Митрополит Климент: Время учит отличать главное от второстепенного

«Как быстро мчится время!», – вздыхаем мы и тут же пускаем его на самотек.

В отдельные периоды отношение личности к жизни, данной Богом, меняется. Для ребенка, еще не испорченного грехом, время длится медленно. Дитя проживает новый день, ощущая его во всей полноте. Для взрослого — жизнь течет все быстрее, а пожилой человек вовсе путает дни с месяцами, а годы с десятилетиями.

Изо дня в день нам «ни на что не хватает времени». В то же время мы почему-то уверены, что самое главное в жизни еще успеем, откладываем его на более поздний срок.

Молодые хотят от жизни ярких впечатлений, новых удовольствий. Когда им напоминают о целомудрии, необходимости сохранять доброе имя семьи, отмахиваются от советчиков. Часто приходится слышать: «Правильно буду жить, когда стану старше». В пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» подобным образом рассуждает юная героиня Мария Турусина. Она говорит тетушке: «Буду жить весело… если согрешу, я покаюсь. Я буду грешить и буду каяться». И невдомек, что изменить себя, когда грех стал привычкой, почти невозможно.

Свободная от добродетели и от Бога жизнь может привести к самым неожиданным последствиям. Хранить целомудрие молодые люди должны с детства. Если в юности в отношениях с людьми противоположного пола человек руководствуется своими импульсивными желаниями, о верности не задумывается, хочет лишь ярких впечатлений, он постепенно теряет способность к серьезному чувству. Все сложнее становится отказаться от привычной страстной жизни. Более того, неразборчивость в способах проведения досуга сильно сказывается на здоровье человека.

Призывом: «Бодрствуйте!» Господь напоминает христианам, чтобы мы постоянно следили за собственными мыслями, словами и поступками. Если же случилось впасть в грех, необходимо сразу же покаяться, пока его последствия не стали неисправимыми.

Произошла ссора между двумя близкими друзьями. Наговорили друг другу обидных слов, разошлись, не попрощавшись. Прошло немного времени. Один из них осмыслил, что ссора глупая. Нужно помириться и забыть о нелепой ситуации. Совесть подсказывала ему, что он должен выступить инициатором примирения, но почему-то благая цель откладывалась на потом. И причины вроде бы есть: дела, на работе задержали, гости пришли, с братом нужно сходить на стадион и прочее. Прошли недели, месяцы. Когда мужчина наконец собрался, оказалось, что друг по старому адресу уже не живет. Новые хозяева ничего о нем не знают: почему пришлось так срочно уезжать, что с ним. Может быть, размолвка косвенно повлияла на решение уехать? Отказали ему в помощи, назвали его попрошайкой, и он вынужден из двушки с двумя детьми и больной супругой переехать в однокомнатную квартиру на окраине или вообще загород, где цены ниже. И так расстались не примирившись.

С похожими жизненными ситуациями мы сталкиваемся очень часто. Человек хотел бы все вернуть обратно, но это уже невозможно.

К сожалению, подобные взаимоотношения выстраиваются у нас и с Богом. Сплошь и рядом приходится слышать: «В Бога верю, а в церковь не хожу, хотя надо бы. Вот состарюсь – буду молиться, как мои дедушки и бабушки в храм ходить».

Родные воцерковились уже немолодыми. Этот факт склонны игнорировать. Большинство храмов в пору их юности были закрыты, книги о вере не издавались. Сейчас же ситуация иная. В церковь приходят люди всех возрастов. Откладывать участие в церковной жизни на долгие годы – легкомыслие или лукавство в первую очередь перед самим собой.

Образцом того, как необходимо ценить время, видеть важное, а незначительное отсеивать, служит житие преподобной Марфы Дивеевской.

За свою недолгую жизнь — девятнадцать лет, она достигла высокой добродетельной жизни. Ребенком Мария (так ее звали до пострига) воспитывалась в благочестивой семье. Ее старшая сестра ушла в монастырь, и девочка тоже всей душой стремилась служить Господу. В тринадцать лет Мария впервые побывала у преподобного Серафима Саровского, которому было открыто, что ребенок избран Богом на духовный подвиг. Старец благословил ее жить при монастыре.

Мария отличалась особым усердием: неукоснительно исполняла наставления преподобного Серафима, непрестанно молилась, почти не разговаривала. Она была кротка, смиренна, целомудренна.

Описан случай, когда родители спросили ее, как поживает один из монахов. Девочка растерялась и спросила, как он выглядит? Оказалось, что духовник не благословил ей смотреть на иноков, и та, чтобы не нарушить слов святого, повязывала платок так, чтобы кроме земли ничего не видеть.

Старцу была открыта скорая кончина юной подвижницы. Он плакал и радовался одновременно, говорил, что у новой женской обители появилась покровительница. В Дивеево в то время только начали создавать монастырь, воздвигать храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Инокини с молитвой складывали камни для строительства. Святая, привыкшая добросовестно исполнять послушание, носила их помногу, а затем присела отдохнуть и тихо, словно уснула, отошла к Господу. Имевшая твердую веру и следовавшая слову Спасителя, она перешла «от смерти в жизнь» (Ин.5:24).

Преподобная Марфа проявила великую мудрость, не свойственную человеку ее возраста. Она поняла, что пребывание на земле является для человека испытанием его верности Богу. Каждый из нас постоянно делает выбор — быть с Ним, или отдалиться от своего Творца, жить ради своих интересов. Путь земной жизни у людей разный, но, в то же время, есть и много общего, и цель одна. Создает ли человек семью или избирает монашеский путь, ‑ он через труд, перенесение болезней, жизненных неурядиц и т.д. должен прийти к Богу. Одному Бог дает растить детей и не роптать, а другому видеть труд ближнего и благотворить.

Главное, что определяет, следуем ли мы за Христом — это устремление нашего сердца. Что мы считаем основным в своей жизни? Можно посещать больных, помогать инвалидам, чтобы добиться похвалы окружающих, а можно и стоять у плиты, но даже это повседневное дело совершать ради любви к ближним. А если человек в это время молится, он приближает свое сердце к Богу.

Одни хотят устроенной жизни на земле, строят планы на будущее, где нет места евангельской истине. Вроде бы все удается, цели осуществляются, но с годами настоящее счастье не приходит. Другие избирают смыслом жизни служение Богу, следование Его воле. Судьба их часто полна горестей, но именно рядом с такими людьми можно ощутить настоящую любовь. Они славят Бога, они светятся радостью, они способны к искреннему сочувствию и первые приходят на помощь. В чем причина? Как говорит святой Феофан Затворник, часто мы называем счастьем внешние вещи, но оно заключено в нас самих, в отрадном состоянии духа. Это радость пребывания с Господом и отнять ее не может никто (ср. Ин.16:22).

Потому преподобная Марфа Дивеевская предпочла тяготы ради Христа земному благополучию. Ведь, по словам апостола Павла, страдания нашей жизни кратковременны, но они в преизбытке помогают приобрести вечную славу, «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор.4:18).

«Вечерняя Москва»