«О пользе поста»
Проповедь воспитанника подготовительного курса КДС Карпенко Павла, произнесенная после вечерних молитв в семинарском храме ап. Иоанна Богослова 9 марта 2018 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Пост и молитва, по указанию и опыту Святых Отцов Церкви – это два крыла, благодаря которым, мы можем взлететь на небо, то есть отрешиться от всего греховного.
Пост, это не просто воздержание от вкусной и обильной пищи. Но это есть воздержание, приписываемое нам Церковью. Существует два вида поста: духовный и телесный.
Телесный пост – это умеренное воздержание от пищи и пития, это отказ себе от привычного греховного образа жизни (например: зависимость от соц. сетей, прослушивания музыки, шуток и т.д.)
Духовный пост – заключается в борьбе с греховными помыслами, привычками, воздержанием от зла, молитвенным упражнением, аскетизмом.
Хоть телесный пост отличается по своим внешним признакам от духовного, но он непосредственно связан с ним. Когда мы отказываем себе в пищи, наши страсти слабеют и нам становится легче бороться с ними.
Святитель Игнатий говорит: «Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Так же святитель Игнатий пишет: «Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен, прежде всего, подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им».
Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк.21:34), – говорит Господь. Объядение и пьянство, – по мысли свт. Игнатия Брянчанинова, – «сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, то есть вводят человека по душе и телу в плотское состояние». “Плотский человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию”.
Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к принятию Божественной благодати.
От пресыщения своей плоти в душе развиваются страсти, которые не дают нам молиться от всего сердца. Пост направляет нашу молитву и возносит ее к Самому Богу. А нарушающие пост, как говорит Святитель Феофан Затворник: «Сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией».
Кто, не обработав земли, засевает ее, тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды плодопринесем грех.
Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянной, то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства и прочих.
«Чудное совокупление поста с молитвою, – говорит преподобный Марк Подвижник, – молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва»
Дорогие братья, так давайте стараться совмещать пост с молитвой, и да поможет нам в этом Господь.
Аминь!