«Мученичество. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский»
Проповедь воспитанника II курса бакалавриата КДС Вячеслава Бахаева, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 11 октября 2018 года, на тему: «Мученичество. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы и братия!
От самого своего зарождения, христианская вера проливает свою невинную кровь, как факт своей истинности и непреложности. Люди, страдая за Христа, радовались этому, и Бог помогал им переносить муки. Таков был дух первых последователей веры Христовой. Христианство было терзаемо во все времена своего существования, иными словами – нет мученичества – нет христианства. Господь сказал своим ученикам: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».[1] Сам глава Церкви – Иисус Христос страдал на кресте как человек и воскрес как Бог, чтобы спасти нас. Мученики – это «фундамент» нашей веры, заложенный Спасителем. В первые века христианства наша Церковь прошла через закалку огнем и мечом.
Мученики первого тысячелетия могли столько претерпеть при условии смирения. Мы же в свою очередь и веры то своей иногда стесняемся, нам стыдно перекреститься в общественном месте, а потерпеть от кого бы ни было унижения или поношения тоже не можем. Это говорит о том, что у нас нет смирения. В Евангелии от Луки сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»[2]. Без кротости мы не сможем пострадать за Христа и взять на себя мученический венец, не имея смирения. Если не можем терпеть за свои грехи, то не сможем терпеть и ради Бога, это особая сила духа. Когда мы празднуем память святых необходимо молиться им, чтоб они помогали нам нести кресты наши и укрепляли нас в вере – вели к Богу. Наша жизнь складывается из вектора, который направлен из нашего сердца. В Псалтири сказано: «Даст ти Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит».[3] Вот и даёт Господь по сердцам нашим, и мы думаем, что это всё не заслуженно. Да, мы этого не заслужили – мы заслужили большего воздаяния за наши прегрешения. Мы грешим и не хотим пострадать за наши грехи, искупить их. Вот какой же пример явила нам преподобная Мария Египетская. Она вела распутную жизнь, была блудницей, когда она начала каяться в грехах, то ушла в пустыню. После нескольких десятков лет подвигов превыше человеческого естества, то есть мучений, она сказала: «Я грешная женщина, блудница убогая…»
Му́ченик (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος — свидетель, лат. martyr — свидетель) — человек, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества. Мученики играют значительную роль в истории религий.[4] Мученики – это свидетели Христовы, которые возвестили победу над смертью. Одним из таких свидетелей является святой благоверный князь Вячеслав Чешский, память которого совершалась накануне 11 октября по новому стилю. Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.
Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.
Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.
Пример каждого мученика – это живое доказательство Христа. Безусловно, не от каждого из нас требуется такой подвиг веры как мученичество, но это не означает, что мы должны расслабляться и вести беспечную жизнь и отстраняться от этого свидетельства. И мы с Вами свидетели, потому что наша жизнь и наши добрые дела, и сострадательное отношение к ближним, должны быть самой настоящей проповедью христианства. Если мученики – это фундамент, то все остальные, мы с Вами – это дом с крышей и жителями. Давайте начнем «страдать» друг за друга для начала. По слову апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».[5] Необходимо выстроить культуру отношения с людьми и проявлять смирение и кротость. Быть верными в малом, тогда и в большем преуспеем. Аминь.
[1] Евангелие от Иоанна 15:20
[2] Евангелие от Луки 16:10
[3] Псалтирь 19:5
[4] https://ru.wikipedia.org
[5] Гал.6:2