Преподаватель КДС Александров Д.Н.: “Вера, культура и профессиональный долг священнослужителя”

Александров Д.Н., кандидат педагогических наук, доцент, преподающий в течение ряда лет учебные курсы в академических группах Калужской духовной семинарии по собственным авторским учебникам, которые изданы массовыми тиражами в издательствах Москвы и Калуги, обобщает в статье свой педагогический опыт, анализируя некоторые наиболее существенные особенности обучения студентов наших дней. Предлагаются новые теоретические посылки и практические приёмы с целью общего возможного повышения академической успеваемости.

 

Что же необходимо иметь нам в виду, чтобы научиться понимать душу человека, и свою, и чужую? Как до неё доучиться?

Целью написания этой статьи стало стремление её автора организовать, проанализировать и обобщить, как в  теоретическом, так и в практическом планах свой семилетний опыт работы в Калужской духовной семинарии (КДС). Преподавание проводилось по двум собственным авторским учебникам таких предметов, как «Общая риторика» и «Научно-исследовательская работа студента» (НИРС). Оказывается, что некоторые из выпускников семинарии слабо владеют творческим учебным материалом этих дисциплин. Чтобы улучшить в дальнейшем студенческие успехи, следует предметно подумать о некоторых наиболее существенных нижеследующих аспектах этой проблемы в целом, а именно.

Данная статья включает в себя 12 последовательных разделов, которые в тексте соответствующим образом озаглавлены, и общих из них вытекающих выводов, в которых подводится итог всему изложенному дедуктивному материалу.  Работа иллюстрирована эпиграфами, стихами, схемами, таблицами, фотографиями.

Статья заканчивается кратким списком литературы, использованной её автором, как в процессе преподавания им указанных обеих учебных дисциплин, так и при её подготовке и в процессе её написания. [1-5].

 

  1. Культура и/или бескультурье

Tertium non datur

Ухо, внимательное к учению жизни,

пребывает между мудрыми.

Пр., 15, 31

 

Есть старинное краткое и весьма ёмкое изречение, известное всем:

«Культура – либо есть, либо её нет».

И, как говаривали мудрецы в Древнем Риме: Tertium non datur, то есть: Третьего не дано. А, следовательно, не может быть так, чтобы некая личность

была бы высококультурна в своей профессии, и абсолютно некультурна во всех её остальных многочисленных и многогранных сферах и проявлениях. А, стало быть, великие русские мыслители конца Х1Х и начала ХХ века потому и поражают нас свое высочайшей профессиональной культурой, что они на самом высоком уровне одновременно владели не только собственным логическим мышлением и профессиональной деловой  речью. Они достаточно хорошо знали современную им историю, литературу, музыку, архитектуру, искусство в целом. Если же ознакомиться с их биографиями, почитать их труды, то, окажется, что их высочайший культурный уровень можно и нужно исследовать, обсуждать, восхищаться. Не имеет смысла доказывать общую полезность таких учебных действий, поскольку всем понятно, что делать это нужно, даже необходимо. Да, всё это – аксиома, а для аксиомы доказательства не нужны. Среди наиболее ярких фамилий: священнослужители, писатели, художники, учёные,  др.

Добавим,  что и в наше время каждый культурный человек, вне зависимости от его профессиональной деятельности  и от занимаемого им общественного положения, не может не быть хорошо знаком с нашей российской историей, искусством, музыкой, литературой и пр. [3].

Одновременно в данном варианте на первое место выходит вопрос о вере.

Но как же они связаны между собой: православная вера, общая культура личности и частная культура профессионала?  И насколько тесны эти связи?

 

  1. Вера и культура

Ab ovo usque ad mala

Чему бы ты не учился,

 ты учишься для себя.

Петроний

 

 Вопрос о взаимной связи между верой и культурой в целом является вполне сложным, исключительно многогранным, и вызывающим нескончаемые и многие разногласия со времён Адама и Евы, и вплоть до наших дней.

Латинское изречение: Ab ovo usque ad mala – помещённое в заголовке нижней строкой, является здесь вполне уместным. Правда, понять его можно не сразу, поскольку смысл фразы  стал для нас за прошедшие века несколько завуалированным. В точном переводе смысл этот звучит так: «от яиц и до фруктов», но означает нечто совсем другое: «от начала и до конца».

Скрытый для нас смысл латинской фразы связан с тем, что у древних римлян каждый обед обычно  начинался с яиц и заканчивался фруктами. А поэтому вся фраза, сказанная в нужном месте речи, означала в те далёкие времена, что оратор имеет в виду нечто неразрывное, некое целое, единое, но состоящее из последовательного чередования его частей, то есть, образно – от:  «яиц и до фруктов», но по смыслу- «от самого начала и до абсолютного конца».

Тогда становится ясно: основы нашей веры – первичны, любые законы государства – вторичны. Более того: основы веры, как и законы общей логики – объективны, тогда как любые древние, а в том числе и современные государственные и иные законы,  в полной мере субъективны.  Разница тут велика и, если кратко, то заключается в нижеследующем.

Объективно есть то, что не зависит от воли человека или общества, то, что с полной беспристрастностью отражает реальное положение вещей. В этом  смысле совершенно объективны законы логики, физики, математики и пр.

Следовательно, беспристрастный объективный подход к теме, это – такой подход, который заранее не предполагает получения некоторой выгоды для одной из сторон, например, в трудовом или ином конфликте.

