“Свидетельства исторических источников о сщмч. Кукше Печерском”

Cтатья “Свидетельства исторических источников о священномученике Кукше Печерском” иерея Виталия Шатохина, преподавателя Калужской духовной семинарии, опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии (“Юбилейный выпуск-2016”).

 

Священномученик Кукша жил во время святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113-1123), и умер в первой четверти 12-го века (после 1114 г.). Он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за проповедь Евангелия среди язычников восточнославянского племени вятичей. Вятичи были идолопоклонниками, они жили вдоль побережья реки Оки и занимали территорию Орловской и Калужской областей. Историческое свидетельство о смерти священномученика Кукши сохранил Симон, епископ Владимирский и Суздальский (XII век). В послании к монаху Поликарпу, он написал о святом Кукше следующее: « … я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце того же монастыря Кукше, о котором всем известно, что он изгонял бесов, крестил вятичей, низвел с неба дождь и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений был убит вместе со своим учеником».

 

В последнее время для книгоиздателей всё более интересными представляются материалы, связанные с областью религиозной жизни, всё более востребованными становятся повествования о святых подвижниках, чудотворцах, особенно если публикуемый текст интригует читателя описанием каких-либо сверхъестественных явлений или увлекает атмосферой старины, или же изображает кровопролитные столкновения между нехристианским миром и представителями Церкви. Священномученик Кукша также в последнее время стал предметом внимания краеведов, литераторов и историков, которые с той или иной степенью достоверности живописуют лик святого Киево-Печерского инока в своих сочинениях. При этом, в зависимости от цели и жанра сочинений, авторы позволяют себе реконструировать житие святого, используя отнюдь не только исторические знания, но и литературный талант, а порой и свою творческую фантазию.

В отдельных сочинениях, даже претендующих на научную точность, можно прочесть «уникальные» биографические сведения о происхождении сщмч. Кукши. Оказывается, до своего пострига в Киево-Печерском монастыре, Кукша жил среди вятичей, поскольку являлся сыном князя вятичей Ходота и оказался в плену у славян после похода Владимира Мономаха. Мы можем узнать даже, что в Киеве пленник познал христианскую веру и принял крещение с именем Иоанн [см. 1]. Примером таких сенсационных «открытий», основанных на неряшливом обращении с источниками и использовании своих гипотез в качестве основы для повествования, может служить сочинение орловского краеведа Александра Полынкина. В «исследовании» этого орловского историка повествуется о том, что «Мономах, убив непокорных Ходота и Кордна, сына Ходота [т.е. Кукшу] взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи» [2, с. 10]. Повествование же историка о миссионерском подвиге святого просто поражает своей детальностью. В частности, автор пишет: «Миссионеры двинулись в путь весной-летом 1113 года по реке Десне, проповедовали в Брянском уезде, в Карачеве, а достигнув Оки, по реке отправились к месту, где ныне стоит город Мценск» [2, с. 10] и т.д. и т.п. В действительности же, буквально всё в этом изложении является лишь догадкой, которое граничит с вымыслом.

Приведенные выше сообщения несложно проверить. Дело в том, что абсолютно все наши сведения о походах Владимира Мономаха восходят к его знаменитому «Поучению» – тексту, который сохранился в одной единственной рукописи XIV в. – Лаврентьевской летописи, древнейшем датированном списке с Летописи временных лет, продолженной переписчиком до 1377 года Этот ценнейший памятник мировой культуры с 1811 года хранится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга (библиотечный шифр: F.п.IV.2). Благодаря электронной публикации этого памятника на сайте, созданном специалистами Российской национальной библиотеки [3], мы можем прочесть древнюю рукопись в подлиннике. И вот, что мы читаем о походе князя Владимира: «А въ вѧтичи ходихом по двѣ ӡимѣ на Ходоту и сына его, и ко Корьдну ходихъ а-ю ӡиму» (Л. 81 об.). Перевод простой: «А в Вятичскую землю ходили две зимы подряд против Ходота и сына его, и к Корьдну ходил первую зиму».

