Пастырство и духовничество

Пастырство и духовничество — тема непростая, для разрешения многих связанных с нею вопросов часто необходимо обращаться к текстам Священного Писания и трудам святых отцов и подвижников благочестия. Мы публикуем текст иеромонаха Иоанна (Лудищева), который может быть полезен будущим священнослужителям. В настоящей же статье подобраны наиболее важные мысли о духовничестве и пастырстве и их особенностях из Евангелия и творений святых и известных пастырей.

Определение и синонимы духовничества (душепопечения)

Духовничество является важнейшей частью пастырского служения.

В Священном Писании, творениях святых и подвижников благочестия, церковных трудах оно также называется «душепопечением»[1], «духовным попечением о пастве»[2], «духовным окормлением»[3], «духовным руководством»[4], «детоводительством душ»[5], «духовным пестунством»[6], «попечительным руководством людей в духовной жизни»[7]; «строительством душ»[8], «непрерывным попечением о спасении паствы»[9].

Во всех этих значениях духовничество понимается как попечение [о верующих] пред Богом (2 Кор. 7:12), как созидание Тела Христова (Еф. 4:12), как изображение в верующих Христа (Гал. 4:19), то есть возведение верующих «к прежнему созерцанию спасения в Господе и отображению подобия Христа в душах их»[10].

Святые отцы также говорят о духовничестве (душепопечении)[11] как о «назидании душевном, или попечении о спасении»[12] людей, о заботе «о вечном спасении душ, вверенных их [духовников] попечению»[13], о руководстве «к совершенству другого»[14], об «управлении душами человеческими, [которое] есть искусство из искусств»[15], об искании того, «чтобы в душах, приводимых ко Христу, возвеличивался и возрастал один Христос»[16]; они понимают душепопечение как готовность «сострадать и помогать пасомым»[17], как труд «поносить немощи» человека, с помощью разума, подаваемого Господом «уразуметь потребное [человеку] и расположить [его] к деланию того [полезного для спасения]»[18]; как совершаемое благодатию Божией духовное возрождение людей и руководство их к духовному совершенству[19], как дело, которое состоит в том, чтобы «оберегать его [человека] на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств»[20].

Святитель Григорий Богослов, говоря о духовничестве, указывает, что пастырь должен в пасомом «воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира, и скажу более — быть богом и творить богами»[21]. Потому пастыри«стоят на середине, на переходе от земли к небу и то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют»[22].

Образы душепопечения в Священном Писании Нового Завета, у святых отцов и подвижников благочестия

Существенной чертой служения душепопечения является «сострадательная любовь», способная извинять и прощать ближнего[23]. В этом, в свою очередь, заключается необходимое для духовничества «сораспятие со Христом»[24]. Также святитель Иоанн Златоуст отмечает, что, по слову Спасителя, «попечение о Его стаде есть знак любви к Нему Самому»[25].

Само же такое духовное попечение есть деятельное проявление заповеди Божией, данной ученикам о любви друг к другу: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (Ин. 13:34). Эта любовь была воспринята апостолами и в полной мере проявилась в их духовном попечении о христианах.

Такое попечение в Священном Писании Нового Завета описывается в различных словах и образах.

Говоря о служении, совершаемом им самим и другими учениками Христовыми, апостол Павел употребляет образ кормилицы (См.: 1 Фес. 2:7: мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими), которая, подобно птице, греет своя чада (слав.). «Так говорится о птицах, которые согревают своих детенышей, прикрывая их крыльями. Так и мать укутывает свое малое дитя у груди своей, чем и охраняет его, и живость ему придает»[26].

Сравнивая свои чувства к пастве с материнскими (См.: Гал. 4:19: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос), апостол Павел видит в душепопечении подобие родительской любви. Также отеческая забота проявляется, по слову апостола, в научении духовных детей, воспитании их жизни в Боге[27]каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2:11-12).

Свои образы для описания дела пастырского служения находят святые отцы и подвижники благочестия.

Святитель Григорий Богослов использует образ взращивания души как необработанной земли, которую должно возделывать[28]. Вслед за святителем Григорием архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит о духовничестве как о деле, которое состоит в том, чтобы «взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом»[29].

Служение душепопечения

Примером для апостолов в их попечительном служении о пастве был Сам Христос. В своем послании апостол Петр наставляет: Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (1 Пет. 2:25). Такими блюстителями — хранителями, оберегающими и наблюдающими за вверенными их попечению, должны быть и пастыри. По слову святителя Феофана: «Есть пастыри, на то уставленные, чтобы не смотреть только, как идут, а вести и нести…»[30].