Субъективно, напротив, есть то, свойственно субъекту или произведено от его деятельности, то есть, то, что создано, написано человеком по заказу общества.  Например, любой юридический закон субъективен, поскольку он отражает интересы только определенной части общества. И любой судебный приговор тоже субъективен. В противном случае его не нужно было бы отправлять на новую следственную доработку, на новое доследование и пр.

Другими словами, если у конкретной личности нет твёрдого внутреннего духовного морального стержня, то она в наибольшей степени подвержена влияниям со стороны быстро текущих жизненных ситуаций и соблазнов. Если же на пути потенциального нарушителя человеческого  закона, как члена определенного сообщества,  стоит только животный страх быть пойманным, но нет никаких основных сдерживающих внутренних этических норм в понимании греха, то следует констатировать, что в целом такое общество является тяжело больным в нравственном отношении. И в окончательном виде мысль о том, что «Бог всё видит», является для любого человека, верующего в него – и первичной, и абсолютной, и руководящей.

Именно поэтому не следует упоминать имя Бога  «всуе», то есть, зря, без смысла, без особой на то необходимости. Как нельзя и носить нательный православный крестик поверх одежды: он и называется так, «нательный», потому, что его полагается носить под одеждой, то есть, на теле его хозяина.  Невозможно, наконец,  употреблять  в речи  матерные выражения, это – ещё один из распространённых грехов, особо подчёркиваемый нашей церковью.

Итак. Человек верующий, более легко находит для себя собственную культурную форму личного профессионального становления ещё и потому, что он будет искать её не один, а “с Богом”, как о том говорили наши мудрые предки, и ещё за более чем тысячу лет до наших дней.

Тому есть множество ярких примеров. Вот один из них. Добавим, что в советское время эти стороны русской жизни за рубежом были совершенно неизвестны, и стали общественным достоянием только в самые последние годы.

 

  1. «Русский Лемнос»

Двум смертям не бывать,

а одной не миновать.

Суворов А.В.

 

Лемнос – это греческий остров, в Эгейском море, основные сведения о котором можно отыскать в любом справочном издании. Но почти нигде и ничего не написано о том, что в 1920-1921 гг. на Лемнос были эвакуированы части белых армий. Всего около 30 тысяч человек, с семьями, в том числе – старики, жёны, дети. Люди уезжали навсегда, оставив «любезное им,  своё Отечество», но увозя с собой его образ, образ «Святой Руси».

Есть подробные описания их жизни там, в палатках, в голоде, холоде, в болезнях и смертях. Затем, для тех, кто на острове всё же выжил, была дана окончательная эвакуация в другие части земного шара. За годы ХХI века, с 2004 по 2011 там восстановлено русское кладбище, на котором 375 могил, и 82 детских надгробия. На них есть фамилии погребённых, с годами жизни и с воинскими званиями для солдат и офицеров. Они рассказываю нам о том, что среди них  представлены  практически все возможные воинские чины: от рядового до генерал-лейтенанта. Этому трагическому факту нашей отечественной истории посвящена книга Л.П. Решетникова «Русский Лемнос», а на многих страницах этого широкоформатного тома есть воспоминания очевидцев, одним из которых, например, сказано так [5, с. 15-16]:

«… Но русский дух в таких крайне сложных условиях не угасал. Его поддерживала вера, религиозные чувства, усиливавшиеся в дни испытаний и лишений. Первая церковь была создана в апреле в Донском лагере. В большой палатке донцы соорудили из подручных материалов иконостас, многие пожертвовали свои иконы. 28 апреля 1920 года генерал П.П. Калитин в рапорте в Константинополь просил прислать всё необходимое для устройства церкви. На острове в этот момент находилось около 10 православных священников и епископ Елезаветградский и Новомосковский Гермоген. Они-то в тяжелых походных условиях и окормляли духовно тысячи православных христиан. В первой половине мая в больших палатках были оборудованы ещё две церкви, многие беженцы стремились стать певчими, алтарниками, псаломщиками. Хор в донской церкви возглавил профессор И.В. Татаркин…».

 Из этой краткой цитаты становится ясно, что в те дальние годы практически едва ли не любой гражданин России мог стать «сотрудником богослужения». Это было возможно только потому, что в то время все люди вне зависимости от возраста, пола, круга общения, образования и пр., учились православной вере с пелёнок. А поэтому они абсолютно владели всем процессом церковной православной службы, песнопениями, всеми теми премудростями духовной жизни православного храма, которые в наши дни в целом довольно плотно в народе позабыты, а для некоторых наших граждан  – даже и совсем потеряны.

Может быть, именно эту особенность русской жизни  имел в виду великий наш поэт, когда написал: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»…

Итак. Вере, молитве, как и любому сложному делу, нужно учиться, тем более, что многие представители русского православного народа, миряне сейчас молиться почти не умеют, поскольку никогда и нигде этому практически не учились. Если же молиться, то делать это нужно умеючи, если, естественно, человек хочет молиться по нашим истинным православным традициям.

А на сути первичности веры формируется нравственность самой личности.

 

  1.  Культура и Нравственность

Хорошему человеку бывает

стыдно даже перед собакой.

А.С. Грибоедов

 

Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) это есть –  универсальный набор искусственных объектов, в который входят  –

  • идеальные и материальные предметы созданные человеком;
  • объективированные действия и отношения, сформулированные человечеством в процессе освоения природы, раз, и обладающие структурными, функциональными и динамическими закономерностями, как общими, так и специальными, два.

