Проповедь о пользе поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17.21).

Пост – это не сама цель. Пост – это не мистическое действие. Пост – это средство для смирения тела, души. Соответственно и отношение наше к посту, как говорил свт. Василий Великий, должно быть благоговейное, «Пост – дар древних, пост драгоценность отцов…», – замечал святой отец.

Что такое пост?

Пост – наша жертва Богу. Нам всем хорошо знакомы слова из псалма Давида: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Ради чего мы постимся? Не ради того, чтобы потом уподобиться фарисею, говоря: «вот столько я уже пощусь, я уже достиг чего-то». А ведь бесы вообще не едят, но ведь их это не приближает к Богу.

Все же наш пост должен сочетаться и с нашим устремлением к Богу, и с нашим сокрушением и раскаянием о своей падшей природе. Святые отцы, приближаясь к Богу, начинали видеть свои грехи и проливали поэтому много слез. А мы живем так, что и не замечаем своих поступков.

Также пост является благочестивой традицией Церкви, традицией, имеющей опыт более 2 тысячелетий. Время поста помогает человеку улучшить свою духовную жизнь.

Посты, которые установила Церковь, являются необходимым атрибутом нашей воцерковленности, и если мы считаем себя православными христианами, членами Церкви, то мы должны соблюдать ее каноны. Почему? Потому что соблюдение канонов Церкви приводит человека ко спасению. Каноны Церкви это двухтысячилетний опыт подвижников православных, святых Отцов. Приобщаясь к традиции Церкви мы получаем удобный путь к нашему совершенству.

Апостол Павел говорит: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23).

К чему это он сказал? К тому, что если мы так пристрастились к еде, чреву, то оно и начинает владеть нами, довлеть над нашей духовной жизнью. Плоть становится выше души, поэтому мы и должны упражняться в посте. Мы учимся управлять своей плотью, а лучше сказать, той страстью, которая через плоть искушает нас. Навык борьбы со страстью чревоугодия поможет нам обрести опыт духовный и в борьбе с другими страстями.

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Константин Илющенко