«Исцеление Гадаринского бесноватого»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры!

В Евангельском чтении мы слышали об исцелении гадаринского бесноватого. В этом чтении бесноватый предстаёт перед нами как  образ нашей души. Наша душа призвана жить в любви, чистоте и святости. А вместо этого нашу душу терзают наши грехи и страсти, которые мы не можем побороть.

Господь встретил бесноватого на берегу Генисаретского озера. Когда бесноватый увидел Господа, он увидел в нём покой. Он видел в нём Бога. Бесноватый был в крайней степени одержимости, поэтому он упал к ногам Господа и сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя не мучь меня».  Без всякого сомнения, эти слова сказал бес. Потому что бесноватый был лишён разума. Как Господь мог мучить беса? Он одним Своим присутствием жёг и терзал бесов огнём Своей божественной любви. Господь спросил: «Как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него». Легион – это воинское формирование. В армии Рима в легионе насчитывалось 6 тысяч человек.

Свт. Лука Войно-Ясенецкий по этому поводу говорит: «Может кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может. Потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может поместиться их сколько угодно в одном месте – в сердце человеческом».

Тогда Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека. Бесы начинают умолять Господа чтобы он позволил им войти в стадо свиней, которое паслось на горе. Почему бесы хотели войти в стадо свиней? Свинья является среди евреев и мусульман символом нечистоты, т.е. бесы хотели показать, кем они являются. Господь позволил бесам войти в стадо, и они незамедлительно приводят свиней в безумство. Стадо свиней бросается с крутого берега в озеро и тонет в нём. Из этого наглядно видно, что бывает когда бесам дана полная свобода: она нас приведёт к погибели, к разрушению, к смерти.

В городе узнали о случившемся от пастухов, и жители страны ужаснулись. Они не были рады тому, что был исцелён бесноватый и у них не было благодарности к Богу за Его проявленное милосердие к жителям страны через бесноватого. Хотя жители страны Гадаринской и нуждались в исцелениях, но они просили его, чтобы Господь ушёл. Их охватил ужас и опасение, как бы дальнейшее пребывание Иисуса Христа в их стране не принесло им убытки.

Из всего ранее сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Сравнение бесноватого с нами;
  2. Отношение Иисуса Христа к бесноватому;
  3. Отношение Гадаринских жителей к Иисусу Христу.

Рассматривая первую ситуацию нам надо поставить себя на место бесноватого. Ведь каждый из нас  во власти страстей. Мы все в большей или меньшей мере одержимы тёмными силами. А цель бесовская  овладеть нами, чтобы мы стали их оружием зла. Зло они могут делать только через людей и одновременно сделать нас страдальцами, как тот бесноватый. Сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас к духовной борьбе. К борьбе со своими грехами и страстями. Мы сегодня слышали, как страшная сила зла может властвовать над нами, и кто может спасти нас от неё.

Рассматривая вторую ситуацию, нам надо задуматься о том, как мы относимся к другим людям. Когда помощь требуется сотням тысяч людей, мы помогаем. А когда перед нами один единственный человек и вокруг одни житейские дела, собственные нужды, мы проходим мимо. Мы забыли, что каждый человек  драгоценен, что второго такого не существует и, возможно, не будет существовать. Предложить ему помощь надо в любой момент.

А в третьей ситуации надо задуматься над тем, какой путь мы выбираем: тот «свинский» путь, который выбрали жители страны Гадаринской или тот, который указывает нам Господь. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея говорит: «Познай из сего, что где свинская жизнь, там живёт не Христос, а живут демоны».

С бесноватостью можно сравнить такой грех, как курение. Курение, есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, так считают многие курильщики, не осознавая, что нервы – это плотское зеркало души. Такое успокоение – это самообман, мираж. Наркотическое успокоение будет источником мучений души.

Как избавиться от страсти, сказал Иисус Христос: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Через таинства Церкви наша душа исправляется, исцеляется. Не надо куда-то ездить и искать “старцев”. В каждом храме совершается Божественная литургия, где мы можем начать исправление своей души.

Аминь!

 

Воспитанник 4-го курса Калужской духовной семинарии Александр Мельников