Правда, это определение сейчас несколько устарело, хотя повторяется ещё практически почти во всех толковых словарях и энциклопедиях. Поэтому в последние годы то,  что процитировано несколькими строчками выше, принято всё же делить на две части, а именно так:

  • все материальные ценности предпочтительно относить к системному техническому прогрессу (машины, автомобили, механизмы, и иные технологические и механические процессы, усовершенствования и пр.);
  • все нематериальные, идейные ценности – к самой культуре, как то: литература во всех её жанрах – проза, стихи, драматургия и т. д.; театр в целом, как: драма, опера, балет; цирк, музей; искусство в общих рамках живописи, скульптуры, архитектуры;  музыка – классическая, народная, эстрадная…   И пр. Перечислить всё невозможно.

Понятие «культура» употребляется также для обозначения общего и частного конкретного уровня совершенства того или иного профессионального творческого умения, но  непременно вне определения его ценности  в рамках прагматического (денежного) к нему отношения. Культура изучается целым комплексом гуманитарных наук; в первую очередь это: культурология, философия культуры, этнография, культурная антропология, социология, психология, история, другие.

В общий объём культуры особым компонентом входит нравственность.

 

  1. Нравственность. Мораль. Этика

Этика позволяет познать,

что следует делать

и от чего нужно воздержаться.

Аристотель

 

         Нравственность – или Мораль, поскольку – нравственность и мораль  – это слова синонимы. Но нравственность (от нрав) – слово исконно русское.

Мораль (от лат. moralis — нравственный). Нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные и/или аморальные, даже антиморальные отношения). Мораль – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью специальных и общеизвестных данному обществу ограничений, норм. В отличие от простого народного обычая или от традиции,  нравственные нормы обычно получают достаточное идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого и т. п. Поэтому есть между ними такое абсолютное различие:

  • исполнение требований официального государственного права определяется, формулируется и контролируется официальными законами, принятыми и утвержденными на самом высоком уровне;
  • исполнение требований морали связано лишь общими, часто даже не записанными формами духовного воздействия на их возможного нарушителя. Среди них особенно широко используются, например,  такие: общественная оценка в виде словесного одобрения или осуждения. Наряду с общечеловеческими элементами оценки, мораль включает в себя и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы, которые меняются вместе с обществом.  Вспомним знаменитое, цицероновское: «О, времена, о, нравы!». Мораль изучается специальной философской дисциплиной, называемой – этика.

Этика  (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая мораль, или по-русски – нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От философской школы стоиков идет традиционное деление философии на несколько дисциплин: на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е., совпадала с антропологией.   Этика – сложная наука, с довольно длительной историей. «Этика» Б. Спинозы — это учение о субстанции и о ее модусах. В системе И. Канта – это наука «о должном». Он развил основные идеи, так называемой, автономной нравственной этики, основанной на внутренних многогранных и самоочевидных нравственных принципах. И. Кант противопоставлял ее этике гетерономной, исходящей из внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. Но в ХХ в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Мы не пойдём вглубь теоретических исследований этики, поскольку у нас совсем другие задачи. Для начала подчеркнём, что во все времена центральной проблемой для этики была и продолжает оставаться проблема «добра и зла».

На их фоне возникает сложнейшая проблема человеческого долга, нравственного долга  личности, в первую очередь.

 

  1. Культура. Кругозор. Долг

Ученик, который учится без желания,

это – птица без крыльев.

Саади

 

Важной особенностью общей культуры общества, народа, государства вообще является, в частности, то, что её объективные структуры всегда, в конечном счете, замыкаются на личностное отношение к ним отдельного человека, гражданина, личности. Точнее, на его личном восприятии или на его не восприятии определённых ценностей, входящих в окружающую его общую культурную действительность.  Именно поэтому нам так часто приходится встречаться с тем, что наши студенты не ощущают своего долга: «учиться», а поэтому учиться не хотят, и даже не скрывают этого ни от себя, ни от родных, ни от окружающих.

Важность сущности такого подхода  влияет далее на толкование понятия культуры, долга, и на творческое  воспроизведение этих ценностей. Поэтому вхождение данной конкретной личности в определённый вид культуры (как говорят специалисты: «инкультурация» личности) может «автоматически» обеспечиваться всеми механизмами этой культуры, но может также стать для личности немалой проблемой, требующей моральных и творческих усилий. Проблемы в таком случае начинаются, как правило, тогда, когда в сознании конкретной личности сталкиваются некоторые разнородные культуры, например, мусульманство и христианство. Или, как при известном конфликте поколений, например, «отцы – дети», различие взглядов, возрастов, национальностей, религии, наконец, даже традиций и привычек, и т. п.

Например. Знаменитый в нашей отечественной истории и культуре Владимир Иванович Даль – выдающийся филолог, военный врач и тесный друг

А.С. Пушкина, наблюдавший его после ранения и присутствовавший при его кончине, считал себя русским, хотя мама его была по рождению немкой, а отец – датчанином. Исключительно известный во второй половине  ХХ века поэт, писатель и бард Булат Шалвович Окуджава тоже заявлял себя русским, хотя по отцу был грузином, а по маме – армянином. Известный герой войны 1812 года фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли тоже считал сея русским, но по рождению происходил из древнего шотландского баронского рода. И таких примеров – множество.

