«Проповедь в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы»
Проповедь воспитанника III курса КДС Литвинова Кирилла, произнесенная за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе 7 апреля 2019 года, на тему: «Проповедь в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы и братия!
«Днесь спасения нашего главизна…». Именно этими словами начинается тропарь сегодняшнего праздника, именно так Святая церковь определяет значение сегодняшнего события. Мы именуем святое Благовещение главизной, то есть началом нашего спасения. Ныне воплотился Сын Божий Иисус Христос Спаситель наш и это событие стало началом всего домостроительства нашего спасения. Вследствие Благовещения – Боговоплощения уже было и Рождение Христа, обрезание, сретение, возрастание младенца Христа, крещение в котором Господь и явил Себя миру как Бог Троица, далее явление миру с проповедью и чудесами, Его страдания, распятие, воскресение, вознесение, далее сошествие Святого Духа на апостолов и устройство апостолами всей церкви Божией, главизной которой стал Иисус Христос, главизной которой стало Благовещение. И мы видим как то семя положенное в Благовещение разрослось в великое спасительное древо, ветви которого покрывают весь мир, покрывают и нас с вами.
Но сегодня братья и сестры хочу отметить одну очень важную вещь. Для многих людей которые только начинают делать первые шаги к Богу и в познании Бога пытаются осмыслить своим человеческим разумом догматы нашей церкви, для них тайна Боговоплощения становится камнем преткновения на пути к вере. Они не понимают, как такое может быть, как Бог, который пребывает вечно, может родиться, да еще и от девы, которая и после родов осталась девой. То есть с точки зрения нашего человеческого, земного разума такое немыслимо, невозможно. И рассуждает тогда человек сам в себе «Значит, что то здесь не то мне рассказывают, сказки какие то». И здесь можно привести пример таких известных людей как например А.С Пушкин, который в ранней юности разделял атеистический образ мыслей которой в принципе в те времена была заражена практически вся интеллигенция. Но по мере своего возрастания у А.С возрастал и поиск смысла жизни и на своем начальном пути именно тайна Боговоплощения стала для него камнем преткновения и он осмеивая это событие пишет даже такой произведение под названием «Гаврилиада» – название от имени архангела Гавриила. И в этом произведение он достаточно порочно отзывается о тайне Благовещения. В нечестивых красках описывая это событие пытаясь всячески навести тень сомнения. И как известно Пушкин уже позже проводя не мало времени в тяжелых раздумьях на пути к Богу и наконец уверовавши и убедившись в истинности православия, очень горько сожалел и каялся за свое такое произведение. А.С с именем Бога на устах перешел в мир вечности который открылся его исканиям. И Ф.М Достоевский тоже говорил сам о себе «Моя осанна через горнило сомнений прошла». То есть путь к Богу Достоевского тоже был достаточно тернист. И здесь может возникнут вопрос «А как же относиться вообще к таинствам церкви, к тому что не подвластно нашему пониманию и в частности к сегодняшнему празднику Благовещения, к тайне Боговоплощения?»
2000 с лишним лет назад пришло время исполнения того что положил Бог от создания мира. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то о чем читаем у ап. Павла в 1 послании к Коринфянам «Беспрекословно, великая благочестия тайна, Бог явился во плоти». Только Всевидящий Бог, знает, как и почему, по благоволения Бога Отца, Сын Божий должен стать Сыном Человеческим и Дух Святой сойти и осенить Пречистую Деву и в данном случае мир ангельский, в лице арх. Гавриила и мир человеческий, в лице Девы Марии видит действуемое, исполняет повеленное и не постигает того что совершается. Апостол Павел говорит, что в эту необычную тайну хотели бы проникнуть святые ангелы, но и им не дано познать всех ее глубин. Лишь только архангел Гавриил благовествует исполняя то что ему повелено Богом. Тем больше не постигает этой тайны и Пречистая Дева, но несмотря на такое неведение она не только не противоречит но и всю себя предает воздействию Божию «Се раба Господня да будет мне слову твоему»
Несомненная известность Девы Марии, что так хочет и так повелевает Бог. Не ведение всего как есть и как должно быть, а одно ведение, что так хочет Бог, ведение, сопровождаемое безусловной покорностью Богу.
Тайны нашего спасения и до сегодняшнего дня остаются тайнами и в догматах и во многих заповедях и тем более в сообщении благодатных даров. Можно стараться проникнуть в них подражая святым ангелам, но наперед покориться вере, потому что не ведение и не знания спасают, а спасает вера. Свят. Феофан Затворник пишет что «В Благовещении положившему начало нашему спасению все только покорствуют, а не рассуждают – и Сын Божий и Дух Святой и арх. Гавриил и Пресвятая Дева. Так будет в каждом из нас!» призывает святитель.
