Еще раз о правилах канонизации
В продолжение дискуссии, возникшей вокруг вопроса о канонизации святого праведного Петра Калнышевского, публикуется ответ протоиерея Олега Митрова, адресованный архиепископу Запорожскому и Мелитопольскому Луке.
Ответ архиепископу Запорожскому и Мелитопольскому Луке
В своей статье «Посмертные чудотворения – обязательное условие для канонизации подвижника», опубликованной на сайте “Богослов.Ru” 18 января 2016 года, я высказал мнение о неподготовленности канонизации Петра Калнышевского главным образом из-за того, что не были собраны и представлены чудеса, совершающиеся по обращению к подвижнику.
В ответе архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки прежде всего обращает на себя внимание, что уважаемый архиерей еще раз авторитетно подтвердил, что при прославлении атамана Петра Калнышевского действительно не было никаких чудес.
Если не останавливаться на личных выпадах, которые, конечно, не украшают научную дискуссию, то по существу аргументов, приведенных владыкой Лукой, можно сказать следующее:
Правила канонизации, которые я привел, не являются частным богословским мнением, а являются мнением Церкви, поскольку они сформулированы в Определении Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Определение Собора звучит так: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его». Таким образом, соборное Определение выделяет три критерия: богоугодная жизнь; народное почитание; чудотворения после кончины. Никто – ни Священный Синод, ни архиерей – не может своим решением отменить действие этих правил!
В моей статье не было призывов канонизировать «чудотворцев», «экстрасенсов», Григория Распутина и т.д., как пытается представить владыка Лука, наоборот, там было сказано о том, что есть много примеров, «когда народное почитание своим объектом имело ложных подвижников», именно поэтому так важно исследование жизни подвижника и так важны проверенные, а не ложные чудеса.
Теперь что касается порядка обретения мощей. На эту тему есть Определение Священного Синода от 4 октября 2012 года. С ним можно ознакомиться на сайте Синодальной комиссии по канонизации святых.
В случае с атаманом Петром Калнышевским были нарушены все четыре пункта Определения Синода и, главное, не было получено благословение Святейшего Патриарха на проведение раскопок. Из отчета, который постфактум был прислан в Синодальную комиссию, следовало, что точное место захоронения атамана было утеряно. В таких условиях проводить раскопки вообще бессмысленно, поскольку невозможно доказать принадлежность найденных останков конкретному лицу, а при совпадении антропологических данных можно лишь говорить, что останки могли принадлежать такому-то человеку (тем более если нельзя провести генетическую экспертизу).
Уважаемый архиерей в своей статье говорит о том, что я взял на себя смелость «осуждать решение Священного Синода Украинской Православной Церкви» и тем самым посягнул на соборность, «через которую действует Благодать Святаго Духа». Хочется напомнить владыке, что мы с ним пребываем в ограде Православной Церкви, где, в отличие от католиков, нет непогрешимого авторитета Папы. Непогрешимость в Православии принадлежит лишь Вселенским Соборам, все иные инстанции могут ошибаться. Именно поэтому существуют церковные правила канонизации, точное и буквальное соблюдение которых должно уберечь нас от ошибки. А ошибка, чьим бы авторитетом она не запечатлелась сегодня, рано или поздно будет исследована и обнажена перед церковной и светской общественностью. Черное будет названо черным, а белое – белым.
Выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля с.г., Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что принятие полнотой Церкви деяний того или иного Собора всегда осуществлялось постепенно, и, «как показывает церковная история, никакой Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они оказывались отвергнутыми народом Божиим, если не происходило общецерковной рецепции соборных постановлений».
В конце своей статьи владыка Лука ссылается на тяжелую ситуацию на Украине, которая нас всех очень беспокоит, но никакие политические соображения не могут оправдывать несоблюдение церковных правил, охраняющих церковное предание, в данном случае относящееся к прославлению святых.