 Таким образом, стремление соотнести себя с определённой культурой есть одно из фундаментальных свойств личности. Столь же важна культура и для самоопределения социума на всех уровнях его развития и существования: от формы общины  до цивилизации. Но любая культура всегда имеет свою историческую форму и существует в виде конкретного локального набора особых  технологий, поведенческих ритуалов и ряда обычаев, социальных норм, моральных и религиозных ценностей, мировоззренческих построений и целевых направлений. Особую роль в этой системе играет вся сумма объективированных продуктов данной культуры, а именно: ее язык, в первую очередь, её народное искусство по всех его проявлениях; фольклорные песни, танцы, костюмы, и пр. Т. е., это – вполне  понятная в наши дни в рамках данной культуры особая знаковая общая культурная система, объединяющая вокруг себя своих  «детей», как знаменитых, так и вполне рядовых и неизвестных.

Итак. Всё сказанное и есть конкретный кругозор отдельной личности.

Кругозор – это та сумма знаний личности об окружающей её суммарной реальной и  культурной действительности, которую эта личность вмещает в себя. Очевидно, что  у разных личностей сумма этих общих знаний, то есть, собственный общий  кругозор может быть несоизмеримо различным.

         Наконец. От общей величины кругозора личности зависит и объём её общей и частной культуры. Рассмотрим этот тезис на простом примере.

Ни одна религия земного шара не поощряет матерные выражения. Если в русском литературном языке содержится до одного миллиона слов, то в матерном лексиконе есть всего несколько словосочетаний, которые всем носителям русского языка знакомы с детства. И, следовательно, можно было бы с абсолютной долей уверенности констатировать, что матерный кругозор у наших граждан имеется, да и у всех он примерно одинаков. Тогда нам остаётся только одна «последняя надежда». Надежда на вполне достаточный уровень культурного развития каждого отдельного гражданина страны: от этого уровня и зависит его право на его выбор. А именно: использовать ли эти слова в своей деловой и бытовой речи, или не использовать? Да? или нет? И опять нам вспоминается строгая  латынь, поэтому скажем: Tertium non datur.

Вот, тогда-то гражданин (да и гражданка тоже) при всём своём высоком личном уровне гуманитарного кругозора, да и культуры тоже едва ли станет демонстрировать свои глубокие познания в русском мате. А, вот, при низком  уровне культуры  – вероятнее всего, наоборот. Впрочем, чтобы убедиться в этом следует просто выйти на улицу, да пообщаться с миром. Что услышим?

Итак. Ко всем прежним дефинициям, как к определениям общей культуры каждой личности, можно добавить ещё одно, может быть, не столько научное, сколько бытовое:  культура отдельной личности – это право её выбора.

Право это всегда остаётся за владельцем своего  кругозора, своих знаний.

И вообще, культура – есть то, за что нам не стыдно.

А теперь – о долге.

Долг – слово происходит от глагола долженствовать, быть должным. И  если не останавливаться на этом понятии подробно, то можно сказать кратко:

 

Верить мало, нужно знать,

Чтобы дело исправлять,

Но и знать, пожалуй, мало:

Нужно верить, для начала.

Значит, знать и верить вместе,

Чтоб Отечеству без лести

Отдавать свой ум и честь,

В том наш долг, и был, и есть.

 

Следовательно,  долг нравственный в окончательном своём варианте превращается в долг гражданский, в понимание того важнейшего общего человеческого качества, которой у нас принято называть «патриотизмом».

Итак, свой профессиональный долг есть у каждого специалиста, вне зависимости от его основной творческой направленности (богослов, юрист, врач, инженер).  Но для того, чтобы добиться в своей сфере соответствующих и достаточных высот следует также заботиться о собственной чести и об уровне своей профессиональной подготовленности. Действительно, с понятием долга связаны, в огромной мере, два других понятия: честь личности и её обучение.

 

  1. Честь и Обучение

Следовать за мыслями великого человека –

есть наука  самая занимательная.

А.С. Пушкин

 

Честь – это  достоинство, высокая деловая репутация, доброе имя человека, ничем не запятнанное имя его семьи, фамилии, всё то, что отвечает понятиям: «порядочный человек», «человек чести». В разное время и в разных странах к этому понятию – честь – граждане различных кругов, слоёв общества и пр. относились, естественно, по-разному.

            В русской классической литературе по этому поводу есть немало ярких выдающихся произведений. В некоторых из них рассказывается, в частности, о том, как владельцы известных русских торговых домов нередко заключали многомиллионные торговые контракты только «под честное слово хозяина», убеждённые в том, что «честь дороже денег», если в ходе переговоров «они уже ударили по рукам». Во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, дворяне, оскорбленные в понятиях своей чести – стрелялись на дуэлях. Тут уже вполне получалось, что «честь – дороже жизни». Примеров тому – тьма. И это – не только со смертельным исходом дуэли наших самых знаменитых поэтов. Есть и более мирные факты, как примеры. Вот один из них.

Однокашник  А.С. Пушкина – канцлер России князь А.М. Горчаков. А это – один из крупнейших русских дипломатов, и не только своего времени, но и во всей истории дипломатии нашей страны и даже в истории международных дипломатических отношениях в целом. Однажды, срочно уезжая после трудных и безрезультативных переговоров из страны пребывания, он «забыл» на столе своего кабинета только утром полученный им высокий орден этой страны, поскольку посчитал, что продолжать переговоры, уступая по сложным проблемам отношений между нашими странами, далее не имеет смысла. Этот исторический факт является для нас весьма высоким поучительным примером защиты уже не личной чести и нравственности, но  становится высоким актом защиты «чести отечества», поскольку эта демонстрация стала для Александра Михайловича  Горчакова дороже акции его личного благоденствия. И действительно, князь представлял на переговорах не самого себя, но свою страну, величие её государственных интересов, будучи в этот момент её высшим официальным представителем. И отказался от высокого ордена.