На сайте Института Русской литературы при Российской Академии Наук можно познакомиться с комментариями к «Поучению Владимира Мономаха», составленными академиком Д.С. Лихачёвым. Здесь мы читаем: «Ходота – князь вятичей. Более о нем ничего не известно [выделено мной – В.Ш.]», а также: «Город Корьдно упоминается только в „Поучении‟. Местоположение его неясно [выделено мной – В.Ш.]» [4]. Таким образом, под пером талантливого краеведа Орловского края святой Кукша оказался сыном Ходота, а неизвестный современной науке город Корьдно превратился в князя вятичей. Причем краевед так глубоко «проник» в эту историю, что прочел между строк, будто Кукша был взят в плен, а непокорные Ходота и Корьдно были казнены… Можно только подивиться богатому воображению автора. Следует отметить, что всю эту историю повторяют на разных сайтах орловские священники, историки и просто журналисты, она изложена и на сайте Орловской епархии [5]. Первоисточником этих орловских легенд о сщмч. Кукше, по всей видимости, является некто Иаков Тихомиров, на которого ссылается в своём исследовании историк Орловско-Ливенской епархии, руководитель епархиального паломнического отдела свящ. Михаил Жарков [6, с. 35]. Однако характерно то, что при упоминании мнения этого Иакова Тихомирова не указывается никакой письменный источник. Поиск в библиотечных фондах и в интернет ссылках не дал никаких результатов по этому имени…

Сведения о сщмч. Кукше излагаются орловскими историками даже со ссылкой на местных старожил (напомню, что Кукша жил в XII веке)… Например: «В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о „великом муже‟, когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела» [6, с. 37], подобных «авторитетных» сведений оказывается достаточно для того, чтобы сказать, что здесь пострадал святой Кукша… Это лишь один пример грубого, непозволительного обращения с источниками.

Столь пространное отступление от темы я считаю необходимым, для того, чтобы указать на опасность мифологизации и баснотворчества в той области, где требуется самое трепетное и внимательное отношение к источникам. Обратимся же к подлинному историческому материалу, на основании которого мы можем черпать достоверные сведения о жизни святого.

Все сведения (я подчеркиваю – все) о святом священномученике Кукше, просветителе вятичей, восходят к одному единственному источнику – Киево-Печерскому патерику. Ни одна древнерусская летопись, ни один исторический документ, по крайней мере из числа сохранившихся и введённых в научный оборот, более ничего не говорят об апостоле приокских язычников. Поэтому крупнейшие церковные и гражданские историки XIX столетия, такие как Н.М. Карамзин [7, с. 57], С.М. Соловьёв [8, с. 722], Е.Е. Голубинский [9, с. 764–766], а за ними и современные исследователи [10], описывая миссионерский подвиг св. Кукши, вынуждены обращаться исключительно к Киево-Печерскому патерику. Таким образом, вопрос о происхождении сведений о жизни и мученической кончине апостола вятичей сводится к истории написания Киево-Печерского патерика.

Патерик Киево-Печерского монастыря, т.е. рассказ о святых, подвизавшихся в обители, в своих основных частях был завершен уже в XV в. и имел в своём составе следующие части: 1) «Житие Феодосия Печерского» (Нестора Летописца); 2) «Похвала Феодосию Печерскому» (автор неизвестен); 3) «Сказание, что ради прозвася Печерьский монастырь»; 3) «Слово о первых черноризцех печерских» (рассказы, заимствованные из «Повести временных лет» под 1074 г.); 4) «Слово о создании церкви Печерской» (Владимиро-Суздальского епископа Симона); 5) девять рассказов епископа Симона об иноках Печерского монастыря (Послание епископа Симона к Поликарпу); и 6) одиннадцать рассказов о Печерских подвижниках чернеца Печерской обители Поликарпа (Послание Поликарпа игумену Акиндину). В разных редакциях Патерика эти части могли сокращаться или увеличиваться в объёме, а также менять свой порядок. В основе же Патерика лежит Послание епископа Симона к Поликарпу, в котором мы и находим изложение жития священномученика Кукши. Как и когда появилось это послание и в связи, с чем оно было написано?

Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (память 10/23 мая), был насельником Киево-Печерского монастыря во второй половине XII в. и покинул монастырь до 1206 года, когда он уже отмечен источниками в качестве игумена Владимирского монастыря Рождества Богородицы [11, с. 15]. В 1214 году свт. Симон становится епископом Владимира, а впоследствии и Суздаля [11, с. 16]. Около 1225 года, незадолго до своей смерти († 1226) свт. Симон получает письмо от близкого ему человека – Печерского инока Поликарпа – вероятно, его духовного сына (некоторые историки предполагают между ними и родственные связи). В этом письме чернец Поликарп жаловался Симону на свою безрадостную жизнь в монастыре, обнаруживал желание покинуть Печерскую обитель и выражал надежды принять епископский сан (письмо Поликарпа не сохранилось, но о его содержании мы в полной мере можем судить из ответа свт. Симона). Возмущённый свт. Симон, хранивший благоговейную память о монастыре и его подвижниках, пишет грозный ответ-наставление нерадивому иноку, присовокупляя к своему ответу девять рассказов о святых Печерских монахах, о непорочной жизни которых ему было доподлинно известно. В третьем по порядку и самом маленьком по объёму рассказе как раз и повествуется о святом Кукше. Текст жития Кукши следующий: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце того же Печерского монастыря, священномученике Кукше, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим. В один день с ними скончался и блаженный Пимен Постник, который предсказал за два года свое отшествие ко Господу, и о многом другом пророчествовал, и недужных исцелял. И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: „Брат наш Кукша ныне на рассвете убит‟. И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми» [12, с. 373]. Данный текст – это и есть тот максимум достоверной информации, который мы имеем о святом из первоисточника…

Итак, что же нам известно:

  • святой Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря;
  • он был иеромонахом, поскольку назван священномучеником;
  • его подвиг в Русской Церкви в сер. XIII в. был настолько известен, что не было смысла писать о нем подробно, чем обусловлена и краткость повествования;
  • святой Кукша мог молитвой изгонять нечистых духов;
  • он проповедовал вятичам христианство и некоторых из них крестил;
  • по его молитве совершались чудотворения, упоминается о низведении дождя с неба и иссушении озера;
  • он много пострадал перед своей смертью;
  • после долгих мучений он был убит («усечен бысть»), т.е. ему отрубили голову, с ним погиб и его ученик;
  • гибель святого Кукши произошла на рассвете, о чем пророчески засвидетельствовал прп. Пимен Постник.

Больше о сщмч. Кукше нам ничего не известно. Всю остальную информацию о святом: что он сам был вятичем, или даже наследником вятичского князя, что он был взят в плен, что якобы в крещении его звали Иоанн, будто послал его на проповедь свт. Феоктист, епископ Черниговский, и все подробности его миссионерского путешествия, место и время его кончины – всё это следует признать легендарными измышлениями, гипотезами и просто фантазиями наших с вами современников, поскольку все эти подробности были совершенно не известны историкам конца XIX – начала XX вв.

Отдельно следует оговорить год гибели сщмч. Кукши. Если мы обратимся к справочной литературе, то увидим большое разнообразие возможных датировок. Первую датировку предложил митр. Евгений (Болховитнов) в первой пол. XIX в. В своем «Описании Киевопечерской лавры» [13, с. 105] он предполагает, что проповедь святого среди вятичей началась в 1215 году. «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви», изданный вскоре после труда митр. Евгения, датирует гибель святого также 1215 годом [14, с. 142], Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет 1113 г. [15, с. 950], «Жития святых» свящ. Иоанна Бухарева, вышедшие год спустя после энциклопедии, вновь упоминают 1113 г. [16, с. 479], «Русский биографический словарь» указывает в качестве года смерти 1217 г. [17, с. 538], «Житие и страдание св. священномученика Кукши», подготовленное в нач. XX в. настоятелем брянского храма, где покоилась частица мощей святого, говорит про 1115 г. [18, с. 4–5], в «Полном сборнике молитв» читаем про середину XII в. [19, с. 234], наконец, наш «Православный церковный календарь» в день памяти сщмч. Кукши указывает дату кончины «после 1114» года [20, с. 66], а на сайте Киево-Печерской лавры мы вновь видим старую датировку – предположительно 1215 г. [21] Таким образом, отпраздновав 900-летие преставления святого Кукши, мы должны в то же время понимать, что 1113 год, принятый вдруг за год гибели св. Кукши – это дата совершенно гипотетическая, заимствованная современными церковными авторами из «Житий святых», составленных о. Иоанном Бухаревым, а отцом Иоанном, по всей видимости, переписанная из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. При этом, даже в XIX в., как мы видим, эта датировка вовсе не была самой распространенной или наиболее аргументированной. На основании сопоставлений биографических сведений о свт. Симоне (который передал рассказ о св. Кукше), разумнее всего отвергнуть поздние датировки и предположить, что сщмч. Кукша пострадал от вятичей и был убит в первой четверти XII века. Говорить что-то конкретнее нам не позволяют источники [см. 10, с. 13–14].

