Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня за богослужением, дорогие братья и сестры, мы слышали рассказ о том, как апостол Павел совершал дело распространения нового христианского учения среди жителей районов порядочно отдалённых от Иерусалима. Он прибыл в город Эфес и нашёл некоторых благочестивых учеников, сразу задаёт им вопрос о Святом Духе. Он, конечно же, знал, что эти люди ещё не приняли благодатного крещения. Но он хотел поставить их в такое положение, чтобы они, уразумев, чего лишены ещё, сами бы просили апостола о Крещении их. И когда Павел возложил на них руки, то благодать Святого Духа невидимо сошла на этих людей, и они познали это потому, что в каждом из них вдруг открылся дар проповедничества о Христе на языке дотоле им неизвестном. Один начал говорить на персидском языке, другой на римском, третий на каком-нибудь ещё. Всё зависело от того, куда каждый позже пойдет с проповедью о Христе Иисусе. По всем внешним признакам было видно, что Дух Святой действует в этих верующих, Он и распределяет каждого на то служение, которое предопределил для них.
Из этого короткого повествования мы видим, каким благодатным и таинственным образом, Третья Ипостась Пресвятой Троицы распространяла Христову Церковь в мире после Воскресения Христова. Вначале потрудились апостолы. Петр, Павел, Иоанн и другие шли к погибшим овцам дома Израилева и приводили всех желающих к вере во Христа Иисуса. Эти люди имели все необходимые дары Духа для проповедничества.
Затем мужи апостольские потрудились, после апологеты и святители несли высоко знамя проповеди среди дикого необузданного языческого или иудействующего – обрядозависимого мира. Мира, где каждый жил по законам человеческого разума, с образом мышления ограниченного интересами рода, племени, Царства земного. Никакого просвета в голове, кругом один примитив, даже если и витиеватый, как у эллинских философов.
С огромными, нечеловеческими усилиями приходилось распространять учение Христово, святителям сквозь мглу человеческого неверия и малодушия. Диавол – враг рода человеческого непрестанно измышлял всякие еретические лжеучения, чтобы остановить победное шествие Церкви в мире. К счастью, всегда находились избранные сосуды Святого Духа, которые и себя и других вели сквозь все дебри в Царство Божие. И вот одним из таких светильников веры был святитель Николай, чью память мы сегодня чтим.
Не Богослов, однако же, правило веры Православной. Не потерпел еретического нечестия, однако же, образ кротости. Смирения пример, однако же, душа его ещё при жизни великою являлась в скромнейшем обличии плоти. Нищетою обогатился – кто так может вообще сделать из смертных?! Какое чувство, кроме восторженного восхищения вызывает у верующих святитель Николай?
Традиция почитания Мирликийского святителя не принадлежит только Русской Православной Церкви. Она более древняя, и пришла к нам из Греции. Уже в эпоху императора Юстиниана II – го в 6-м веке греки строили в Константинополе храмы, посвященные Николаю-чудотворцу. Однако, перейдя в 10-м веке на Русь, традиция почитания этого святого плотно укоренилась у русичей.
Так, например, на стенах Софии Киевской есть изображения Николы-чудотворца. Воспринявши в 988 году Христианскую веру, Русь приобщилась и к культуре Византии. В 30-х годах 9 века в Киеве появился митрополит-грек, и это подталкивало к созданию большого кафедрального собора, где наподобие Софии Константинопольской могли бы совершаться торжественные богослужения. И вот в 1042 году князь Ярослав Мудрый построил величественный храм на том самом месте, где он одержал победу над печенегами, напавшими на Киев.
Софийский собор стал одновременно памятником ратного дела русского оружия и главным собором для торжественных богослужений Киевских митрополитов. Среди росписей этого величественного сооружения мы непременно находим лик святителя Николая.
Каждый год, дорогие друзья, мы все дважды собираемся, чтобы помолиться угоднику Божию Николаю, и почтить его память. По учению отцов Православной Церкви каждый праздник – это Таинство единения человека с Богом.
“Праздник” и “таинство” в понимании отцов Востока – это синонимы.
Как писал святитель Григорий Богослов: «Каждый церковный праздник должен быть для верующего новой ступенью на пути к совершенству, новым прозрением в жизнь и искупительный подвиг Мессии. « Мы должны праздновать “не по-светски, но божественно, не по-мирскому, но сверхмирно”. По словам Григория, церковный праздник заключается не в том, чтобы вешать венки на дверях домов, собирать плясунов, украшать улицы, услаждать глаза зрелищами, а слух – светской музыкой; Для человека верующего праздник заключается в том, чтобы прийти в храм и там поклониться воплотившемуся Слову. В противном случае Церковь превратилась бы в увеселительное заведение. Так какой же духовный смысл мы вынесем из нынешнего события? Что каждый из нас, лично может вынести из нынешнего Таинства?
Мы часто слышим, что житие какого-либо святого – это словесная икона. Это образ, пример из потустороннего мира, недосягаемый или неповторяемый для нас, живущих «здесь и сейчас». Это некое окно в мир Божий, где нам отведена роль смиренных просителей. Мало кто заставляет себя задуматься, что спасение каждого «здесь и сейчас» зависит от того насколько лично каждый из нас приложит усилий к самосовершенствованию.
Святость – это не путь немногих, избранных людей, а я смиренно в сторонке постою, повосторгаюсь! Я с удовольствием почитаю им акафисты, поставлю свечечку, да помолюсь. Нет, это вовсе не то, что требуется от нас! В Евангелии сказано «Будьте совершенны, яко и Отец ваш совершен». А разве может Господь возложить на нас бремена нами не подъёмные? Или задачи поставить заведомо невыполнимые?
Да, мы поклоняемся святым, но зачастую не хотим идти путём святости. Мы свято верим в то, что преподобный Серафим Саровский прожил святую жизнь и он нас спасёт, без наших усилий, без личного подвига, без стремления к самосовершенствованию. Русский человек религиозен, но невоспитан его религиозный характер. Слабость духа проявляется в том, что мы принимаем снисходительно недостатки и наши личные немощи за религиозные переживания. Мы с удовольствие « спрячемся в складках риз Пресвятой Богородицы или святого, в кого мы верим, а воспитание и закал религиозного и нравственного характера останется снова и снова внешним и непознанным, не пройденным путём». Мы лучше исполним обряд какой-нибудь, потребуем от ближнего того же самого, но настоящая духовная закалка останется в стороне. Ибо это тяжело и неудобно – воспитывать личный характер. Православный человек должен перестать возлагаться на то, что за него кем-то всё будет сделано и достигнуто. И вот личный пример вспоминаемого нами святителя Николая научает нас тому, как человек сумел, а главное захотел не на словах только, но в действительной жизни, стать исполнителем Закона Божией Любви и Божией Правды, явленных нам в откровении Евангельском.
Аминь.
Воспитанник КДС Смирнов Максим