«Поклонение Богу в духе и истине»

Иоанно-богословский храм

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

На протяжении всей истории человечества люди, в зависимости от различных причин, понимали Бога по своему и этот вопрос был актуален во все времена и во времена земного служения Христа, так же и в наше время. Нам известны различные религии, а если говорить конкретно о христианстве, то и конфессии. Не смотря на такие разногласия в понимании Бога и как правильно в Него верить, всем религиозным людям присуще поклонение Богу.

Нам, христианам, известен эпизод из Евангелия от Иоанна о назидательной беседе Спасителя с некой женщиной самарянкой, эта беседа происходит у колодца вырытом еще ветхозаветным патриархом Иаковом.

Между иудеями и самарянами того времени были споры о правильности поклонения Богу, то есть на каком месте должно это делать: на горе Хорив, где поклонялись Богу самаряне, или в Иерусалиме, где молились иудеи. Самарянка спрашивает у Христа «Кто прав, мы или иудеи»? Господь, отвечая ей на этот вопрос, выходит за пределы этой человеческой озабоченности и говорит ей, а через нее и нам всем  о том, что истинные поклонники Бога должны поклоняться Ему в духе и истине. Это означает что само место поклонения вторично. Первичны эти два условия — в духе и истине. Несколько позже Господь говорит, что «Бог есть Дух», а потому и поклоняться Ему нужно в духе. Что означает поклонение в духе? Существуют разные толкования. Речь, в данном случае, идет о духе той истины, в которой нужно быть убежденным, чтобы достойно покланяться Богу. То есть жить по вере. А что же есть дух истины? Христос говорит «Я есть Истина» и это значит что духом истины является жизнь этой Истины в человеческой жизни. Дух означает воплощение этой Истины в человеческом бытии и, когда мы говорим о том, что мы живем в духе Христовых заповедей, мы и имеем ввиду то, что Господь сказал самарянке — нужно жить в духе той истины, которую Бог открыл людям. То есть жизнь самого Бога в людях.

Поклонение в духе и истине ставит духовное превыше материального. Это значит, что все внешние формы приобретают ценность только тогда, когда заполняются добрым сердцем, любовью, великодушием, жертвенностью ради блага ближнего, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, смирением и пребыванием в Церкви Христовой. Жертвенное служение ближнему и есть поклонение в духе, в духе Его учения, в духе Его истины. Добрые дела, к которым призывает нас Христос, это и есть поклонение в духе.

При таком понимании поклонения Богу, которому учит нас Христос, сразу же на второй план уходят количество поклонов и количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе не значительны для человеческого спасения, но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие.

Человек может молиться, а дух, нет. Человек может делать поклоны, а дух, нет. «Не всякий говорящий Мне «Господи, Господи» внидет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» — говорит Христос. То есть молитва может быть и не угодна Богу. Кланяться Богу в духе и истине — значит молиться Богу в общении с Церковью всем сердцем, всем помышлением, со всем усердием и благоговением, с живою верой, с твердым упованием, а не слова только выговаривая без всякого смысла и чувства. Или когда человек ненавидит другого, а молится Богу, или делает зло, а просит у Бога себе блага. Да избавит Бог, братья, от такой молитвы всякого из нас. Поклонению в духе и истине нужно учиться, где-то понуждать себя и, конечно, просить помощи у Господа.

Каждый из нас, братья, должен задать себе вопросы: «А как я поклоняюсь Богу? Насколько я в соответствии с этой истиной готов творить добрые дела, чтобы в истине и духе поклоняться Богу?». Эти вопросы очень важны для каждого, потому что их на Страшном Суде перед нами поставит Бог. В зависимости от того, как мы практической жизнью ответим на эти вопросы и зависит наше будущее.

Да, человеку невозможно заниматься всем одновременно, но если каждый из нас, даже самый слабый, избирает для себя небольшое общее доброе дело, то тогда молитвы, которые он возносит к Богу во время богослужения, осуществляются в духе и истине.

Вот так оживает в современной жизни то великое слово, которое две тысячи лет назад произнес у колодца Иакова, на самарийской земле, Господь наш Иисус Христос в беседе с женщиной-самарянкой. Да поможет нам Господь усвоить эти великие слова, чтобы исполнить Его заповедь о поклонении в духе и истине.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Кирилл Литвинов