Митрополит Калужский и Боровский Климент: Что взять с собой в предстоящий год?
В преддверии новогоднего праздника мы готовимся желать близким всяческих благ: здоровья, радости, материального благополучия, жизненных успехов, светлых впечатлений.
Мы подводим итоги прожитого времени, вспоминаем радостные моменты, планируем новые цели, обдумываем, что из своей жизни хотели бы сохранить и в будущем.
Не все зависит только от нашего желания. Но есть вещи, на которые мы можем повлиять. Например, если мы хотим, чтобы в нашей жизни были книги, мы способны взять их с собой в наступающий год. Что я имею в виду? Свою любовь к чтению мы должны передать следующим поколениям.
Наверное, кто-то скажет: «Понятно, что не нужно скрывать свой интерес к книгам от детей и внуков, стоит ходить в библиотеки, покупать литературные издания, уделять больше времени самостоятельному и совместному чтению». Все перечисленные утверждения справедливы. Усвоенное дома крепко сидит в сознании, уме и сердце ребенка. Пример семьи велик. Почему вырастают дети, которые не читают? Чаще всего потому, что в этом им некому было подражать.
Если же взрослые относятся к книге как к ценности, то такое отношение передается и подрастающему поколению. В подростковом возрасте ребенок, возможно, побунтует и против чтения, хотя, скорее всего, что он просто станет самостоятельно выбирать издания. Может быть, он не станет заядлым библиофилом — многое здесь зависит от темпа жизни и занятости — но человек будет подрастать читающий.
Однако, что можно сделать, если в некоторых семьях практически нет литературы? Разве в силах повлиять на такую ситуацию всего лишь знакомый?
Увлечь чтением всех и сразу — непосильная задача, однако, если ставить перед собой более конкретные цели, их вполне можно достичь. Начинать нужно с самого простого: принести красочное издание в дом и подарить его. Главное, помочь рассмотреть ценность бумажной книги.
К сожалению, ее пока не обнаружили во многих и многих домах. Такое отношение удивительно, ведь еще с древности книгой на Руси очень дорожили, причем не только из-за ее высокой стоимости. Она становилась для людей руководством к нравственной жизни. «Испокон века книга растит человека», — так об этом гласит пословица, а Нестор – летописец отмечает, что, ищущий в книжных источниках мудрости, обретет для своей души великую пользу. В современную же эпоху, эпоху информации, книга, как важнейший ее носитель, перестает быть столь востребованной. Здесь важно учитывать, что практически каждый может приобрести качественные интересные издания, а они перестают интересовать широкую аудиторию.
Отправимся ненадолго в прошлое. Повсеместное приобщение населения к чтению произошло в конце ΧΙΧ века. В это время в деревнях и селах стали активно открываться церковно-приходские школы. В оплате помещения крестьянам оказывали значительную помощь епархиальные управления, и все же не все дети могли учиться. Но и из окончивших школу немногие стали настоящими ценителями литературы. Позволить себе купить книгу мог не каждый, а умение читать чаще пригождались для решения бытовых вопросов.
Первая мировая война, следовавшая за ней Гражданская война, голод, нищета, репрессии — многим ли в таких условиях было до покупки литературы? В пожарах книги безвозвратно пропадали, терялись при переезде. Люди порой не имели ни жилья, ни имущества, даже самого необходимого не доставало. В 1940-ые годы страну настигла новая беда. После оккупации, блокады Ленинграда, когда в руины превращались города, в пепелища деревни, можно ли было ожидать, что у людей сохранились домашние библиотеки? И все же в таких нечеловеческих условиях люди понимали, что книга — это великое сокровище, источник знаний.
Мне рассказывали про многодетную семью, которую в советское время отправили в ссылку. В дорогу можно было собрать только самое необходимое, и супруги, имеющие пятерых детей, взяли с собой книги. С наступлением Великой Отечественной войны этим людям вновь пришлось переезжать на новое место, и вновь их верными спутниками стали художественные издания. Понятно, что в такой семье все дети выросли ценителями литературы.
В советский период, когда историю пытались переписать, существовала жесткая цензура, а религия находилась под идеологическим прессингом, потребность в чтении у людей все же оставалась. Особенно роль духовной книги понимали православные верующие, которые ежедневно должны были отстаивать свои убеждения. За найденную литературу духовного содержания, а тем более Евангелие, человека могли арестовать. И все равно люди рисковали, поскольку понимали, что только слово Священного Писания поддерживает их в трудных обстоятельствах (ср. Мф.4:4).
Так, священник Николай Блохин, ставший в 2016 году лауреатом Патриаршей литературной премии, в начале 1980-х годов сидел в тюрьме и работал в лагерях за тайное распространение православных изданий. «Там я молился, как никогда, — признался впоследствии священнослужитель, — там я начал писать». В следственном изоляторе Лефортово появилась первая повесть будущего православного литератора «Бабушкины стёкла».
Новая эпоха перестройки принесла с собой перемены: нестабильность, ломку прежней жизни, отсутствие твердых ориентиров. С экрана людей призывали жить в свое удовольствие, в то время как значительная часть населения оказалась на грани нищеты. Многим приходилось выживать, хватаясь любую возможность заработать. И вновь в сложный момент выявились люди, которые дорожили литературой, продолжали читать детям, и, напротив, те, кто предпочел материальные блага внутреннему совершенствованию. По словам же апостола Павла, если человек стремится к Небесному Отечеству, то ему следует думать о горнем, а не о земном, преходящем (ср. Кол.3:2).
За всю историю человечества книга не потеряла своей значимости. Она все так же остается сокровищем научных: исторических, математических, философских и др. знаний. Литература воспитывает культурную личность. «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг», — говорил Виктор Гюго. Есть издания, которые передают нам личный опыт духовной жизни многих святых. Их наставления становятся поддержкой для христианина в стремлении к Богу. Промыслительно, что и само слово Господне дошло до нас в письменном виде.
Несмотря на то, что всегда были и сейчас есть люди, которые стараются купить литературу, сберечь библиотеки, их не так много. Поиск виновных — это не выход из сложной ситуации, а исправить ее можно только действием, добрым поступком. Например, если дети ваших знакомых не читают, подарите им издание о Рождестве — первом великом празднике наступающего года. Пусть это будет не самый сложный, но запоминающийся сборник с яркими иллюстрациями, написанный доступным языком. Ребенок начнет рассматривать картинки, возможно, взгляд зацепится и за текст. Прочитанная книга — хороший результат для детей, которые раньше почти не уделяли этому времени.
Может быть, вашим подарком станет классика в удобном формате: она точно понадобится для школьных занятий. Хорошим вариантом для девочки может стать издание о жизни ее святой покровительницы. Мальчика может увлечь книга о святых полководцах, мудрых правителях, мужественных воинах. Пусть в выбранном издании будет больше рисунков, чем текста. Главное — вызвать у ребенка интерес к процессу чтения.
На праздники придумайте для гостей, взрослых и детей, интересную игру, призом в которой станет книга. Добытая собственными усилиями, в их глазах она будет иметь совсем другой вес. Вспомните, как на викторинах и конкурсах дети стараются выиграть конфету, игрушку, блокнот и т.д.
Уверен, что ваш опыт и фантазия помогут найти еще множество способов как познакомить детей и подростков с миром литературы. Важно приучать их к чтению с любовью и помнить о ценности личного примера. Сначала стоит приучить себя к доброму, и только после этого помогать исправиться другим людям (ср. Мф.7:5). Если мы хотим, чтобы и в следующих десятилетиях книги не исчезли из нашей жизни, сегодня мы должны приложить к этому все усилия.