Следовательно, с поправкой на мораль наших дней, следует пресекать любые посягательства на честь каждой отдельной личности, а для этого  нужно обучать каждого студента его личной и  профессиональной чести, и любой специализации. Чем мы в рамках этой статьи и пытаемся заниматься.

А разве несданная студентом работа не является для него частичной или даже полной потерей его собственной личной и семейной чести?  Итак.

  • Культура вообще, как и культура общества и культура отдельной личности исключительно многолика, многогранна, и даёт наиболее зрелые плоды особенно тогда, когда воспитывается в подрастающем поколении  с самого раннего детства.
  • Нигилизм можно и  нужно ограничивать путём формирования сознательного отношения законопослушных граждан страны к окружающей их реальной действительности. Начиная с неукоснительного исполнения, например, всех правил дорожного движения, сначала – только для пешеходов, а затем – и для велосипедистов, скутеристов, автомобилистов и других водителей. Иных путей для отказа от глобально процветающего в наши дни нигилизма всех видов, пожалуй, практически и не найти.

Другими словами, воспитывать детей в законопослушании следует с самых «младых ногтей». Первые шаги делать в начальной школе, продолжая   интенсивное обучение и воспитание в культуре  в высших учебных заведениях.

  Тогда про конкретного человека можно будет сказать, что он:

  • он не только прекрасно образован профессионально, окончив курс в престижном учебном заведении, и с самыми высокими оценками,
  • но он и воспитан на самом высоком уровне и в такой степени, что может быть назван зрелым профессионалом в области своей профессии.

С этой целью следует определить основные искомые качества для православного священнослужителя. Каким он должен быть?

 

  1. Формула-Ас (Ф-Ас)

Для священнослужителя

От всякого труда есть прибыль,

А от пустословия только ущерб.

Пр., 14, 23

 

На этот вопрос, и мир, и даже клир, отвечают по-разному, и даже те из их представителей, у которых имеется многий профессиональный стаж работы. Поэтому было бы, полезно найти такие основные качества в многотрудной профессии богослова, которые, по зрелому размышлению, можно было бы считать для  наших дней наиболее оптимальными. Например, после длительных, и вполне творческих размышлений можно было бы сказать так:

Ф-Ас

 

Священник тот, в ком: (1)светлый дух,

Тот, кто (2)грехом своим встревожен,

И тот кто (3)благ внутри и вслух,

И кто к  (4)молитве расположен.

Он соберёт вокруг себя мирян своих,

Как (5)кормчий верный,

Для них (6)о вечности скорбя,

Он – пастырь, (7)кроткий и примерный.

 

 

Цифры в тексте Ф-Ас означают, что наиболее существенных основных признаков для характеристики хорошо профессионально подготовленного богослова можно насчитать ровно семь, на которые  следует ориентироваться. И первые четыре из  них могут быть свойственны студенту богослову уже в самый начальный период его обучения, три последующие встретятся с ним только после успешного окончания всего семинарского курса обучения.

Итак. Суммарное содержание всех указанных семи составляющих Ф-Ас полностью охватывает те основные аспекты высокого уровня пожеланий, которые следовало бы направить в адрес профессионально подготовленного современного дипломированного православного священнослужителя. Именно в  этом случае профессионал сможет перешагнуть ту нередко невидимую, но существенную грань, которая получила наименование «примитива».

 

  1. Культура.  Примитив и/или Система

Circulus vitiosus

Никто не становится

хорошим человеком случайно.

Платон

 

 «Примитив, примитивно», как термины  имеют несколько значений, но одно из них подходит в данном случае наиболее полно, а именно:

«Примитивно» – есть то, что «не развивается».

И, следовательно, возможно, что некий отдельный индивид, личность становится всё более зрелым в своём биологическом и физическом развитии, то есть, он, и растёт, и развивается. Но если он не становится одновременно всё более развитым и нравственно (духовно), как  и интеллектуально, то его вполне можно назвать неразвитым, недоразвитым, то есть, вполне примитивным.

Латинское выражение  Circulus vitiosus  (Заколдованный круг)   определяет такое положение вещей, когда человек не может перешагнуть через некоторые границы определённого круга, выйти за очерченные им условности. «Круг» этот потому и называется «заколдованным, порочным», что для его владельца круг этот он сам никак не может разорвать. А чтобы его всё же разорвать, нужна общая действительно высокая профессиональная квалификация владельца этого порочного круга.  Но квалификации этой у владельца-то как раз и нет.

Поэтому подчеркнём, что для более быстрого реального становления и высокого развития деловой культуры отдельной личности в целом, нужно иметь в её  распоряжении ещё и высокую соответствующую этой цели профессиональную мотивацию. Но и мотивации этой у личности тоже нет.

Этому есть немало печальных примеров. Студент, попавший в такой круг (скажем, не сдавший письменную работы ещё за прошлый семестр обучения), не может его разорвать, (то есть, написать и сдать), а поэтому только обещает исправиться (сдать письменную работу, не опаздывать на занятия и пр.). Но он не может переступить через рамки круга (заставить себя сесть за работу, поскольку пропустил много занятий, учиться не хочет, и пр.), и всё это продолжается так, как и было ранее, а нередко и тянется годами.  Он не хочет!

