Слово на конференции, посвященной 240-летию КДС

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Калужской митрополии, ректора Калужской духовной семинарии на конференции, приуроченной к 240-летию основания и 20-й годовщине возрождения КДС «Духовное образование в России: история, современность, перспективы».

Калуга, 14 сентября 2016 года

Ваше Превосходительство, дорогой Анатолий Дмитриевич!
Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри!
Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников и гостей юбилейной конференции, посвященной 240-летию основания и 20-летию возрождения Калужской духовной семинарии.
Мы собрались в богоспасаемом граде Калуге, чтобы осмыслить пройденный нашей духовной школой путь и поделиться мыслями о месте и значении духовной школы в современном социокультурном пространстве.
Калужская семинария была учреждена ревнителем духовного образования, митрополитом Платоном (Левшиным, 1737 1812) в бытность его архиепископом Московским и Калужским. Этот просвещенный и любомудрый архипастырь проявил особую заботу о подготовке будущих клириков к церковному служению. Через учреждение учебных заведений для детей духовенства ему удалось значительно повысить интеллектуальный уровень и обогатить духовную жизнь пастырства во вверенной ему епархии, в которую тогда входил и город Калуга.
Духовная семинария, официальное открытие которой состоялось во время образования Калужского наместничества в 1776 году, стала первым основательным учебным заведением в нашем городе. Первое время она состояла под началом Московской Славяно-греко-латинской академии, в которой завершали свое обучение калужские выпускники. Становление семинарии как самостоятельного учебного заведения связано с повышением статуса Калуги до губернского центра и кафедрального города новообразованной Калужской епархии. В начале XIX столетия калужская духовная школа уже предоставляла возможность получения полного семинарского образования (восьмилетнего согласно стандартам того времени).
В ходе реформирования системы духовного образования, которое началась в начале XIX века, на территории Калужской губернии была создана уже сеть духовных училищ, которые давали начальное образование детям духовного сословия. Такие училища были открыты в Калуге, Мещовске, Боровске, Тарусе. С образованием этих училищ семинария перешла на шестилетнюю программу обучения. Реформа духовных школ того времени была направлена на формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, укорененного в осмысленном знании Священного Писания и применении его на практике.
В разные годы XIX столетия Калужскую епархию возглавляли выдающиеся представители церковной науки и церковные деятели, которые трудились над разработкой реформы и ее осуществлением: будущий экзарх Грузии митрополит Феофилакт (Русанов), будущий митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), святитель Филарет (Амфитеатров). Калужская семинария была поприщем их научной и педагогической деятельности.
Множество достойных пастырей, которые трудились на благо Церкви и Российского государства, исполняли свое послушание по окормлению народа Божия и проповеди Евангелия в Калужской епархии и за ее пределами, подготовила Калужская семинария. Ее выпускники впоследствии становились профессорами в духовных академиях Санкт-Петербурга, Москвы и Киева, в столичных университетах и Медико-хирургической академии. Это свидетельствует о высоком уровне преподавания в семинарии. Следует упомянуть, что преподавателем нашей семинарии был протоиерей Михаил Помазанский, хорошо известный современным семинаристам. За последние 30 лет его учебник по Догматическому богословию выдержал несколько переизданий.
Помимо шестнадцати епископов, среди которых есть видные церковные иерархи: митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), экзарх Грузии митрополит Иона (Васильевский), архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) — выпускниками Калужской духовной семинарии были не менее известные протопресвитер Иоанн Янышев — духовник царской семьи и дворцовый протоиерей Николай Елеонский, заслуженный профессор богословия Московского университета. В нашей семинарии обучался и будущий Оптинский старец преподобный Анатолий (Зерцалов).
Необходимо подчеркнуть, что в дореволюционной духовной школе поддерживался не только высокий научный уровень преподавания. Учебный процесс способствовал духовному развитию будущих пастырей. Издревле в Церкви сохраняется отношение к богословию, как к стезе, приводящей к Богу, по слову Спасителя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Целью изучения богословских наук семинаристами традиционно признавалось не только умственное усвоение Священного Писания и догматов Церкви, но и применение этих знаний на деле в собственной жизни и пастырском служении, что становится практически шествием ко Христу, обретением единой с Ним жизни.
И неслучайно, в наступивший после революции 1917 года период государственного богоборчества и гонений на Православную Церковь в России, целый ряд выпускников Калужской семинарии твердостью исповедания веры вплоть до мученической кончины прославили Христа и Его Церковь. К лику святых уже причислены священномученики Евстафий Сокольский, Сергий Покровский, Иоанн Сперанский, Георгий Извеков. Все они обучались и духовно возрастали в этих стенах, и вера для них была основой жизни.
За годы советской власти духовное образование в нашей стране претерпело немалый урон. В 1918 году Калужская семинария была закрыта.
