“К вопросу об особенностях курса канонического права, в аспекте преодоления церковных разделений”

В статье священника Павла Бочкова, доктора богословия, кандидата юридических наук, профессора кафедры Истории Церкви Черновицкого Православного Богословского Института рассматривается вопрос необходимости углубленного изучения канонического права в  духовных школах Русской Православной Церкви, так как дисциплина канонического права является одним из главных инструментов в деле повышения уровня правовых знаний православного духовенства, профилактики возникновения церковных разделений и их уврачевания.

 

Основав Свою Святую Соборную Апостольскую Церковь, Господь Иисус Христос наделил ее благодатью Святого Духа, а также учительной и законодательной властью, для охранения Церкви от нестроений, ереси и расколов. Данная власть, основывается на законах, данных Христом Своим ученикам, а через них, всей Церкви, которые устанавливают отношения между отдельными членами  Церкви. «Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с различными общественными союзами религиозного и политического характера, составляют церковное право. Данными нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богоданный строй» [13, с. 8].

В настоящее время назрела острая необходимость в комплексном и качественно новом подходе к изучению канонического и церковного права, так как вызовы современности, требуют новых и объективных ответов со стороны Церкви, способной дать эти ответы, основываясь на нормах канонического права. Понятия канонического и церковного права, не идентичны, т.к. имеют некоторые различия [7, с. С. 154 – 164; 8, с. 8 – 26; 2, с. 147 – 152], лаконично подчеркнутые проф.-прот. Владиславом Цыпиным: «Иными словами, каноническое право (jus canonicum) – все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вселен­ских Соборов на Востоке и до конца Средневековья на Запа­де, независимо от того, касается оно церковных или граж­данских дел. А церковное право (jus ecclesiasticum) – это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя. По замечанию немецкого ученого Рихтера, отношения того и другого права «можно представить под образом двух взаим­но пересекающихся кругов»» [16, с. 16; 15, с. 83 – 86]. Не вдаваясь в тонкости пересечения данных кругов, остановимся на содержании курса канонического (церковного) права, необходимого для усвоения его норм и последующего применения в деле предотвращения и преодоления церковных разделений.

Особенно актуальна практическая сторона и область правоприменения канонических норм в отношении современных неканонических юрисдикций, разнообразных церковных расколов и самочинных сборищ, огромное количество которых возникло в последние два десятилетия не только в России, странах СНГ и Балтии, но и в русской диаспоре в дальнем зарубежье. Причины возникновения расколов всегда различны, но общей чертой для всех, является  разномыслие с Церковью, порожденное через уклонение от воли Божией, самоволие, что в свою очередь порождает грех, и, следовательно, духовное падение и смерть [7, с. 13]

«Эгоизм (гордыня) лукаво оправдывает и укрепляет себя через образность и логику, задействует эмоции и разум личности, нарушает их созидательное равновесие» [14, с. 150], заставляя лидеров раскольнических групп, изыскивать возможности оправдания своего отпадения от Церкви, оперировать различными каноническими нормами, зачастую трактуя их в извращенном и схизматическом ключе.

Каноническое право Православной Церкви в своем богословском и историческом происхождении является не только богословской дисциплиной, но и общественной и историко-политической. Каноническое  право представляет собой сформированный в течение двух тысячелетий корпус кодифицированного права (общеобязательных законов, защищенных определенными санкциями), которым регулируется внутренняя дисциплинарная жизнь Церкви, отношения Церкви и Государства, Церкви и общества, Церкви и отделившихся от нее сообществ.

В настоящее время в семинариях и академиях Русской Православной Церкви возрождена дисциплина «церковное (каноническое) право», однако, в подавляющем большинстве, преподавание курса сводиться не к самому праву, а к пространному экскурсу в его историческое прошлое.  До сих пор среди преподавателей духовных школ совсем не много специалистов имеющих юридическое образование или высшее богословское образование в области канонического права. Между тем вопросы развития отечественного церковного правоведения – жизненно важны для Церкви и ее будущего. Именно поэтому, дисциплина «церковное (каноническое) право», практически не изучаемая в годы гонений, ныне повсеместно присутствует в жизни духовных школ Русской Церкви.