В каждой учебной группе любого учебного заведения таких примеров предостаточно. Тут и появляется стародавний русский вопрос: что же делать? Тогда следует вспомнить, что сама Культура одновременно является Системой.

Схема 1 – “лица”

Система – (от греч. sysntema — целое, составленное из отдельных частей; соединение), то есть, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, ценность.

 Очевидно, что культура, как наука и как предмет обучения, столь многогранна и необъёмна, что охватить все стороны  её многообразия и многогранности нет возможности ни в каком, даже и  в самом полном учебнике. Но нам следует помнить, что культура – это система, состоящая из многих отдельных её составляющих направлений, предметов, наук, искусств и пр., о чём уже шла речь в одном из предыдущих  разделов.  [3, с. 100].

Выделяют системы: а) материальные, б) абстрактные.

  • Материальные системы разделяются на такие:
    • неорганической природы (физические, геологические, химические и др.);
    • живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы);
    • особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества).
  • Абстрактные системы — объединяют понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах:
    • лингвистических, формализованных, логических, и о других системах.

Некоторые другие взаимные предметные связи обучения, важные для нас в данном случае, показаны на схеме1-«лица», помещённой в этом разделе выше.

На ней есть следующие принятые нами сокращения:

(Пр) – профессия, любые профессиональные академические семинарские предметы во всей полноте их лекционных часов и практических занятий; (Пси) – психология; (Ло) – логика; (Ри) – риторика; (К) – культура;  (Эт) – этика;

(Эвр) – эвристика, только там, где она  преподаётся, в программе КДС её нет;

(СК+СКР) – механизм СК+СКР со всеми его взаимными связями и уровнями.

Направление стрелок показывает место положения источников связи:

  • внутри «лица» – профессия, психология, логика. Другими словами, если человек молчит, то уровень его владения этими науками и учебными предметами остаётся для окружающих совершенно неизвестным;
  • снаружи «лица» – риторика, этика, эвристика, культура. Уровень владения этими предметами становится для окружающих полностью ясен, или из речи, или из любой практической деятельности их владельца;
  • и внутри, и снаружи «лица» находится только механизм СК+СКР, потому что он один призван функционировать одновременно, в двух вариантах:
    • – как в форме непрерывного самосовершенствования, на уровне профессионального внутреннего логического творческого мышления его владельца (по дедукции, индукции, аналогии);
    • – так и в виде его вербального высказывания, сопряжённого с рамками его внешней учебной деятельности, скажем, для каждого из наших студентов (успевающих и/или неуспевающих).

 

Следовательно, в современной науке исследование разного рода систем проводится в рамках специфического и общесистемного подхода, с учётом различных специальных теорий исследования каждой такой отдельной системы: в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д. Цель у таких исследований бывает, как правило, одна, выявление особенностей её взаимной общей и частной интерактивности.

Итак. Интерактивность системы культуры требует, чтоб другая сторона, или даже все другие стороны были бы внимательно выслушаны, изучены, чтобы их состояние, мнение было в определённой степени учтено перед принятием окончательного решения по всему обсуждаемому  вопросу.

Наконец, следует подчеркнуть, что генеральная системность культуры сообщает ей некоторое новое качество, которое, в конце концов, наиболее полно влияет не только на каждую из её составляющих, но и на всю сумму всех этих составляющих в целом.

Если же вернуться к нашему примеру об отстающем  студенте, не сдавшем свою письменную работу за прошлый семестр, и не имеющему для этого весомой мотивации, то в подобном случае нужно, видимо, сделать следующее:

  • выяснить форму и количество нужной ему творческой помощи,
  • составить график выполнения несданной работы постранично,
  • определить консультанта, (контролёра, из студентов, в том числе).

Но важнейшее место в этой системе должен занимать компонент самопознания.

 

  1. Самопознание

Nosce te ipsum

Труднее всего познать самого себя

Сократ

 

  Многие великие мыслители прошлого обращали самое пристальное внимание на то, что наиболее трудное для самосознания человека заключается в скорой необходимости  вначале познать самого себя. А для этого нужно осознать не только свои мотивы, определяющие любые практические действия личности в рамках своей профессиональной дельности.  Тут следует, в первую очередь, чётко осознать наличие у себя, например, таких своих собственных привычек, среди которых есть хорошие, и плохие, своих способностей, как больших, так и малых, и т.д.  И только после этого, и уже затем можно планировать изучение всех нужных для личности обще гуманитарных наук и предметов, узкопрофессиональных дисциплин, искусств и пр.

Думается, что для подтверждения истинности этого тезиса достаточно приведённой перед этим подразделом латинской цитаты, высказанной Сократом, и записанной Платоном. Но добавим, что едва ли есть (был) хотя бы один из действительно великих мыслителей прошлого и настоящего, кто никогда не вспомнил бы в своём творчестве о том, что сам длительный процесс самопознания, есть важнейший фактор для образования и для воспитания каждой отдельной личности.

Да, недаром, ещё в Античном Риме всем была хорошо известна такая глубокая мысль:  Nosce te ipsum. То есть: «Познай самого себя! ». Другими словами, вначале пойми себя, а уж потом попытайся понять всё то, что тебя окружает. В такой последовательности успех, как можно на это надеяться, будет более полным.

Итак. Роль самопознаний в процессе формирования собственной культуры для каждой личности может быть не только большой, но и самой большой, всеобъемлющей, определяющей все окончательные результаты его эффективной деятельности на этом направлении. Именно в этом качестве роль самопознания отличается от примитивизма, являясь по отношению к нему абсолютным и непримиримым антонимом. А для развития основ самосознания нам следует обратиться к механизму СК+СКР.

