Детская исповедь

Покаяние — неотъемлемый атрибут истинно христианской жизни в любом возрасте.

По церковным правилам исповедь обязательна с семи лет, но различать грех и каяться в нем ребенок должен уметь значительно раньше, как только он начинает оценивать свои поступки.

Учить этому надо одновременно с правилами поведения. Как только дитя начинает понимать, что есть хорошие и плохие слова, поступки, желания, ему надо разъяснять, что такое грех, и что он удаляет нас от любящего Бога. Первое понимание опасности греха закладывается родителями.

Дети легко усваивают правила на примере старших. Верующие родители передают своим детям благочестивые традиции, в том числе ежедневную домашнюю молитву, духовное чтение, регулярное посещение храма и участие в Таинствах. Нередко матери исповедуются, держа на руках младенца, и этот опыт остается в его душе. Как правило, дети подражают родителям – в воцерковленных семьях они нередко желают поститься и исповедоваться, когда им еще нет семи лет. Они хотят быть, как взрослые.

Надо стараться, чтобы для ребенка первая исповедь стала знаменательным событием в жизни — свидетельством его взросления. Когда он впервые готовится исповедаться, взрослые должны ему объяснить, что теперь, когда он вырос, на нем лежит ответственность за свои слова, мысли и поступки. Ребенок должен осознать, что ему необходимо быть внимательным к себе, осознавать каждый прожитый день (для детей это большой промежуток времени – вспомните свои впечатления юности) и спешить исправлять допущенные ошибки и просить прощения у Бога, у своих родителей, братьев и сестер, у всех, кого мог обидеть, или с кем неправильно поступил.

С юного возраста надо приучать ребенка бояться делать плохие поступки и развивать в нем любовь к добрым делам. Если ребенок кого-то обидел или взял чужое, он обязательно должен отдать и испросить прощение, как поступил евангельский Закхей (см. Лк. 19, 8). Если он посмеялся над чужой бедой, то должен придумать, как поддержать и ободрить обиженного человека. Ведь все, что мы делаем по отношению к другим людям, мы делаем по отношению к Богу. Христос сказал: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Получается, что, если ты обругал приятеля, назвал его скверным словом, то вместе с ним оскорбил и Бога, Который любит каждого, в том числе и этого приятеля. Христос любит и пожилого, и молодого, и богатого, и бедного. За всех Он принял Крестную смерть, чтобы все люди могли освободиться от греха и жить свято, в любви друг к другу. А если мы так не живем, то согрешаем, и надо в этом научить ребенка каяться, помочь ему исправиться и обратиться к Богу в молитве, чтобы Он ему помог. Все это должно присутствовать в жизни взрослых, они сами должны так поступать и своим примером учить детей. Тогда у ребенка не будет проблем с исповедью.

Непременно нужно постараться объяснить ребенку суть Таинства Исповеди, сказать, что не священник, но Сам Христос «невидимо предстоит» во время исповеди и принимает его исповедание и отпускает грехи. При подготовке ребенка к исповеди не следует давать ему читать перечень грехов для взрослых, это вызовет ненужные вопросы и соблазны. Кроме того, возможно, он, узнавая грехи взрослых, свои собственные может посчитать незначительными, что приведет к неправильному отношению к исповеди. Для этих целей следует использовать специальную детскую литературу.

Желательно предварительно прийти в храм с ребенком, чтобы священник с ним познакомился и немного поговорил, а священника необходимо предупредить, что это будет первый опыт исповеди у ребенка. Важно, чтобы ребенок доверял священнику. Хорошо, если он ходит в воскресную школу, там он привыкает общаться со священником, и ему будет не страшно подходить на исповедь.

Неготовность ребенка к исповеди, его боязнь или скрытность объясняются обстановкой в семье или поведением самих родителей. На это указывает опыт православных гимназий и воскресных школ, где дети учатся благочестию, доброй христианской жизни и, казалось бы, это защищает их душу от греха. Однако бывает так, что дома они не встречают поддержки. В семье часто поступают не так, как учат в православной школе и храме, а то и высмеивают это или даже принуждают ребенка поступать вразрез с церковной традицией. Взрослым надо помнить, что они в ответе не только за свое духовное состояние, но и за души своих детей. Какая польза говорить ребенку, что курить грешно, если сами родители курят.

Важно для ребенка и отношение в семье к посту и  Причащению. Для детей допускаются послабления, сокращается молитвенное правило, но все эти вопросы необходимо обсуждать с духовником, чтобы учесть все особенности ребенка: степень его воцерковленности, состояние здоровья, возраст и тому подобное. Но в любом случае подготовка к Причащению предполагает молитву, испытание совести для всех детей с семи лет и воздержание, особенно от компьютерных игр и шумных развлечений. Недопустимо, когда ребенка без всякой подготовки подводят к Святой Чаше, говоря: «Съешь наку» или: «Это витаминчик, чтобы не болеть». С самого раннего возраста надо объяснять, что такое Причастие.

Только до трех лет дети полностью освобождаются от любого поста, включая евхаристический, то есть соблюдаемый непосредственно перед Причастием. Но уже к трехлетнему возрасту ребенок должен привыкнуть в день причащения с утра не есть и не пить. Причащаться Святых Христовых Таин натощак ребенок должен привыкать по мере своего возрастания. В этом очень важен личный пример взрослых.

Приучать детей не только к исповеди, но и к посту надо постепенно, с любовью, избегая принуждения, воспитывая внутреннюю потребность в подвиге. Эту потребность порождает любовь к Господу, желание не расставаться с Ним и осознание своей греховности и привычки угождать себе, а не Богу. Дети более чутко воспринимают требования духа, у них сохраняется некий духовный канал, настроенность на чистоту и святость. И важно, чтобы родители с детьми чаще приходили в храм, заботились об их участии в Таинствах Исповеди и Евхаристии. Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов», рассказывайте им об опасности грехов «на пути жизни, чтобы они, по неведению не утвердились в греховных навыках».