Домой / Новости / «Слово о трёх святителях»
«Слово о трёх святителях»

«Слово о трёх святителях»

Проповедь воспитанника I курса бакалавриата КДС Анатолия Абросимова, произнесенная за вечерними молитвами в семинарском храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 11 февраля 2018 г. на тему: «Слово о трёх святителях».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Святая Церковь празднует память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Несмотря на то, что довольно много епископов было прославлено в лике святых, как святители, именно эти трое называются ими более, нежели все остальные, так как они более всех потрудились на ниве служения Христова, стали истинным примером и образцом епископского служения, оставили после себя многие богословские труды, поэтому и именуются также богословами и вселенскими учителями веры.

Этот праздник был установлен предположительно в конце одиннадцатого века. Существует такое предание, что при императоре Константине Мономахе, жители Византийской столицы разделились и начали спорить между собой о том, какой из трех святителей внес наибольший вклад в развитие богословской науки, кто является большим святителем и богословом: одни считали самым великим богословом Василия Великого, вторые – Григория Богослова, третьи – Иоанна Златоустого, тем самым начав вражду. И вот, три святителя явились во сне Иоанну, митрополиту Евхаитскому и сказали, что равны между собой и не должно возникать никаких междоусобиц между горожанами и завещали установить праздник. В результате была написана служба и похвальное слово всем трем святителям сразу, а день был выбран после празднования дней памяти святых в отдельности, тем самым указав на то, что они все – свидетели единого Бога и носители единой благодати.

В Апостольском чтении мы слышим следующие слова: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Святой апостол Павел говорит нам, во-первых, о том, что святые люди суть примеры для нашей жизни, т. к. они исполнили все то, о чем говорил Христос своей жизнью и служением. У каждого из трех святителей были свои особенности, свой образ служения, свои добродетели, свои таланты, не закопав которые, они всецело прославили Господа.

Свт. Василий Великий – это организатор, стратег, который создавал нормы аскетической жизни, нормы богословские, глубоко мыслил, способствовал принятию Символа Веры, который мы поем за каждой Литургией. Так о его дарованиях пишет свт. Григорий Богослов: (Василий Великий был «достойным толкователем божественного», человеком, который «просветился светом знания, прозрел глубины Духа и с Богом изучил то, что касается Бога»). Василий Великий был не только довольно волевым и строгим пастырем, но и милосердным: в период страшного голода 368 года он продал все свое имение и раздал все деньги голодающим. Несколько раз в год  мы служим Литургию Василия Великого, которая была составлена этим учителем Церкви.  Св. Василий возложил на себя и выполнил необходимую богословскую задачу, а именно точное и строгое определение понятий о  Святой Троице, устранение недосказанности в учении о единстве Божества, оставшегося после Никейского собора. Вместе с другими Великими каппадокийцами точно установил и обосновал термины, построил из них стройную систему.

Свт. Григорий Богослов – обладатель необычайного дара проповеди, дара созерцания и любви, которую он умел отразить в слове и запечатлеть в сердцах людей. Изначально он вступил на путь пустынножительства, живя в уединении, и лишь по просьбе своего друга – Василия Великого, становится архипастырем Церкви и защитником христиан от еретиков. Он жил во время становления христианского вероучения, когда одним из крупных препятствий и опасностей для Церкви было такое еретическое движение, как арианство, приверженцами которого были и императоры в Восточно-Римской Империи. Григорий Богослов был назначен архиепископом в Константинополь и приехал в этот город для дальнейшего служения. Тогда у православных не было ни одного храма, и они совершали богослужение на дому. Сильным словом своим, пастырским усердием и примером жизни он побеждал врагов Церкви, возвращая своими проповедями тысячи и тысячи людей из тьмы ереси. Потом все поменялось: императоры стали православными, ариане стали гонимы, прошел Вселенский собор, Поместные соборы, и Григорию Богослову говорили: «Давай выгоним всех ариан из Константинополя, ты же помнишь, как они с нами поступали?» Ответ Святителя носил примерно следующий характер: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», — тем самым показывая любовь и сострадание к людям.

Свт. Иоанн Златоуст – выдающийся пастырь и проповедник. «Златоустом» его назвала женщина более 1500 лет назад за великолепную проповедь, которая привела ее в восторг, ликование и затронула ее душу. Но слово это не забылось со временем, а навеки соединилось с именем великого пастыря Церкви. Творческое наследие святителя Иоанна Златоуста огромно; следует сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной Церкви и нет языка, на который бы не переводились его литературные труды. Из жития Иоанна Златоуста мы видим, как много пришлось претерпеть и пострадать за правду Божию, но сердце его не озлобилось от страданий, о чем свидетельствуют его последние слова: «Слава Богу за все!» С юных лет Святитель держался двух убеждений: всеми силами всегда стремиться к Богу и никогда не бояться скорбей и трудностей, ведь только в них человек становится человеком.

Каждый из этих святых стал образцом для нас, для Церкви последующего времени, ведь вместе они были творцами церковных канонов, творцами правил церковной жизни в определенных аспектах, что впоследствии способствовало их почитанию.

Дорогие отцы и братия! Будем же следовать по истине благодатным словам апостола Павла и будем подражать вере наших святых и сами будем примером для окружающих.

Аминь!