 

  1. Механизм СК+СКР

Предай Господу дела твои,

 и предприятия твои совершатся.

Пр., 16, 3

 

Чтобы полно, прочно, быстро и эффективно решить любую творческую  профессиональную или общекультурную задачу, нужно будет добавить к  созидательному процессу по её решению ещё  и качественно действующий механизм самоконтроля и самокоррекции (СК+СКР).

Этот  механизм состоит из двух частей: СК+СКР, где –

  • самоконтроль (СК) – есть та его части, когда человек (для нас – студент)  контролирует свои действия, сравнивая  между собой два  результата:

а) реально полученный,  в ходе его самостоятельной работы,

б) искомый, необходимый, по исходным заявленным условиям;

самокоррекция (СКР) – есть, та его часть, когда  исследователь (студент)   исправляет собственные,  замеченные им самим в ходе работы ошибки, добиваясь наиболее полного и верного решения из всех возможных для него самого на данный момент . [2, с. 186 и след.]

Подчеркнём. СК только высвечивает ошибку, указывает на наличие в  творческом решении  конкретного человека определенный  недостаток.  СК, сам по себе, не дает из ошибки  разумного, творческого выхода. Очевидно, что одного СК для серьезной переоценки собственных  достижений и ошибок, успехов и  недостатков в  решении творческих задач,  мало. Но  тому, кто решает  указанную задачу,   непременно нужно пойти дальше, а именно: замеченную ошибку нужно еще и исправить.  Такой рациональный выход по окончательному решению поставленной задачи и называется  – СКР.  Другими словами, каждый из студентов, как личность,  должен сам  сделать для себя по исправлению своих ошибок всё то,  что он сам считает  в каждом отдельном случае необходимым при использовании механизма СК+СКР.

На этом пути  обучения культуре познавательного процесса должны быть предусмотрены  следующие шаги исследователя, а именно.  Студент сам –

  • а) сам готовится к  решению соответствующей творческой задачи,
  • б) сам проверяет готовность своих мыслей, действий, самостоятельно обнаруживая  в сделанном и в сказанном собственные просчеты и огрехи;
  • в) наконец, сам исправляет свои, им же самим замеченные, ошибки.

Итак. В зависимости от того, насколько студент продвинулся на этом пути, он будет находиться на разных уровнях восхождений к заветной цели – «научиться  учиться культурному обучению». Самый нижний уровень – когда студент ещё не умеет ничего. Самый верхний уровень – когда он овладел процессом полностью и может работать самостоятельно.

На схеме этот процесс может выглядеть следующим образом.

  1. Уровни механизма СК+СКР

За одного ученого трёх неучёных дают.

А.В. Суворов

Уровни функционирования механизма СК+СКР можно представить себе так.

Из данной схемы становится ясно, что успех по этой системе  может быть достигнут только на основе ступенчатой программы, по которой личность поднимается вверх, пока не достигнет той цели, которая в данном случае называется: «Культура».  Тогда весь механизм СК+СКР функционирует постоянно. Одновременно ясно, что в  действии механизма СК+СКР существует несколько уровней, которые представлены в следующей таблице.

Уровни действия (или бездействия) механизма СК+СКР  зависят от того –

  • насколько студент в целом целеустремлён на то, чтобы систематически фиксировать своё внимание на своих собственных ошибках, не ожидая указания на их появление со стороны других людей (преподавателя), – раз;
  • насколько сам студент этим действиям самоконтроля успешно обучен, – два.

Другими словами, главное: насколько студент владеет тем важным и очень профессиональным учебным умением, которое кратко можно сформулировать четырьмя словами:  Сам ошибся, сам исправил.

Итак. Из таблицы ясно, что только уровень 3 даёт студенту искомое владение всем механизмом СК+СКР. Если же успехи студента соответствует  уровню – 0, то именно в таком примитивном положении обсуждение любых возможных ошибок становится совершенно бессмысленным, поскольку оно не может привести к маломальским улучшениям общего отрицательного баланса в оценке конкретной профессиональной культурной учебной  деятельности студента, его устной и письменной речи. И для печально знаменитой студенческой письменной работы за прошлый семестр, в том числе.

О многих случаях подобных примитивных, бестолковых и безрезультатных разговоров некогда существовала поговорка:  «Разговоры в пользу бедных». Суть её заключается в том, что про бедных не нужно говорить, разговоры не могут им помочь, не могут заменить дела. Бедным нужно оказывать помощь реальную, конкретную: делами, пособиями, вещами, бесплатными обедами.

Например. Есть  многие люди, которые,  ложась вечером в постель после трудового дня, и привычно и методично спрашивают сами себя:

– А что я сегодня сделал(а)  полезного с точки зрения творчества? –  Да уж не сделал(а)  ли я за этот день чего-нибудь постыдного?

  –  А как бы мне исправить все те  погрешности, которые  я сам(а)  вижу невооруженным глазом?

 – И зачем мне ждать замечаний со стороны, если я сам(а)  могу все исправить и вполне самостоятельно,  и быстрее, и качественнее,  и эффективнее?

Ну, а может ли сказать себе такие слова наш неуспевающий студент, не сдавший письменную работу (и даже – не одну работу!) за прошлый семестр?