Последний источник информации о святом, на который обязательно следует обратить внимание – это его имя. Для рассмотрения этого вопроса мы вынуждены коснуться текстологии Патерика. Дело в том, что первоначальный текст Киево-Печерского патерика утрачен. Создатель второй редакции (и древнейшей из сохранившихся) Тверской епископ Арсений (отсюда название «Арсеньевская») в 1406 г. изменил структуру Патерика и несколько сократил его текст. Третья редакция соответствует восточнославянскому диалекту Арсеньевской, но отличается от нее по своей структуре, она именуется в науке Феодосиевской. Наконец, в 60-х годах XV века создаются еще две редакции Киево-Печерского патерика написанные на южнорусском диалекте: первая и вторая Кассиановские, названные так по имени их создателя – уставщика Киево-Печерского монастыря, «крилошанина» Кассиана. Как раз вторая Кассиановская редакция и оказала самое сильное влияние на все последующие издания текста [см. 22], ведь именно на печатные издания XVIII–XIX вв., к сожалению, и ориентируются современные авторы. Так вот имя «Кукша» заимствовано современными издателями текста Патерика именно из позднейшей 2-й Кассиановской редакции. Но самые древние рукописные свидетельства о святом печерском миссионере именуют его «Коупшя» [23, с. 629]. Именно так называет его древнейший из сохранившихся до нас списков Печерского патерика, точно датируемый 1406 годом. Текстологическое сравнение разных редакций сейчас можно провести, не выходя из дома. Интернет-ресурс Российской Национальной библиотеки [24] позволяет увидеть рукописи собственными глазами и сравнить текст Патерика, и, соответственно, жития св. Кукши написанный кириллическим уставом XV в., модернизированным уставом XVI в. и скорописью XVII в. Сравнивая рукописи, можно увидеть, что древнейшие списки, датируемые XV в. именуют святого именно «Коупшя». Ниже представлены фрагмент и полный разворот рукописи Печерского патерика Российской национальной библиотеки Ф.304.1 №712 – рукопись XV в. [25].

Что же касается имени Кукша, которым именуют святого рукописи XVII века, и которое было усвоено печатными изданиями Патерика, то исследователи полагают, что оно происходит от названия птицы: кукша, или ронжа (Cractes infaustus), представитель семейства вороновых. Птица эта распространена по всему северу Евразии; по крайней мере, до конца XIX века она обитала и в тех областях Центральной России, в которых жили вятичи и где, следовательно, проповедовал святой [26, с. 106]. Полагают, что название этой птицы заимствовано из карельского языка [27, с. 408]. Из этого, казалось бы, можно было сделать вывод о том, что преподобный Кукша был родом откуда-то из северных, соседних с карелами, областей древней Руси. Однако остается неясным, когда именно это заимствование проникло в русский язык; широкое распространение птицы по всей территории севера России также мешает принять подобное предположение. Имя же Купша может быть просто сокращением церковного имени Киприан (в просторечивом произношении Куприян) [10, с. 17].

Вопрос об имени святого особенно интересен в контексте следующего обстоятельства. На основании одного древнерусского памятника, а именно «Проложного слова о перенесении в Киев перста святого Иоанна Крестителя» [28, с. 56–57], нам известно, что рядом с Киевом в начале XII века, при князе Владимире Мономахе (1113-1125), существовала обитель с редкостным названием «Купшин монастырь». Этот монастырь был построен на берегу теперь уже исчезнувшей речки Сетомль и, по крайней мере в XII в., был хорошо известен киевлянам [см. 10, с. 17]. К сожалению, другими сведениями об этом монастыре историки в настоящее время не располагают, точное его местонахождение, время основания, равно как и дальнейшая судьба его остаются неизвестными. Весьма притягательной могла бы быть гипотеза о связи этого монастыря с прп. Кукшей (Купшей), но какая-либо фактическая информация для её аргументации отсутствует.

