Слово на День Победы

9 мая вся наша страна празднует особый юбилей – 70-летие победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Эта дата касается всех живущих сегодня в России и многих за ее пределами. У каждого есть своя внутренняя связь с этими уже отдаленными, но тем не менее живыми в сознании людей событиями прошлого столетия.

Большинство россиян родились после Великой Победы 1945 года и не знают ужасов войны. Тем не менее, одних связывает с ней память о родных и близких людях, переживших эту войну, – в их искренних рассказах отразились и горечь потерь, и страх близкой смерти, и радость избавления. Для других эта связь состоит в принадлежности к народу-победителю, явившему в тяжелые годы военных испытаний величие духа, самоотверженный героизм на фронтах и жертвенный подвиг в тылу.

Великая Отечественная война пробудила в народе веками накопленный духовный потенциал. Ведь Православие видит в защите земной Отчизны подтверждение верности Отечеству Небесному. В христианстве нет большего проявления любви, чем отдать свою жизнь за ближних (Ин. 15, 13). Недаром в суровые военные годы государство ослабило жестокие гонения на Православную Церковь и позволило ей открыть храмы, монастыри, духовные школы. В годы войны тысячи людей обрели молитву, обратились к вере в Бога и вспомнили слова мученика III века епископа Киприана Карфагенского, давно ставшие народной поговоркой: «кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец». Это была победа над антицерковными умонастроениями в советском государстве.

Для меня и, думаю, для многих, чье детство пришлось на послевоенные годы, из общения со старшими становилось очевидным, что на войне люди оказывались ближе к Богу и получали живой духовный опыт. Уверовав во Христа, они сознательно приходили в Церковь. Многие известные монахи Троице-Сергиевой Лавры, преподаватели Московских духовных академии и семинарии были фронтовиками с боевыми наградами. После окончания войны они продолжили битву за наш народ, но уже на ином – духовном поле брани. Эта война была направлена не против людей, а против духов злобы (Еф. 6, 12), против разъединяющих человека с Богом страстей и пороков. В их числе первым стоит неверие – духовная слепота и черствость сердца.

День Победы принес непродолжительную оттепель для Церкви, а потом борьба с религией возобновилась, продолжилось и разрушение храмов. Борьба за сердца людей, за веру, за сохранение в России Православия была тяжелой, но в ней наш народ также одержал победу: на закате советского периода стали вновь открываться храмы и монастыри, люди с энтузиазмом приступили к возрождению святынь и налаживанию церковной жизни.

Так бывает и с нами. Мы обращаемся к Богу и горячо верим в Него, переживая переломные моменты, когда рушится привычный строй жизни или тяжелые болезни посещают нас и наших близких. Но как только все снова налаживается, мы закрываем двери своего внутреннего храма и разрушаем его. В угоду постыдным страстям, модным прихотям, вредным привычкам мы оскверняем свое тело, которое должно быть храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19). Совсем недавно мы проходили пост, уклонялись от порока и непристойных увеселений, покаянием стремились обрести внутренний мир. Но прошло всего несколько недель после встречи Пасхи Христовой, и где наша пасхальная радость, где плоды победы над грехом? Мы не как победители, а как побежденные склоняемся перед грехом, идем на компромиссы со своей совестью, утешая себя: я разок совершу грех, а потом покаюсь. Но при этом забываем, что исповедь – это не бухгалтерская отчетность о количестве совершенных грехов, а изменение жизни. Когда мы каемся на Таинстве Исповеди, то обещаем не возвращаться ко греху, стать его победителями.

Святитель Феофан Затворник предупреждал о необходимости всеми силами блюсти себя от греха и после окончания поста, сохранять приобретенные подвигом чистоту и благочестие, не увлекаться приманками прежних грехов. Только тогда каждый последующий пост будет новой ступенью, приближающей нас к Богу, а не бегом на месте. Приобретенный духовный опыт в дни поста мы должны приумножать.

Чтобы победить любую страсть, надо удерживать уже отвоеванный у нее рубеж и продолжать наносить ей сокрушительные удары. Нельзя вступать с грехом в переговоры, надо стремиться к полному освобождению от него каждого уголка своей души – вплоть до окончательной победы. Ведь только Христос – Победитель смерти, только Он – наш Спаситель, и лишь в Нем мы обретаем полную победу над грехом.

В 1945 году 9 мая пришлось на Светлую седмицу, и празднование победы над фашизмом соединилось с пасхальной радостью о Воскресении Христовом, о победе Жизни над смертью. Празднуя 70-летие победы в Великой Отечественной войне, чествуя ветеранов и почитая память защитников нашей Родины, станем их достойными преемниками!

«Вечерняя Москва»