Особенность курса канонического (церковного) права заключается в предоставлении студентам возможности ознакомиться с основными направлениями развития канонического права в Православной Церкви, узнать о специфике богословского подхода к обществу, социальным общностям, сущности социальных взаимодействий и взаимоотношений через призму канонической мысли и права Церкви.

Целью преподавания курса канонического права является формирование у студентов современных знаний и представлений относительно канонической жизни Православной Церкви, главные направления теоретических и практических аспектов бытия, как самой Церкви, так и отдельного православного христианина.

В результате изучения данной дисциплины студенты овладевают знанием о церковных нормах, как в их сути, так и в историческом развитии, изучат и осмыслять их в систематическом порядке и во взаимной связи, осознают важность использования соответствующих церковных канонов, правил в жизни самой Христианской Церкви и общества. Особое внимание уделяется рассмотрению профессиональных качеств богослова, священника, религиозного мыслителя, а также христианской этики церковной жизни.

В процессе изучения курса церковного (канонического) права студенты должны:

  • получить содержательную информацию о месте канонического церковного права в системе богословского знания и в жизни Церкви;
  • осмыслить важное значение и роль церковного права в процессе познания церковной и общественно-политической реальности мира, а также в формировании поведения православного человека в социуме;
  • усвоить систему знаний об объективных факторах развития канонического права и роль святых отцов Церкви, выдающихся богословов, церковных деятелей и религиозных мыслителей в становлении современного канонического права Церкви;
  • знать специфику канонического подхода к изучению церковной жизни, общества, социальных групп, сообществ, организаций, взаимодействия личности и общества, церковных отношений с государством;
  • уметь определять предмет и задачи церковного права, характеризовать его дисциплинарное проявление, оперировать понятиями и категориями, истолковывать роль и ценностное значение церковного права в контексте формирования и развития христианства;
  • овладеть системой знаний об основных этапах формирования церковного права в истории Христианской Церкви;
  • анализировать источники, историю и специфику возникновения канонических норм в жизни Христианской Церкви;
  • владеть навыками работы с церковными и правовыми документами;
  • различать специфику церковно-канонических сборников,
  • объяснять, интерпретировать и применять церковные каноны в рассмотрении, существующих проблем церковно-приходской жизни;
  • уметь распознавать, понимать и оценивать церковную и общественную жизнь на основе системного канонического подхода и всестороннего богословского видения духовных проблем человечества;
  • понимать роль церковного права в жизни Православной, Католической и Древних Восточных Церквей, а также протестантских деноминаций;
  • понимать специфику толкования церковных канонов, особенности и закономерности функционирования церковно-правовых норм; специфику Номоканонов; содержательную специфику хронологических канонических сборников, а также специфику смешанных канонических сборников.
  • понимать важную и определяющую роль Вселенских Соборов в формировании канонического права и догматической мысли Церкви;
  • специфику толкования церковных канонов;
  • свободно ориентироваться в структуре церковного устройства [3, с. 4 – 5].

Как дисциплина, каноническое право является одной из основных в подготовке православного духовенства, специалистов-богословов, церковных деятелей, и направлена ​​на то, чтобы комплексно ознакомить студентов со становлением духовной жизни и всестороннего развития Христианской Церкви. При этом каноническое право, как наука, логически связана со всеми базовыми и специализированными дисциплинами в структурно-логической схеме богословских наук.

Все вышеприведенные аспекты, позволят грамотно и обоснованно использовать полученные знания в деле преодоления церковных разделений. Без знаний о нормах канонического права, не может идти и речи о применения этих норм к неканоническим сообществам, в вопросе их  примирения с Церковью.