В первую неделю Великого Поста мы с вами читали канон прп. Андрея Критского и там преподобный Андрей так же в одной из песней пишет о Благовещении « …. Рожденный тобою обновляет закон природы, а девственное чрево рождает; когда пожелает Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет».
Все мы православные христиане с глубочайшим благоговением, согласно с учением Священного Писания почитаем Пречистую Деву. Но во всем христианском мире есть христиане, не почитающие Пресвятую Богородицу, христиане других конфессий, протестанты, баптисты и много всяких сектантов и еретиков которые не участвуют в хвале православного мира. Они полностью отрицают почитание Пресвятой Богородицы, говоря о том что она просто была благочестивой женщиной, как и многие другие. И даже осуждают нас за то что мы возносим к ней свои молитвы, обращаясь «Пресвятая Богородица спаси нас». И видя это, они в изумлении говорят: «Как можно искать спасения у благочестивой женщины. У нас только один Спаситель Иисус Христос. Только Он один спасает и других спасителей нет»
Братья и сестры, что мы можем ответиь им на это? Мы знаем что сама Пресвятая Богородица не спасала мир так как ее Божественный Сын спас всех нас своим крестом. Но мы обращаемся к Пречистой Деве как к заступнице нашей, верим в то что она своими молитвами за нас перед своим Сыном может содействовать нашему спасению, подобно тому как она на браке в Кане Галилейской своими просьбами к Иисусу содействовала благополучному разрешению тех проблем, которые возникли на этом празднике. И если о земном и временном она дерзала просить Христа. То тем более важно она может просить и о вечном. Не за себя просить но о нас. Христос слышал ее тогда, верим что Он ее и сейчас. И мы просим ее молитв потому что видим и знаем насколько они сильны пред Богом.
Ап. Павел в своем 1 послании к Коринфянам говорит о себе «Для всех я сделался всем чтобы спасти по крайней мере некоторых». А позже в своем послании к Тимофею он призывает ап. Тимофея «Внимай себе и в учение ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя»
Мы видим с вами из Св. Писания что и святые апостолы спасают нас. Как они это делают? А точно так же как и Божия Матерь – своими молитвами, личным примером и своей близостью к Богу и к нам.
И просто диву даешься когда видишь как еретики осуждающие нас сознательно обходят те места Священного Писания которые противоречат их учению. Как будто не замечают их.
Мы называем Божию Матерь Владычицей, Царицей небесной, а они негодуют этим и говорят «У нас один только Царь – Иисус Христос – Бог». Но почему мы не можем называть Божию Матерь Царицей, если она мать Царя, если даже в земном роде мать царя носит титул царицы. И именно в этом смысле мы ее и называем Царицей Небесной, потому что она Мать Царя нашего Господа Иисуса Христа. И как же мы можем не чтить Божию Матерь и не преклоняться пред ней всем своим сердцем, не ублажать ту, которая стала орудием великой и непостижимой тайны Божией. И вполне оправдано то когда мы воспеваем о ней в своих молитвах как о «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Среди всех жен рожденных на земле была ли когда – нибудь, рождена жена подобна по чистоте и святости Пречистой Деве? Нет, такой никогда не было и не будет! И разве Мать нашего Царя и Господа Иисуса Христа не должна быть возвеличена превыше всех ангелов и архангелов, Херумивов и Серафимов, а ведь они все слуги Божии.
Пресвятая Богородица наша великая заступница от врагов духовных, так и от врагов земли Русской и уж сколько мы знаем случаев в истории нашей России, когда Пречистая Дева в самые сложные минуты военных наступлений являла свое заступничество о нашей земле. И враги, каким то чудесным для нас образом проходили мимо. Взять к примеру Калужскую землю когда в 1812 войска Наполеона благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы прошли мимо этих земель и вообще не тронули их.
Она молится о нас Сыну своему Господу нашему и возносит наши молитвы к Нему. А несчастные сектанты отвергают эту помощь и остаются без заступничества Пречистой Девы.
Конечно же, мы должны почитать Пресвятую Деву всем своим сердцем, почитать ее как нашу небесную Матерь, стараясь подражать всем ее добродетелям, так как она своим личным примером является для всех нас образом духовной и нравственной чистоты. И будем же дорогие братья и сестры исполнять слова Божией Матери которые мы поем во время нашего богослужения и которые она говорила Елисавете – матери Иоанна Предтечи «Яко призрел на смирение рабы Своея, отныне будут ублажать меня все роды» Аминь.