В отношении богослужебных текстов (канон и молитва), посвященных сщмч. Кукше, скажем лишь, что они были составлены во второй половине XVII столетия и не могут являться достоверными источниками о жизни святого.

Таким образом, мы можем с полным основанием сказать, что сведения и святом Кукше весьма ограниченны и не выходят за рамки нескольких предложений Киево-Печерского патерика, что позволяет нам призвать к совести и научной чистоплотности наших орловских и брянских коллег, желающих обогатить жизнь святого многими подробностями из истории Орловского края, носящими мифологический характер. Право назвать святого Кукшу своим апостолом могут все жители приокской земли, той земли, где жили когда-то вятичи.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Амиргулова В.И. Преподобномученик Кукша Печерский – небесный воин. Орёл, 2011.
  2. Полынкин А. История Орловского края в лицах. Орёл, 2011.
  3. URL: http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/index.php (дата обращения: 15.11.2015).
  4. URL: http://libpushkinskijdom.ru/tabid-4874#_edn49 (дата обращения: 17.11.2015). Текст на сайте воспроизводит издание: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева и др. Т. 1: XI–XII века. СПб.: Наука, 1997.
  5. URL: http://www.orel-eparhia.ru/heritage/history/christianization (дата обращения: 17.11.2015).
  6. Жарков М.А., Ливцов В.А. Лепилин А.В. История Орловской епархии. Орёл, 2007.
  7. Карамзин Н. М. История государства Российскаго. Кн. 1. С-Пб., 1842.
  8. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. С-Пб., 1896.
  9. Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. М, 1901. С. 764-766.
  10. Карпов А. Ю. Преподобный Кукша – просветитель вятичей. М., 2001. Следует сказать, что небольшая работа А.Ю. Карпова (раскрытие темы здесь умещается на 36 страницах текста) – наиболее объективное и, по всей видимости, лучшее исследование из всех, написанных по данному вопросу до настоящего времени.
  11. Викторова М. А. Составители Киево-Печерскаго патерика и позднейшая его судьба. Воронеж, 1871.
  12. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997.
  13. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевопечерской лавры. Киев, 1831.
  14. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. С-Пб., 1862.
  15. Энциклопедический словарь. Т. XVI. С-Пб., 1895.
  16. Жития всех святых, празднуемых православною греко-российскою церковию. М., 1896.
  17. Русский биографический словарь. T. IX. Кнаппе-Кюхельбеккер. СПб., 1903.
  18. Попов В., прот. Житие и страдание св. священномученика Кукши, просветителя Брянского края. Брянск, 1903.
  19. Полный сборник молитв Спасителю, Пресвятой Троице, Божией Матери, Святым Угодникам Божиим и Бесплотным силам. С-Пб., 1914.
  20. Православный церковный календарь. 2013. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Б.м., б.г.
  21. URL: http://ru.kplavra.kiev.ua/Kuksha_Ioann_svjaschennomuchenik.html (дата обращения: 17.11.2015).
  22. Киево-Печерский патерик. Библиографический указатель 1661-2008 гг. Екатеринбург, 2009.
  23. Закревский Н. Описание Киева. Т. II. М., 1868.
  24. URL: http://search.rsl.ru/ (дата обращения: 16.11.2015).
  25. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004731133#?page=87 (дата обращения: 16.11.2015). Оцифрованный источник: Патерик Печерский с избранными житиями на май: [рукопись] : составной. – [Б. м.], середина XV в., конец XV в., первая треть XVI в. – 505 [ из них 1 чистый],[2 форзац] л.; 4˚ (19,8 X 13,5) см.
  26. Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под ред. В. П. Семенова. Т. 2. СПб., 1902.
  27. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. М., 1986.
  28. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907 (Сборник Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. Т. 82. № 4). IV. Проложное Сказание о принесении перста св. Иоанна Крестителя из Царяграда в Киев при великом князе Владимире Мономахе.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).