Возрождение традиций духовного образования на Калужской земле стало возможным только в начале девяностых годов прошлого столетия, когда в политике государства произошли существенные изменения, в том числе и по отношению к Церкви. К этому времени господствовавшая в стране богоборческая идеология потерпела крушение, и общество испытывало острую потребность в духовных и нравственных ориентирах. Люди жаждали Слова Божия, познания животворящих вечных истин евангельского учения, доступ к которым долгое время был искусственно органичен.
Однако, несмотря на то, что Русская Православная Церковь получила широкие возможности для внутреннего развития и внешнего служения, людей, способных осуществлять эту деятельность, не хватало. Возрождение общества и Церкви было невозможным без возрождения духовной школы, основная задача которой заключалась в подготовке пастырей — тех, кто научит людей Евангелию, соединит их с мистической жизнью Церкви через таинства, укажет им путь к Богу личным примером благочестия.
Основными препятствиями в деле возрождения духовного образования, как и во всей Церкви в те годы, были недостаток преподавателей и материальной базы, особенно помещений. В 1992 г. начался процесс возвращения епархии комплекса Калужской духовной семинарии, и тогда же было открыто Калужское духовное училище, которое через 4 года было реорганизовано в семинарию.
Сегодня можно признать, что в итоге образовательной деятельности Калужской семинарии на протяжении прошедших 20 лет стало возможным создание более 200 приходских общин на территории Калужской области, строительство и восстановление храмов, возрождение монашеской жизни и реализация множества социальных проектов в границах Калужской митрополии. Кроме того, немало наших выпускников трудится на благо Церкви в других епархиях, как на территории Российской Федерации, так и в странах ближнего зарубежья, и много наших выпускников — в Украинской Православной Церкви. И я хочу поприветствовать преосвященного Феодосия, епископа Боярского и архимандрита Антония, которые приехали к нам из Киева и привезли ценные слова приветствия для нас от Блаженнейшего митрополита Киевского и ректора Киевской духовной академии и семинарии митрополита Антония. Прошу, дорогой владыка Феодосий, передать им нашу искреннюю благодарность за поздравление и заверения, что здесь на Калужской земле за них возносится молитва.
Сегодня Калужская семинария имеет хороший потенциал для развития.
Основным ее богатством являются кадры преподавателей. Большинство из них — выпускники нашей семинарии, вернувшиеся в ее стены после обучения в духовных академиях Москвы, Петербурга, Киева и в Афинском университете. Помимо непосредственно преподавательской деятельности они проводят научно-богословские исследования: защищают научные диссертации, публикуют монографии, вместе со студентами принимают активное участие в научных конференциях, образовательных чтениях и форумах, участвуют в научных экспедициях, развивают взаимодействие со светскими учебными учреждениями. На протяжении многих лет в семинарии издается «Богословско-исторический сборник», в котором помещаются богословские статьи, переводы, исторические исследования, выполненные преподавателями семинарии.
Помимо научной работы преподаватели, студенты и выпускники семинарии активно вовлечены в просветительскую, миссионерскую и социальную деятельность. Многие выпускники семинарии продолжают обучение по магистерской программе в Калужском государственном университете имени Циолковского.
В настоящее время ведется работа по усовершенствованию учебного процесса в семинарии. Задумываясь над путями развития нашей семинарии, мы не можем не признавать, что современная жизнь требует от пастырей развитого интеллекта, хорошей осведомленности в самых различных областях светской науки и современных технологий.
Вместе с тем, нельзя забывать, что священнослужители Церкви во все времена призваны быть, как и Ее Глава — Пастыреначальник Христос, «не от мира сего» (Ин. 8, 23). Истинный пастырь должен вести народ Божий ко Христу не ученостью и силой внешнего убеждения или, еще хуже — принуждением, а привлекая их в Царство благодати собственной добродетельной жизнью.
Основанием христианского благочестия является молитва, и в стенах семинарии будущие пастыри должны научиться возвышать душу и пробуждать дух, чтобы не стать для своей паствы слепыми поводырями (см. Мф. 15, 14). В этой связи символично, что первые годы своего существования Калужская семинария располагалась на территории монастыря праведного Лаврентия — святого покровителя Калуги и горячего молитвенника за всех ее жителей.
Как и прежде в вопросах организации семинарского обучения для нас остаются актуальными слова святителя Феофана о духовном образовании: «Надо так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, годное только на время настоящей жизни». Так что, определяя приоритеты развития современной духовной школы, нам следует стремиться к тому, «чтобы всякая преподаваемая христианину наука была пропитана началами христианскими, и притом православными». Какими путями духовной школе следует достигать этой цели в XXI веке? — Надеюсь, что открываемая конференция внесет свой вклад в обсуждение этого важного для всей современной духовной науке вопроса.
Желаю всем ее участникам и гостям юбилейного празднования помощи Божией и заступничества Царицы Небесной, под покровом которой проходят наши торжества.
Завтра мы молитвенно прославляем Божию Матерь, вспоминая Ее чудное заступление о жителях земли Калужской. Пусть Её покров пребывает над нашей духовной школой, над всеми начальствующими, учащими и учащимися.
Благодарю за внимание.