При этом в душепопечении, как показывает апостол Павел, совершается полное забвение себя: я всем поработил себя, дабы больше приобрести <…> Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:19-22).

По слову святителя Иоанна Златоуста, духовничество заключается в том, «чтобы со всех сторон наблюдать состояние души»[31]. Совершаться же такое наблюдение должно с обязательным рассуждением: «Пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгой осмотрительностью и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия с местом, лицом и с течением дел внешних и внутренних, житейских и гражданских, во всем имея одну цель — побеждение зла и спасение душ»[32]. О том же, осмысляя опыт преподобного Петра Дамаскина, говорит и схиигумен Иоанн (Алексеев): «Руководитель должен быть бесстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность,намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение»[33].

Святитель Григорий Богослов свидетельствует о том, что духовнику нужно как врачу духовному «наблюдать и врачевать нравы, страсти, поведение, свободное произволение и все в нас тому подобное, исторгать, что приросло к нам зверского и дикого, а на место сего вводить и укоренять все, что есть кроткого и благородного, установлять надлежащее отношение между душой и телом, не попуская, чтобы лучшее управлялось худшим, что было бы величайшей несправедливостью, но низшее по природе подчиняя начальственному и владычественному, как, без сомнения, требует Божий закон»[34].

Духовное руководство заключается в том, чтобы «настроение их [верующих] умов и сердец, их мыслей, чувств, расположений и всей жизни» сделать таким, «какого требует христианство»[35], какое свойственно тем, чья жизнь совершается «во Христе благодатию Святого Духа» [36].

О пастырском попечении говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Кто ретив, направь, как лучше; кто ослаб, разбуди ревность; кто уклонился в сторону, возврати на должный путь; кто горем убивается, утешь и воодушеви; кто берется не за то, что ему пригоже, вразуми; поссорились, примири; обида произошла, рассуди право; бедность гнетет, устрой помощь; не понимают чего, разъясни; страсти кого одолевают, укажи, как справиться с ними»[37].

В этом смысле, сравнивая духовничество с врачеванием, святитель Григорий Богослов отмечает: «Наше врачевание и попечение все относится к потаенному сердца человеку (ср.: 1 Пет. 3, 11)»[38]. При этом «…Цель… врачевания — окрылить душу, исхитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Духом; короче сказать: того, кто принадлежит к горнему чину, соделать богом и причастником горнего блаженства»[39].

Подобное же указание можно найти и у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который определяет, что «духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию»[40]. Говоря о современном духовничестве, архимандрит Иоанн отмечает: «Сейчас насущно важно пробудить в людях истинно христианский дух, христианский взгляд на жизнь и христианское понимание смысла жизни; дать понятие о смысле и силе Креста Христова и наших малых, но таких важных для нашей жизни Крестов»[41].

Уврачевание самого себя — обретение пастырского опыта

Наставляя новорукоположенного священника, святитель Тихон (Белавин), обращается к нему: «Священник лишь в том случае может быть истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования. Да иначе и быть не может, ибо таков закон духовной жизни! Надобно, говорит святый Григорий Богослов, прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; освятиться, потом освящать. Один опытный в духовной жизни старец говорил: не сделаешь добра в другом больше, чем сколько будет его в тебе самом. Посему, для успеха пастырского делания твоего надлежит тебе первее всего позаботиться о собственном просвещении и очищении»[42].

Похожий совет дает молодым священникам и отец Александр Ельчанинов: «Нельзя врачевать чужие души (“помогать людям”), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе»[43].

 

Упование на Бога — опора духовничества

И в Священном Писании, и у святых отцов говорится о том, что основой душепопечения должно стать упование пастыря на Бога. На это указывает апостол Павел, говоря: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). Именно на Бога должно быть возложено упование пастыря в деле его душепопечения о людях.

Так, преподобный Иоанн Лествичник говорит о необходимости оставить для священника свою волю и всецело предаться воле Божией: «Имей и сам Бога руководителем и наставником твоим. Наставляемый Им как превосходнейшим правителем во всех твоих внутренних и внешних действиях и пред волею Его отсекая свою волю, будешь и ты без попечения, водимый единым Его мановением»[44].

Всякий наставник, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), должен всегда помнить о себе: «Мы <…> не более как орудия Промысла Божия. Мы, сами по себе, ничего не значим и, без особенной помощи Божией, не можем окормлять не только ближних, но и самих себя»[45].

 

Память об уповании на Бога, по мысли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), должна помочь священнику избежать и самонадеянности: «Мы же с вами лишь соработники на ниве Христовой. Будем делать от души дело, нам порученное, а взращивать-то будет Сам Господь. Может, и не даст Он нам увидеть плоды делания нашего, но это уж Божья воля, нам лишь — трудиться от сердца и живой душой»[46]; «Не мы с вами спасаем, не мы с вами даем силу к жизни, все — от Бога, мы же лишь посредники, свидетели, указатели»[47].