Подобные вопросы, направленные человеком к самому себе, и есть тот предварительный элемент механизма СК+СКР, которые сможет в дальнейшем стать движущей пружиной на пути полного и эффективного функционирования всего механизма в целом. Естественно, что творческому  исправлению следует подвергать любые профессиональные человеческие ошибки: учебные, бытовые, служебные, семейные. Любые, в полном смысле слова. [1, с. 62 и след.].

Без такого подхода стать истинным профессионалом в своём деле невозможно. Не зря говаривали наши предки:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Но следует добавить. «Труд» этот заключатся как раз совсем не в том, чтобы «рыбку тащить», а в том, чтобы учесть в этом труде все прошлые ошибки, и не допустить никаких, хоть и подобных, но новых заблуждений, чтобы улов был, наконец, одновременно весьма хорош, и количественно, и качественно.

Есть по этому поводу и другая более современная присказка.

Например.  Едет по благословенным в техническом отношении дорогам Германии некий любитель-водитель на последней марке «Мерседеса», и вдруг автомобиль глохнет, не желая отзываться ни на какие ухищрения своего хозяина. Хозяин достаёт сотовый телефон, и объясняет причину вызова быстро подъехавшему механику. Тот легко окидывает опытным взглядом  копот уже открытого двигателя, достаёт из специального набора нужную ему отвёртку, и, повернув на полтора оборота какой-то маленький винтик, вкладывает отвертку на прежнее место. Затем просит хозяина повернуть ключ зажигания, двигатель немедленно заводится, а механик выписывает на имя владельца автомобиля квитанцию на 100 €.

– Ого, – говорит хозяин, –  целых 100 € за единственный повёрнутый винтик…

– Ну, что вы, – ласково отвечает механик, за поворот винтика только половинка €, а 99 с половиной € за то, что я точно знаю, какой винтик следует повернуть именно в данном случае.

 Нет, совсем не ошибаются в этом случае и англичане, утверждающие,  что  «всё легко, когда знаешь, как это делается». Да и русский народ внёс в решение этой проблемы свою весьма образную лепту, чётко определив:

« – Да, не боги горшки обжигают, а Мастера!».

Итак. Во всяком творчестве  на первое место выходит  умение самой личности контролировать свои собственные мысли и действия на основе механизма СК+СКР, стремясь поднять свой собственный ещё не достигнутый в целом профессиональный культурный уровень на   следующую и на более высокую ступень.   Использование  механизма СК+СКР предоставляет в распоряжение профессионала активную динамику в процессе решения поставленной  задачи, и, в конце концов, общую эффективность, присущую в высшей степени каждому истинному Мастеру своего дела.  Если, конечно, он – Мастер. И с большой буквы!

Недаром, есть у нас некая таинственная и давняя  присказка, вполне применимая  и сегодня для профессионального формирования основ теории и практики культуры у подрастающего поколения, которая звучит примерно так:

«У любого  человека можно многое отнять (деньги, одежду, квартиру и  пр.), но есть нечто такое, чего отнять  у него никак нельзя. Что же это такое?».

Многие с ответом затрудняются. А ответ исключительно краток и прост:

«У человека нельзя отнять его  знания, его умения и его навыки».

Добавим, не подвергая опасности здоровье или даже саму жизнь этого человека. Действительно:  «отнять знания вежливо нельзя», как нельзя их и купить. Купить можно только «бумажку» (то есть, свидетельство, диплом).

На этом мы и поставим здесь нашу предпоследнюю логическую точку.

 

Выводы

Обратимся теперь к трём основным и самым общим следствиям.

Приложи сердце твоё к учению,

и уши твои к мудрым словам.

Пр., 23,12

 

  1. Нормы нашей веры, общей и профессиональной культуры для всякой творческой личности давно известны и едины. Они зависят, в частности, от её доброго имени (чести) и от общественных побуждений в её личной совести (долге). На этой основе развивается тот феномен, который принято называть культурой личности. Это и есть основная общая норма для каждого профессионала любой направленности. За все прошедшие столетия человечеством было разработано немало конкретных пра­вил отношений между людьми (дети-родители, деловые партнеры и пр.), человеком и государством, обществом и церковью, и т.д., в ходе как вербально­го, так  и невербального общения между ними.
  2. Каждая личность достигает на этом пути становления различных высот. В целом же, подъем православной веры, развитие нашей общей и частной профессиональной культуры взаимно связаны между собой, влияют друг на друга, способствуют становлению каждого отдельного человека:

а) как высоконравственной личности православного христианина,

б) как гражданина-патриота своей древней культурной страны,

в) как высокообразованного профессионала священнослужителя.

  1. Следует обращать творческое внимание не только на формирование тесной духовной связи между верой православной и личной культурой внутри каждой личности. Важна ещё и та связь, по которой студент, как личность  должен быть озабочен становлением своего внутреннего механизма СК+СКР, который может оказаться полезным при овладении всеми без исключения учебными предметами, преподаваемыми  не только  в Калужской духовной семинарии, но также и в любых других учебных заведениях нашей страны.

 

Библиография:

  1. Александров Д.Н. Риторика или Русское красноречие. М., 2005 .
  2. Александров Д.Н., Сенькина А.Н. Научно-исследовательская работа студента. (НИРС). Калуга, 2009
  3. Александров Д.Н. Профессиональная культура юриста. Электронный вариант. 300 МБ. 2012
  4. Александров Д.Н. Истина рождается в единстве. / Журнал «Православный христианин», 2011. №2.
  5. Решетников Л.П. Русский Лемнос. М., 2008.

Опубликовано в Богословско-историческом сборнике №7