Слово на апостольсоке чтение: 2 Кор., 194 зачало

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня в апостольском чтении мы слышали не совсем понятные на первый взгляд слова «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10), для кого-то, они даже могут показаться странными. А для христианина, они говорят о великой милости Божьей, и великой силе, действующей в человеке, обретшем добродетель, без которой невозможно спасение – это смирение.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Это духовный закон, по которому должен действовать каждый из нас. Для того чтобы понять что такое нищета духовная, через которую и приобретается духовная сила, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) приводил такой пример своей пастве. «Вот там в притворе стоят бедные нищие. Они ни над кем не превозносятся, стоят они с дрожащими коленами, с опущенной головой, считая себя ниже всех. Они ничего не имеют своего и сознают себя ничего не имеющими. Они питаются той милостыней, которую подаете им вы, одеваются теми обносками, которые получают от вас. Это телесно нищие»[1]. Вот именно таким образом мы должны поступать в плане духовного восприятия. Для действия в нас силы Божией, мы должны всякое доброе дело, всякий добрый помысл и поступок приписывать не себе, а действующему в нас Богу, источнику всякого добра. Должны считать себя духовно нищими, без Бога ни на что не способными.

В таком случае человек достигает святости, примером служит сам апостол Павел, который «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4). Но говоря об этой милости Божьей, которой он сам сподобился, апостол повествует якобы о другом человеке, и мало того, он не просто не говорит, что это произошло с ним, то есть не хвалиться этим, единственной своей похвальбой апостол называет свои немощи – «собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:5). То есть человек, в котором действовала сила Божия, благодать Святого Духа, дары которого явно проявлялись в его жизни, хвалится своими немощами.

А все это потому, что человек святой жизни, приближаясь к источнику света и всякого блага – Богу, явно осознает, что он ничто перед Богом и без Бога. Именно поэтому все святые, говорили – что они самые грешные, говорили так, не потому что их грехи больше чем грехи любого другого человека, а потому, что приблизившись к совершенной Святости, будучи просвещаемы Духом Святым, зрели ту глубину отпадения от Бога, в которой находится каждый из нас. Это всякий грех, который мы совершаем, и который просто отрывает нас от Бога.

Каждый из нас, стремясь совершить какое то доброе дело, должен понимать, что все доброе совершаемое нами, и для нас, совершается благодатию Божией, и только смиренный человек, нищий духом, осознающий свое бессилие без Господа, сподобляется благодатной помощи Его. «Как-то к оптинскому старцу Антонию пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться, и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не спит, не ест, не пьет, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божьей вот тебе и подвиг. Смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов».

На этом простом примере мы видим, что всякий подвиг является тщетным, если он не построен на фундаменте смирения.

Смиренномудрие, говорит св. Исаак Сирин, есть «одеяние Божества», в которое облеклось вочеловечившееся Слово, и «всякий, облеченный в смирение, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему доблесть величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием»[2]. В этих словах мы видим, что смирение это Божественное свойство, человеку же оно даруется самим Богом.

Смирение невозможно понять, и тем более приобрести с помощью одного только рационального мышления и следования искусственно построенным схемам. Это дело всей жизни человека, это духовный опыт, который предполагает постоянное падение и восполнение Богом, оскудевающей силы человеческой. Это достижение понимания своего бессилия, то есть такого состояния духа, в котором человек подобно апостолу Павлу, может похвалиться ничем иным, как только «немощами своими».

Дорогие братья и сестры, мне хотелось бы пожелать, чтобы мы по настоящему услышали слова Спасителя:  «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Пусть эти слова проникнут в сердце каждого, и наполнят всю нашу жизнь. Потому что только во Христе, с осознанием своего полного бессилия, мы обретаем силу, только во Христе, с пониманием нашей погибели, мы обретаем спасение.

Аминь!

 

[1] http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi_1_26.shtml (дата обращения -09.10.15).

[2] Цит. по: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследоание. – М.: Православный  паломник, 1996, с. 474-475.

 

Воспитанник КДС Сергей Гандера