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также указывает: «В руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду — на Бога»[48]. «Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос»[49]. Духовникам необходимо «воспринять великое наследие — образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом»[50].

Примечательные слова о священстве сказаны священноисповедником Петром Чельцовым: «…Я — человек грешный, силы мои слабы; однако апостол и меня недостойного, как священника, называет “соработником Христу”… Буду я и дальше работать в вертограде Христовом, уповая, что и мой старческий труд “не тщетен перед Богом”!»[51].

Сознавая трудности душепопечения в современном мире, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) обращает внимание на необходимую для пастыря готовность совершать свое служение в то время и в той обстановке, в какой он живет: «Мы с Вами только священники и должны делать свое пастырское дело в той обстановке и в той среде, которую благословил Господь на данный период времени. “Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней”»[52].

Священник: советник и исповедник

Говоря о священническом служении, митрополит Иоанн (Снычёв) разделяет духовное руководство и совершение исповеди: «Духовное руководство одно, а исповедь — другое. Исповедьсуществует как таинство, в котором человек получает разрешение грехов, а руководство — это преподавание советов, которыми должен руководствоваться всякий, кто вручил свою душу духовному отцу»[53].

Также отличает исповедника-духовника от того, кто может давать приходящим с вопросами и просьбами советы, и святитель Феофан Затворник[54].

Потому священнику важно понимать, что на исповеди через него разрешаются кающемуся исповеданные Богу прегрешения. Если же приходящие на исповедь желают получить духовное руководство, «совет к разрешению того или иного вопроса»[55], они могут открывать священнику и «все, что относится до души: сомнения, падения, недоумения» [56].

Принятие исповеди — обязанность всякого священника, поскольку он — «только свидетель исповеди»[57]: «В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие»[58]. Потому «рукоположенному во священника самым рукоположением дается право и возлагается обязанность и грехи отпущать всякому, приходящему с покаянием. Почему, если сие право и сия обязанность не ограничены особым предписанием рукополагавшего, самое сие отсутствие ограничительных предписаний оставляет право исповедать неприкосновенным в той силе, в какой оно должно быть по рукоположению. Так вам нечего смущаться, что случалось исповедовать приходящих. Будете грешить, если откажете кому»[59].

Таковы размышления святых отцов и подвижников благочестия о пастырстве и духовничестве.

иеромонах Иоанн (Лудищев)

http://sdsmp.ru

 

[1] См., например: Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Душепопечение. О значении исповеди вообще // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/2 (дата обращения: 07.10.2017 года); Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовность и духовничество // URL: http://www.pravoslavie.ru/54286.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[2] См., например: «Пастыри духовные потому и называются пастырями, что они поставляются руководителями над вверяемыми их попечению духовными паствами» // Григорий Двоеслов, свт.Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ I ГЛАВА VII. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 66. // URL: http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[3] См., например: Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовность и духовничество // URL:http://www.pravoslavie.ru/54286.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[4] См., например: Никон (Воробьев), игумен. Как жить сегодня. Духовное руководство. Письмо Ю.А. Зражевской от 3 марта 1958 г. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/kak-zhit-segodnya/2 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[5] Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL:http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[6] Зефиров М. М. «Духовное пестунство, или Частное попечение священника о своих пасомых» (сочинение на соискание ученой степени магистра богословия).

[7] Певницкий В. Ф. Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. — Киев, 1892. — С. 3-4. // URL:

http://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://lib.kdais.kiev.ua/files/svjashenstvo.pdf (дата обращения: 07.10.2017 года).

[8] Горский А. В., прот. Венок на могилу Митрополита Московского Филарета. — С. 38-40.

[9] Там же.

[10] Феофан Затворник, свт. Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном. // URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/poslanie-galatam-tolkovanie/index.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[11] Далее указанные термины будут употребляться как равнозначные.

[12] Феофан Затворник, свт. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам. 2. Руководство Богоучрежденных пастырей 4, 11-13. // URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67824-tolkovanie-na-poslanie-k-efesyanam/#toc20 (дата обращения: 08.10.2017 года).

[13] Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ IГЛАВА VII. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 58. // URL: http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[14] Там же.

[15] См. там же. ЧАСТЬ I ГЛАВА I. — С. 5. // URL: http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6(дата обращения: 07.10.2017 года).

