“Подвиг веры святой великомученицы Варвары”

Проповедь воспитанника III курса КДС Силакова Севастиана, произнесенная за Божественной Литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги 17 декабря 2017 г. на тему: “Подвиг веры святой великомученицы Варвары”.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры!

         Святая Церковь празднует  день памяти святой всехвальной великомученицы Варвары, которая подобно псалмопевцу Давиду познала Господа через созерцание сотворенного Им мира.

Святая Варвара родилась в четвертом веке в городе Илиополе и была воспитана богатым и знатным отцом — Диоскором, ярым ревнителем служения языческим богам. Уже в юности святая Варвара обладала необыкновенной красотой, очаровывающей людские взоры. В силу этого, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и покоями и поместил ее туда жить, чтобы уберечь дочь от дурного влияния и лишних взглядов. Пребывая в отдалении от мирских развлечений, единственной радостью юной девы было созерцание дивных красот природы, виднеющихся из окон ее башни. Могучие горы, у подножия которых расстилались бескрайние зеленые луга, или же мириады сверкающих звезд, отражающихся ночью в безмятежных водоемах… «Кто создал все это?» – задавалась вопросом святая отроковица, понимая, что рукотворные идолы, которым поклонялся ее отец, не могли быть творцами столь удивительного мироздания. Видя чистоту сердца юной Варвары, Господь озарил Своим светом ее пытливый ум. Так святая уразумела Истинного Бога и посвятила все свое время размышлению о Нем.

К тому времени, узнав о необычайной красоте молодой девушки, многие богатые женихи стали просить у Диоскора руки его дочери. Однако, когда отец поведал об этом Варваре, святая отроковица категорически отказалась от замужества, возжелав провести свою жизнь в девстве. Диоскор не ожидал такого ответа и поэтому позволил выходить Варваре за пределы своей башни, чтобы окунувшись в мирскую жизнь, она изменила свои взгляды. Но вместо поиска развлечений и удовольствий, Варвара предпочла познакомиться с другими тайными христианками, которые рассказали ей о Спасителе нашем Христе, о Его Распятии и Воскресении. От этого сердце святой все больше и больше наполнялось неизреченной радостью.

Вскоре Варвара изъявила желание принять Крещение. По Промыслу Божию, в длительное отсутствие Диоскора в Илиополь, под видом торговца прибыл священник из Александрии, который и крестил святую Варвару. Когда же отец юной девы вернулся и узнал о веровании Варвары в Единого Бога, любовь к дочери сменилась на несказанную ярость. Схватив и отведя на суд пред правителем города святую Варвару, Диоскор отдал на мучения собственное дитя. Не поддаваясь на многочисленные увещевания и угрозы, отроковица непоколебимо исповедовала христианскую веру. Видя это, правитель подверг святую жестоким пыткам, после чего заключил ее в темницу.  Услышав мольбы Варвары, Сам Господь явился ей, исцелив ее израненное тело и укрепив в терпении ради Царства Небесного. На следующий день гонители продолжили свои истязания, предварительно раздев деву и проведя ее по городу на осмеяние народа. Вновь, по молитве святой, Господь послал ей Ангела, который покрыл наготу Варвары  световидной одеждой. В завершение всех мучений, святая была приговорена к смерти через усекновение главы, а исполнителем приговора был ее родной отец. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.

Откуда же у юной девушки, которую еще недавно можно было назвать ребенком, было столько стойкости сколько не сыскать и у мужественных воинов? Откуда она находила силы претерпевать нечеловеческие мучения, устроенные гонителями? Все это было ниспослано ей Господом за ее любовь к Нему и за веру в Него. Однако за исповедание веры во Христа святая Варвара заплатила ценой своей жизни. И стоило ли оно того? Ведь она могла продолжать вести жизнь тайной христианки, молясь, постясь и созерцая дальше творение Творца. Ответ однозначен — конечно стоило. Ведь нам известны слова Христа: «…кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). Отдавая жизнь за Господа, святая великомученица исполнила эти слова, тем самым обретая свою душу уже в Царствии Небесном. Так ее вера стала ключом ко спасению.

«Праведный верою жив будет…» (Евр. 10:38), неоднократно повторяет эти слова апостол Павел в своих посланиях. Не раз Господь являл людям чудеса по их живой вере в Него. Вспомним хотя бы исцеление кровоточивой женщины. «…Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровлю» (Мк. 5:28) — с такими мыслями шла ко Христу кровоточивая. Действительно, от одного ее прикосновения к Его одеждам, без всяких слов, Спаситель почувствовал ее веру, за что и даровал ей исцеление: «дщерь! вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34). И вновь мы становимся свидетелями того, как Господь награждает людей спасением за их искреннюю веру.

Все мы с вами, дорогие братья и сестры, люди православные, все мы с вами верим в Бога. Означает ли это, что все мы уже спаслись? Ответом на данный вопрос послужат слова апостола Иакова: «…как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Так что же это за дела такие, способные оживить нашу веру? Где взять инструкцию по их исполнению? Все это уже дано нам в Священном Писании. Сам Христос даровал нам заповеди, следование которым и будет являться тем самым подкреплением нашей веры. Выходит, все так просто? Соблюдай заповеди, вот и спасешься. Так почему же мы, зная это, не стремимся к этому? Виновниками сего приходятся наши страсти. Мы можем прекрасно осознавать это, но все равно время от времени давать себе послабления. Да, все люди грешные, у каждого свои немощи, но если возгорелись мы желанием обрести спасение и становимся на путь исполнения заповедей, то становимся мы на путь непрестанной борьбы с самим собой. Причем борьбы во всем, борьбы во всех решениях, в поступках, в каждом помышлении. «…Остерегайся и малых страстей душевных, чтобы… не быть вовлечену в самую бездну глубокого повреждения» (прп. Нил Синайский, 74, 355), – так говорит нам преподобный  Нил Синайский в подтверждение того, что даже незначительные, по нашему  мнению, страсти, борьбой с которыми мы пренебрегаем или откладываем, могут быть весьма и весьма опасными.

Похоже, что вот мы и нашли «рецепт» спасения: нужно верить и подкреплять свою веру делами. Хотя нам стоит вновь окунуться во времена земной жизни Христа и вспомнить фарисеев. По сути они делали все то же самое: соблюдали Закон, творили дела и имели веру в Бога. Однако вело их это вовсе не ко спасению, и неоднократно были они обличаемы Христом. В чем же причина на этот раз? И вновь ответ найдем мы в Евангелии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…» (Мф. 23:27). Выходит так, что все наше благочестие будет пустым, покуда не наполнится оно внутренней силой — любовью. Ведь «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Любовь — фундамент для всех прочих добродетелей или как изрек преподобный Антоний Великий: «Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь» (прп. Антоний Великий, 89, 90).

Именно из любви ко Господу, святая Варвара обрела такую веру, что и без доли сомнений исповедовала христианство перед ее мучителями, зная, чем это кончится для нее. Поэтому, дорогие братья и сестры, возлюбим Господа нашего Иисуса Христа так же сильно, как это сделала святая и всехвальная великомученица Варвара!

Аминь!