“О Богомыслии”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Человеку свойственно мыслить. Сегодня я бы хотел поговорить о такой добродетели как богомыслие. Что такое богомыслие и в чем его сущность?

Как нам пишет об этом свт. Феофан Затворник: “Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и прочего”. Для православного верующего человека все это ествественно. Естественно думать о Боге, рассуждать на темы, которые касаются каких-либо вероучительных истин, думать о спасении своей души. Таким образом, православные святые отцы понимали богомыслие как вознесение души к Богу.  Конечно эта добродетель напрямую связана с большим воздержанием, с усиленной молитвой, постом. Только очистив свою душу, человек может постоянно держать свой ум в рассуждении о Боге.

Как мы знаем, когда человек жил в раю, то весь его ум целиком занимал только Бог. Даже если человек познавал природу, познавал все красоты этой природы, все ее устроение, то в этом он видел премудрую руку Творца. Через природу человек познавал Бога. Когда человек ослушался Бога, преступил Его повеление, тогда он впал в грех непослушания, тут же ум его рассеялся и стал разорятся на разным предметы. Человек после этого уже не мог полностью посвящать все свои мысли Богу и думать только о Нем. Мысли человека стали идти по направлению все больее к земному, и они дошли до такого состояния, что человек Бога начинал постепенно забывать. Все мы знаем губительные последствия этого отхождения от Господа, таких примеров было немало за всю историю человечества.  Исходя из того, что в человеке преобладает грех, некоторые люди все же это понимали, причем  очень глубоко. Они сокрушались об этом. Они всегда хотели быть с Богом и возносить не только слова, но и весь свой ум ко Господу. Такие люди достигли  добродетели богомыслия посредством отсечения лукавых мыслей, и всю свою волю и свои мысли сопрягали с молитвой и постоянным памятованием о Боге. Этих людей Святая Православная Церковь прославила в лике святых. Немало их и в сонме святых Русской Церкви. К ним мы можем молитвенно обращаться с просьбами о помощи в достижении добродетелей. Они не только сами занимались сей добродетелью, но оставили и нам свои письменные творения, читая которые,  мы можем что-то почерпнуть для себя.

Как я уже сказал, святых, которые достигли добродетели богомыслия было немало. Мы не будем их всех перечислять, а возьмем одного очень известного святого отца, практически нашего современника –  святителя Феофана Затворника, цитату из трудов которого я уже приводил в начале своей проповеди. Упражняясь в богомыслии, для него было привычным делом записывать все мысли на бумагу. Именно поэтому мы имеем столь большое сокровище – его творения, наследниками которых мы с вами являемся. И вот что он записывал: “Когда глубоко бывает возмущена душа движениями какой-либо страсти, тогда она теряет надолго мирное устроение, делается неустойчивою, шаткою и к молитве негожей. Оставляет ее Господь, – и она влается. Покаяние и напряжение к собранности подготовляют, а Святое Причащение совершенно восставляет должный строй души”. Святитель Феофан ставит во главу угла покаяние и Причащение, эти две необходимые составляющие для спасения. И действительно, человек, который часто прибегает к этим таинствам, становится чище и ближе к Богу. А чем ближе он к Богу, тем легче будет держать в себе мысли только о Боге. Избавление от страстей дает чистоту сердечную и, человек, посредством таинств и воздержаний, начинает все глубже и глубже опускаться в свою душу, просматривая все ее места, где скрыты корни грехов.

В нашем современном мире трудно стяжать в себе эту добродетель. Житейские заботы, какие-либо проблемы в разных сферах жизни заставляют человека думать о них, решать их, причем разными способами. У современного человека столько дел, что и некогда особо подумать о Боге. В таком постоянном процессе загруженности человек проживает иногда и всю свою жизнь, так и не встретив Бога за тот промежуток времени, который Бог отвел для подготовки к вечной жизни. Сколько таких случаев?  Очень много, и они повсюду.

Есть поговорка: “Пока гром не грянет – мужик не перекрестится”. Вот ее и можно отнести к современному человеку в плане богомыслия. Бывает так, и очень часто, что живет человек, и не нужен ему ни Бог, ни таинства, а если и нужна исповедь, то, по его рассуждению, она нужна чтобы снять грехи, чтобы легче было на душе. Думает он, что “изгладятся” грехи, совесть перестанет мучать, а чтобы с Богом соединиться – об этом человек не думает. Можно заметить такую тенденцию, что человеку всегда от Бога что- то нужно только тогда, когда человеку тяжело. Особенно часто можно это наблюдать в болезни. Жил себе человек, не думал о Боге. Бог попустил болезнь, и тогда: “Господи избавь, Господи спаси!”. Господь спасает. Человек выздоравливает, и снова начинает жить как жил до болезни. Ничто человека не учит. И это очень печально. Прогневляет человек Бога тем самым, Бог увидит, что не хочет человек меняться, и это может закончиться даже смертью. Смерть – это особое явление, которое как раз и может повлиять на человека, чтобы он непрерывно размышлял о своей греховности и о Боге. Она будет движущим звеном, способствующим к памятованию о Боге, о необходимости исповеди, о воссоединении с Богом в таинстве Евхаристии.

В заключение хотелось бы сказать, что жизнь наша очень коротка. Не успеем оглянуться, как уже будем стоять у порога перехода к вечной жизни. Частое памятование о Спасителе нашем будет нам великой пользой в видении своих грехов и борьбы с ними.

Да поможет нам в этом Господь, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех Святых!

Аминь!

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Александр Жидков