[16] Игнатий (Брянчанинов), свт. Том. 7. Письма к разным лицам. Письмо 86. К некоторому настоятелю о любви к братии, о умной молитве и о покаянии. // URL:http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_6/txt09.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[17] Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ IV. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 263. // URL:http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[18] Феофан Затворник, свт. Письма. Часть 3. Письмо 490. Ответ на просьбу о портрете, присылке новых книг и на разные вопросы продолжающей обращаться к святителю. // URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-3-490.html (дата обращения: 08.10.2017 года).

[19] См.: Антоний (Храповицкий), архиеп. О православном пастырстве. — М., 1906. — С. 1.

[20] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 599.

[21] Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL:http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[22] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М.: Лепта, 2005. — С. 569-570. См.: http://www.bogoslov.ru/text/4898078.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[23] Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ I ГЛАВА X. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 24. // URL:http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[24] Антоний (Блум), митрополит. О ПАСТЫРСТВЕ (Доклад в Московской Духовной Академии) // URL: http://www.mitras.ru/prop/prop_31.htm (дата обращения: 07.10.2017 года).

[25] Иоанн Златоуст, свт. О священстве (шесть слов). Слово второе. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/#1_2 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[26] Феофан Затворник, свт. Толкование на 2-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам). // URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/2-poslanie-solunjanam-fessalonikijcam-tolkovanie/inde… (дата обращения: 08.10.2017 года).

[27] Святитель Григорий Двоеслов вслед за апостолом Павлом указывает: «Пусть же пастырь духовный будет для своих пасомых и отцом по строгости (disciplina) и матерью по любви (pietale)». См.: Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ I ГЛАВА VI. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 56. // URL: http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[28] См.: Григорий Богослов, свт. Творения. В 6 томах. Т. 1. — М., 1843. — С. 28.

[29] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 599.

[30] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. Раздел 2. II. Характеристические черты христианской деятельности как нравственной // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/2 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[31] Иоанн Златоуст, свт. О священстве (шесть слов). Слово 2. // URL:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/#1_2 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[32] Феофан Затворник, свт. Толкование на второе послание к Тимофею (2 Тим. 2:5) // URL:http://bible.optina.ru/new:2tim:02:05 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[33] Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма Валаамского старца. Письмо 15. // URL:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/#1_15 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[34] Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL:http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[35] Феофан Затворник, свт. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам. 2. Руководство Богоучрежденных пастырей 4, 11-13. // URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67824-tolkovanie-na-poslanie-k-efesyanam/#toc20 (дата обращения: 08.10.2017 года).

[36] Там же.

[37] Там же.

[38] Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL:http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[39] Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Слова. — М.: Изд-во «Сибирская благозвонница», 2007. — С. 34.

[40] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 599.

[41] Там же. С. 79.

[42] Поучение преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, к новопоставленному иерею // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1900. Первое полугодие. — СПб.: Синодальная Типография, 1900. — С. 857-859. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/pouchenie-k-novopostavlennomu-iereju/ (дата обращения: 07.10.2017 года).

[43] Ельчанинов А., свящ. Записи. — М.: Издание Сретенского мон., 1996 (переизд.: Париж: YMCA-Press, 1978). — С. 141.

[44] Иоанн Лествичник, прп. Пастырь, или Слово особенное к пастырю. Глава 11. // URL:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/pastyr-ili-slovo-osobennoe-k-pastyryu/#0_11 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[45] Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к монашествующим. Письмо 12 // URL: http://www.odinblago.ru/pisma_k_monash(дата обращения: 07.10.2017 года).

[46] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 185.

[47] Там же. С. 516

[48] Там же. С. 603.

[49] Там же. С. 603.

[50] Там же. С. 599-600.

[51] Чельцов П., священноисп. Письмо архиепископу Владимирскому Онисиму (Фестинатову) // URL: http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god/svyashennoispovednik-petr-cheljtsov.html (дата обращения: 07.10.2017 года).

[52] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 513.

[53] Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — С. 27-28.

[54] «Спрашивается: как же быть? Другой слаще говорит, и душа к нему льнет. Вот этого-то я и не умею решить. Разве вот как? Отделить духовника от советника. Тот, кто получше говорит, пусть будет советник; а духовник — духовником. Сами извольте это дело порешить». См.: Феофан Затворник, свт. Письмо 751. Выпуск 4. // URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-4-751.html (дата обращения: 08.10.2017 года).

[55] Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — С. 27-28.

[56] Там же.

[57] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000. — С. 158, Также: Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма // URL: http://old.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/books/allletters/437/ (дата обращения: 07.10.2017 года).

[58] Там же.

[59] Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Выпуск 1. Письмо 14. // URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-1-14.html (дата обращения: 08.10.2017 года).

Учебный комитет РПЦ