“Слово служит инструментом молитвенного обращения к Богу-Творцу”

Выступление руководителя Отдела по издательской и информационной деятельности Калужской епархии, преподавателя Калужской духовной семинарии, члена Общественной палаты Калужской области протодиакона Сергия Комарова, сделанное на заседании Общественной палаты Калужской области в Инновационном Культурном Центре г. Калуги.

 

Сквернословие – примета культурной и духовной катастрофы

«За всякое праздное слово, какое скажут люди,
дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься,
и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37)

Русская пословица: «От гнилого сердца и слова гнилые». 

Одним из сигналов бедствия постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. До недавних времен матерщина была языком специфических групп нашего общества: преступников, алкоголиков, то теперь этот «язык» проникает почти во все слои общества.

С точки зрения христианских понятий слово служит инструментом молитвенного обращения к Богу-Творцу, посредством его мы общаемся с людьми, выражаем свое творчество. Человек, говорящий скверные слова этот дар превращает в орудие пропаганды своей внутренней нечистоты. Еще хуже, что он свою грязь передает другим, заражая окружающих. Поэтому Библия ставит сквернословие наряду с другими тяжкими грехами: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3:8). Святые апостолы обличают грехи, которые люди совершают через слово: «язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6). О «гнилом слове» апостол Павел говорит и в другом месте: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф.4:29). Это всего лишь несколько цитат, их намного больше, главное показать, что и для этого человеческого недуга лекарство уже выписано. Священное Писание – это карта человеческой жизни. Как любые карты их(его) надо уметь читать, но пользоваться ими безусловно полезно и спасительно. Многие вещи становятся понятными и предсказуемыми, если вовремя построить курс, согласно пройденным путям наших мудрых предшественников.

Постараемся указать главные причины существования сквернословия и упомянуть некоторые мифы, возникшие вокруг него. Начнем с того, что употребление матерных слов — явление древнее и присущее почти всем народам.

Во всех языках и культурах мат обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В отличие от других языков, церковно-славянский характеризует эти слова очень многими терминами. Кроме уже упомянутого сквернословия мы говорим о срамословие, студословии, празднословии, пустословии.

Известный аскет епископ Варнава (Беляев) пишет, что это явление «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани. Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и продолжая изуверские культы.

Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Наивно полагать, будто жили раньше высокоморальные племена кривичей и родимичей, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. По сути, «скверные слова» — языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Многие в серьез верили, что нечестивая брань могла стать причиной стихиных бедствий, болезней. Еще еще в XVII в. за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. В наше время закон прямо не запрещает человеку ругаться матом на улице. Однако есть ряд ситуаций, когда это может быть расценено как нарушение. Например, как мелкое хулиганство.

Часть 1 ст. 20.1 КоАП РФ определяет мелкое хулиганство как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

За срамословие Бог не наказывает, но попускает человеку различные болезни. В современной медицинской практике бывали случаи психического расстройства, когда человек страдает необъяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной брани, часто очень изощренной. Иногда хулит святых и Бога. Логично предположить, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов. Как бы нам не хотелось отвести темным силам место в фильмах или сказках, дьявол, к сожалению, реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе. Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творящий грех, раб есть греха.

Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует обычай за матерное слово рот мыть с мылом. Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Обычно говорят, что брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более — от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность словаря и кругозора. Есть еще и третье, я ее называю престижная реплика.

Телевидение, интернет, концерты. Кто говорит нецензурно «на грани фола» – крутой, он ничего не боится. Священник сказал против, какая сразу реакция. Или вот эти пикания Вместо матерных слов. Это же специально делается для эффекта, все же понимают, какое слово туда надо подставить. А развлекательные каналы. Там стоит 16+. И Что? Не хотите не смотрите? Если мы не хотим в будущем моральных уродов, то не надо это показывать вообще. Эмигранты – язык не знают, мат знают.
Маскировка

Чем нецензурная речь отличается от сквернословия? Слово заменяется на приличное (с оттенком исходного, созвучное ему), а смысл эмоции, внутреннее содержание говорящего остается матерным. Примеры приводить не буду.

Часто такие слова становятся словами паразитами, человек произнося их, совсем этого не замечает, что по сути ругается матом.
От теории к практике.

Все понимают, многие об этом говорят, а ситуация меняется в худшую сторону. Что же делать на практике? Мы часто мыслим аналогиями, а не традициями. А как там в Америке, как в Европе? У нас есть хорошие православные традиции воспитания, богатые и эффективные. Многие согласны с исключением мата из жизни, но среди опрошенных, количество их с возрастом значительно увеличивается. Основное внимание все-таки нужно уделять молодежи. Просто делать замечания, в аудитории, в семье – да сработает. На улице – небезопасно, могут и нахамить или применить силу. Постараемся сделать так, чтобы престижно было выражаться красиво и прилично, но для этого, как вы уже поняли нужно, прежде всего, внутреннее преображение человека, раннее воспитание, выстраивание нравственного мира таким образом, чтобы слова, о которых мы говорим, в принципе не могли появиться в лексиконе.

Источник