваются они всегда одинаково. Мы можем обманывать себя и говорить, что виной всему просто то, что наши пути разошлись, что это всё он, наш друг, что он изменился, или даже думать, что так будет лучше, что это для блага каких-то других людей, но на самом деле причина разрыва отношений всегда одна. Это ссора, банальная ссора.

Когда мы ругаемся, то забываем про всё: и про былую радость общения, и про братскую любовь и про здравый смысл, ведь ссора предполагает укрывшуюся где-то глубоко в душе обиду, которая направляет человека внутрь себя и замыкает его там, замыкает в гордыне и осуждении. В такие моменты помнишь лишь об одном, о том, что твой бывший друг не прав. А про всю его заботу, помощь и обо всём том счастливом времени, проведённом вместе, как-то не вспоминается.

Иногда, ссора бывает настолько сильна, что единственной связью между двумя друзьями остаётся Церковь, единственным поддерживаемым общением – евхаристическое, а единственным способом поговорить – проповедь.

Конечно же я утрирую, и на самом деле, всё гораздо сложнее. Подтверждением того, что ситуация с конфликтами между близкими совсем не так проста, как я описываю, является и тот факт, что, как я уверен, почти каждый из нас терял друзей, и неутешительная статистика по разводам. Налицо факт того, что люди в принципе плохо умеют поддерживать хоть сколько-нибудь долговечные отношения. Даже о святителе Григории Богослове нам известно, что он однажды так сильно поссорился со своим другом святителем Василием Великим, что не общался с ним вплоть до самой его смерти, и лишь на погребении сказал хвалебную речь по покойному, где выразил всю ту пламенную любовь, что испытывал к своему другу.

И вот сейчас, наверное, у всех, кто меня слушал, должен возникнуть вопрос: “Что же такого сверхъестественного надо сделать, чтобы сохранить дружбу, если даже у величайших святых это не всегда получалось?”

Ответом на этот вопрос могут послужить слова апостола Павла: “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.” Всё гениальное – просто. Не стала исключением и эта колоссальная мудрость, выражена святым апостолом так скромно и коротко. То есть в случае ссоры не надо спускаться в дебри схоластики или путаться в сложных логических цепочках. Нужно всего лишь осознать и принять тот факт, что исход любого конфликта (как бы он ни был запутан, или наоборот – прост), исход – в прощении. Нужно прощать, прощать всё, не рассуждая, не думая о том, что “Вот это я простить могу, а вот это – нет” и т. д., иначе ничего никогда и ни с кем не получится. Нужно лишь заглянуть в своё сердце, отыскать там любовь и не оставить место ни для чего другого.

Нужно вспомнить, что мы все несовершенны, и поставить себя на место своего друга. Когда-то один дорогой мне человек сказал, что самое страшное в жизни – это, когда тебя уже ненавидят, а ты всё ещё продолжаешь любить. Это не так. Самое страшное, это когда, ты видишь в чужих глазах боль, смешанную с любовью, а у себя в сердце чувствуешь лишь стужу и гнев. Гнев, который может утихнуть и утихает лишь тогда, когда встречает на своём пути сочувствие и прощение, ведь каждый из нас может оказаться на месте того, кто не прав. Оказаться в той ситуации, когда от тебя ничего не зависит, хоть “локти кусай”. Когда ты можешь лишь попросить прощения, и ничего больше. Только просить и ждать.

Однако, с людьми ситуация ещё может быть спорной. Мы обижаемся на них, они на нас и все “квиты”. Как быть с Тем, Кто постоянно прощает нам, но Которого нам не за что простить в ответ? Который, имея власть повелевать, лишь просит нас хоть друг с другом не ссориться и брать на себя чужие тяготы.

Кстати, что значит взять на себя тяготы кого-то? Ведь каждому из нас известно, что все без исключения наши проблемы связаны с нашими же собственными грехами. Что значит соединиться с человеком? Сочувствовать ему, сопереживать. Неужели нужно разделить с человеком его грех?!

В какой-то степени, да. Вот только не механически грешить вместе с дорогим тебе человеком, но разделить духовные последствия греха. Об этом, кстати, пишет и святитель Феофан Затворник, говоря, что “нужно почитать своими грехи братьев наших”. Итак, мы должны разделить не сам грех, но его последствия, разделить всю внутреннюю тяжесть и боль, что испытывает наш друг. И здесь речь идёт даже не о муках совести, а о том внутреннем ощущении одиночества и собственной мерзости, которое испытываешь, когда искренне осуждаешь себя за грех. Чувство, когда ты не находишь себе ни оправдания, ни прощения. Чувство собственной неправости, которое действительно убивает и сводит с ума.

Вот здесь и нужны друзья, которые своей поддержкой и прощением помогают сломать ощущение одиночества в грехе и безысходности. Здесь и нужна та всеобъединяющая любовь, что изменяет саму структуру нашего мира, преобразуя его во всегда слитный и неразделимый организм – Церковь Христову. Именно через отдельных людей, через любовь между каждым из нас и устрояет мироздание наш Господь, которому подобает поклонение и Слава во веки веков,

Аминь!

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Олег Плешаков