“Православное отношение к смерти”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы живем на этой земле, радуемся, грустим, занимаемся какими-то житейскими проблемами и заботами. Кто-то вообще ничего не делает, кто-то старается накопить денег, кто-то мечтает о роскоши и все стремления в жизни он полагает на нее – побольше бы набрать этого богатства. У кого-то жизненный лозунг звучит так : “бери от жизни все” . Приходится слышать и такую фразу – “один раз живем”. Но все людские стремления к материальному этого тоже не вечного мира разбиваются о камень смерти. Смерть. Страшное слово. Одно его произнесение приводит человека к содроганию. Это самая болезненная тема для людей, над которой людям всегда неприятно думать и размышлять о ней. Но так ли страшна смерть , и как нам, людям православным, ее принимать?

“Смерть – великое таинство. Она рождение из земной, временной жизни в вечность” – говорит нам святитель Игнатий Брянчанинов. По православному учению Церкви мы верим, что человеческая душа бессмертна, и она отправляется из тела в вечность.

Евангелие излагает нам притчу, которую произнес Христос. Все мы ее прекрасно знаем. Это притча о богаче. Был один богатый человек, который собирал урожай, и собрал его столько, что его уже некуда было девать. Заготовил себе запасов на всю жизнь. “Ешь, пей, веселись “- говорил он. И было бы так все гладко, если бы не слова Христа: – “Безумный, в сию же ночь душу твою возьмут от тебя”.  В Евангелии от Матфея Христос говорит: “Какая польза человеку, если он весь мир приобретает, а душе своей вредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?” Этими словами Господь наш Иисус Христос показывает нам, насколько тщетно, т.е. напрасно все земное богатство, власть, слава, и насколько важна душа человека, насколько важна загробная жизнь и размышление о ней. Что с собой возьмет человек когда умрет? Допустим, он был очень богат, было много славы и т.д. И он внезапно умирает. Рассчитывал жить, а умер. Нужны ему теперь деньги? Нет! Там магазинов нет и покупать там нечего. А если этот человек при земной своей жизни и Бога не знал, то можно представить его удивление, когда он пересечет черту между жизнью и вечностью. Вот насколько страшно не иметь попечение о своей душе! А что это за забота о душе? Мы знаем, что человеку для поддержания жизненной энергии необходима пища. Человек ест и этой пищей поддерживается функционирование всего организма, каждого органа. Организм благодаря еде поддерживает жизнеспособность. А как же душа? Как она живет? Она питается духовной пищей – молитвами, постами, в святых таинствах Церкви. Особенно важно для нее таинство Святой Евхаристии, где она имеет великую возможность соединиться с Самим Господом.

В потустороннем мире , как мы знаем, есть ад и есть рай. Еще, как мы знаем, ” Бог есть любовь”. Так вот от Бога нам никуда не деться. Божие присутствие – оно везде и в раю, и в аду. Но дело в том, что в раю Божиим присутствием будет наполнено все, и там будет вечное славословие нашего Творца и Создателя. А в аду Божие присутствие будет попалять грешников – отсюда и вечное мучение и вечные муки. “И пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную” – читаем в Евангелии.

Православное отношение к смерти состоит в том, чтобы не попасть в “муку вечную”. Смерть в православном понимании есть переход в другую жизнь – жизнь новую, жизнь вечную. И все мы хотим быть с Богом. Но грехи нас от Него отдаляют. Не Бог от нас отдаляется, а именно мы посредством греха отдаляемся от Него. И мы должны сделать все возможное зависящее от нас в преодолении греха – осознать его и принести покаяние. В этом нам поможет таинство покаяния (исповедь). Нужно просить Бога о прощении грехов и Его помощи на борьбу со страстями, дабы в час смертный предстать на Суд Божий и быть оправданным.

Судить нас будут по Евангелию. Господь не спросит у нас сколько мы простояли служб, или сколько поклонов сделали. Нет! Он спросит: жили ли мы по Его святым заповедям или нет? Сверяли ли мы с ними свою жизнь или нет? Надо стараться жить по заповедям, и тогда мы от Бога никуда не отдалимся, так как будем бороться с грехами (ведь именно грех отдаляет нас от Бога) в этой жизни и войдем с Ним в Царствие Небесное.

Хотелось бы затронуть еще одну непростую тему – это смерть маленьких детей. Мне пришлось один раз быть на погребении одного младенца, девочки, в возрасте двух лет. Жуткое зрелище. Маленький гробик, младенец будто спит, и родители, для которых нет утешения. Но так ли это? Правда ли нет утешения?

Давайте вспомним немного Священное Писание  и жизнь людей в нем. Испокон веков ребенок в семье – это благословение Божие. Вспомним праотца Авраама, вспомним праведных Елисавету и Захарию, как они ждали ребеночка. Считалось, что если ты не имеешь детей, то ты проклята Богом за какие-то прегрешения. И стыдно было показаться “на люди”, ибо все срамили такие семья и презирали. Но в случае смерти детей Бог, казалось бы, дает Свое благословение семье, и тут же забирает его. Тут есть два понятия, и прежде чем их огласить, надо сказать, что Бог забирает человеческую душу в тот момент, когда человек выполнил свое предназначение на земле, когда он больше всего готов принять смерть.

Первый момент заключается в том, что мы не знаем Божьего промысла, и касаться этого вопроса, и задавать его Богу не имеет смысла. Так угодно Богу. Как говорит нам ап. Павел в своем послании – “Богу лучше что о нас предзревшу”, т.е. Богу лучше знать. Мы не знаем истинной причины и знать нам этого не дано.

Второй момент состоит в том, что этот умерший младенчик есть предстатель перед Богом за всю семью, и ходатайствует перед Богом за своих родных , в особенности за родителей. Ведь по сути дела этот младенчик – святой, маленький святой, который имеет предстательство перед Богом. И именно это нам необходимо понять, и этим самым утешать родителей, которые потеряли свое чадо.

В заключение хотелось бы сказать, что все мы не вечны, и все мы умрем. Необходимо каждому из нас задуматься над своей жизнью и о том, как мы живем, и что делаем для того, чтобы быть со Христом. Будем помнить слова Господа: “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне убо пребывает и Аз в нем, и Я воскрешу его в последний день”.

Аминь!

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Александр Жидков