«Православное отношение к чудесам»

Проповедь воспитанника II курса бакалавриата КДС Бурцева Георгия, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 31 января 2019 года, на тему: «Православное отношение к чудесам».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Уважаемые отцы и братья, мы с вами не раз слышали и слышим о явлении чудес, массовые коммуникации не редко пестрят необычными событиями: живого младенца извлекли из-под завалов обрушенного здания спустя сутки и это зимой в сильный мороз, попавший по поезд мужчина остался без увечий и царапин в полном порядке и множество других подобно этим новостям выложены в интернете и в новостях по телевизору. По традиции такие ситуации принято называть чудесами. Но чудеса ли это и как православному христианину относиться к необъяснимым событиям.

К понятию чудо стоит отнести явление, выходящее за рамки нашего понимания, что не укладывается в умственные стереотипы, явление, которое нарушает физические законы, это то что мы не можем объяснить. Как правило чудеса очень часто происходят не в Церкви, а за её пределами. Ведь, когда-то в далёкие прошлые времена, люди считали гром и молнии необыкновенным – чудом и принимали природные катаклизмы за богов. Это отчётливо можно наблюдать в язычестве. Но Господь, дал каждому человеку ум, и всякое сверхъестественное явление надо осмыслить трезвым умом. Исследуя Священное Писание и Церковное Предание, видим, что множество чудес действительно происходят по Божьему повелению. Но стоит заметить, что не все чудеса от Бога, есть чудеса и от противоположной стороны-дьявола. Об этом говорит евангелист Иоанн Богослов в «Откровении» гласит, как придёт в последние времена антихрист и дана ему будет власть править миром и будет совершать множество знамений (чудес), тем самым многих прельстит обманным путём. В свете Божественного Откровения нам необходимо черпать уроки. Очень хорошо нам показаны эти уроки в житии святых угодников, прославивших Бога, в особенности жития свщм. Киприана и мч. Иустинии. Где отчётливо видны, все лукавые и хитрые ведущие к погибели ухищрения в виде чудес наводимые через Киприана дьяволом, и как трезвый ум Иустины обходил их с помощью молитвы и пламенной веры в Бога, дают нам прекрасный пример борьбы и знаний, о том, что не всё происходящее есть благо и от Бога. Но всё же у большинства людей так или иначе складывается понимание о чудесах, как Божественных явлениях. Здесь мы должны понимать, что существует общее правило: не одно чудо не происходит просто так, если Господь творит какое-то чудо, явное чудо, то это нужно для нас. Чудо не творится просто так, чтобы удивить, Господь не фокусник, который показывает чудеса на публику, дабы ошеломить, поразить и завоевать себе популярность, нет! Бог творит чудеса для того, изменить нас, чтобы мы изменили свою жизнь, чтобы благодать Божия действовала в нас, в наших душах и сердцах. Если это действительно чудо от Бога, то оно нас должно изменить. Призвать к покаянию, например,: открыть стороны, которые мы не замечали. Поэтому Человеку нужно осторожно относиться к проявлениям происходящим в нашей жизни, и не безоглядно в это верить, а в первую очередь задаться вопросом: для чего это нужно, конкретно мне, если я стал свидетелем чуда. Исходя из этого делать выводы, какой природы — это чудо. Об этом говорит Иоанн Богослов в своём послании: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1). Мы должны подходить к этому с особой осторожностью. Святые отцы относились к проявлению внешних чудес, как правило с большим недоверием. Свт Игнатий (Брянчанинов) писал следующее: «Христианские аскетические наставники заповедают не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющееся чувствам душевным и телесным. Соблюдать при всех явлениях соблюдать благоразумную холодность, спасительную осторожность».

В православной Церкви главным чудом являются таинства. Дорогие отцы и братья мы свами можем регулярно приобщаться Святых Христовых Таин, к величайшему чуду, которое, Господь по великому милосердию и человеколюбию своему, дарует нам. Святитель Кирилл Александрийский об этом пишет так: «Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».

В заключении хочу выразить общий принцип в вопросе православного отношения к чудесам словами прп. Марка Подвижника: «Иное есть действие благодати, не понятное для младенчества (по духовному возрасту), а иное действие злобы (дьявола), похожее на истину. Но хорошо не обращать внимание на таковые действия, чтобы не впасть в обольщение, – и не проклинать их, дабы не проклясть истину; но лучше с надеждою всё предавать Богу: ибо Он знает пользу того и другого». По совету прп. Марка православный христианин должен не отвлекаться умом и сердцем к сверхъестественным явлениям, но следовать путём заповедей и любви Христовой. Аминь.