Одним из самых ярких событий новейшей истории Церкви, свидетельствующей о развитии отечественного канонического права и его реализации на конкретном примере, является эпохальное подписание Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Церкви [10, с. 2 – 11] в 2007 г. Подписание данного документа, положившего конец многолетнему болезненному разделению между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, было бы не возможно без длительной, кропотливой работы и богословских собеседований [9] между церковными историками и канонистами, изучивших причины возникшего разделения и пути к его уврачеванию.

В настоящее время, на канонической территории Русской Православной Церкви, действует несколько десятков различных неканонических юрисдикций, использующих конфессиональные симпатии населения, различным образом старающиеся привлечь в свои ряды как можно больше новых адептов, что не может не вызывать озабоченности в Церкви. Уже сейчас можно уверенно говорить о существоавнии около двух десятков различных неканонических групп, имеющих происхождение от части РПЦЗ, не согласившейся с  уврачеванием разделения [6], о нескольких группировках, имеющих происхождение от т.н. «Украинской Автокефальной Православной Церкви», требующих пересмотра не только канонических норм Православной Церкви, но, зачастую, исповедающих различные вероучительные заблуждения [4], более трех десятков неканонических юрисдикций, имеющих притязание на наименование некой «национальной автокефальной православной юрисдикции», умело использующие при этом политические и националистические силы [5]. Кроме того, достаточно агрессивны и непримиримы по отношению к канонической Церкви, различные малочисленные старостильные группы, действующие на территории Русской Церкви и имеющие духовную и юрисдикционную связь с схизматическими греческими старостильными группами [12, 11].

Углубленное знание канонического и церковного права клириками и учеными нашей Церкви, смогут существенно помочь в деле предотвращения церковных разделений и уврачевания расколов, т.к. Русская Православная Церковь всегда готова к диалогу с отпавшими, дабы привести их к спасительному единству, ведь только в соборном Единстве Церкви,  и совершается дело спасения, где «каждая личность в соборном единстве может выразить себя, расцвести в многообразии благодатных дарований, не нарушив единства любви. Это и есть начаток царства Божия на земле» [1, с. 33].

 

Источники и литература:

  1. Адельгейм Павел, иерей. Догмат о Церкви в канонах и практике. Реанимация церковного суда. — Нижний Новгород, 2008.
  2. Борщ И.В. Русская наука церковного права в первой половине ХХ века: Поиск методологии / Предисл. А. Аржаковского, О.А. Седаковой. — М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  3. Бочков П. В., Мартишин Д. С. Навчальна програма дисципліни «Церковне право» (для бакалаврів). — К.: МАУП, 2014.
  4. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ – ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. — Киев: ДП «Персонал», 2014.
  5. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ – ХХI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии: монография. — Киев: «Послушник», 2015.
  6. Бочков Павел, свящ.Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ – ХХI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. — Киев: ДП «Персонал», 2014.
  7. Величко А.М. Церковь, власть и право: Сборник статей. — СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2005.
  8. Жилюк С.I. Право Церкви в iсторико-канонiчному дискурсi: навчальний посiбник. — Острог: Видавництво Нацiонального унiверситету «Острозька академiя», 2015.
  9. История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917 – 1933). Материалы конференции г. Сэтендре (Венгрия) 13 – 16 ноября 2001 г. — Кн. 1. — Издание обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2002.
  10. К подписанию Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви // Православный церковный календарь, 2008. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 2 –11.
  11. Марк [Арндт], архиепископ. На пути к уврачеванию разделения в Русской Церкви – предсоборный процесс // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 137 – 148.
  12. Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). — М., 2009.
  13. Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви XI – XXI вв.): учебное пособие. — М: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2016.
  14. Хвыля – Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. — М., «Даръ», 2008.
  15. Цыпин Владислав, протоиерей. Каноническое право. — М:  Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
  16. Цыпин Владислав, протоиерей. Церковное право. Учебное пособие. — М: Круглый стол по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви, 1996.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).