Теория и история церковного искусства

Аннотация рабочей программы.

Целями учебной дисциплины являются:

  1. Подробное знакомство учащихся с путями развития церковной архитектуры и изобразительного искусства, с закономерностями, внешними причинами и факторами, их обуславливающими;
  2. Знакомство с детальной историей эволюции стилей, направлений, национальных школ;
  3. Знакомство с особенностями и закономерностями церковной архитектуры и церковного искусства, с технико-технологическими аспектами этого развития;
  4. Знакомство с конкретными произведениями архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, их стилистической характеристикой, иконографическими особенностями.

Для достижения этих целей перед учащимися ставятся следующие задачи:

а) данный учебный курс решает несколько задач. Многие из них логически вытекают из характера самой церковной художественной культуры, из специфического статуса искусства и способов его функционирования;

б) курс должен формировать у учащихся представление о незримых нитях, связывающих произведения искусства и  факты художественной жизни с церковно — историческими событиями; со всей культурой эпохи в ее духовном и материальном измерениях, о тесных связях между церковным искусством и литургией, с одной стороны, и архитектурой и иконографией изобразительного искусства, с другой;

в) еще одна задача курса – раскрытие типологического многообразия христианской культуры и искусства, на основе глубокого понимания отличий художественной культуры Запада по сравнению с Византией и Русью; сопоставления православных и инославных стилистических и иконографических норм;

г) не менее важная задача курса — раскрытие принципиальных отличий в эстетике христианского и языческого искусства, а также византийского и русского стилей внутри самого церковного искусства, сравнительная характеристика одного из главнейших — религиозного — аспектов в искусстве, специфики канона и иконографии, их роли в искусстве эпохи;

д) другая ключевая задача: раскрыть методологические проблемы изучения церковного  искусства и пути преодоления методологического несовершенства так называемых «чисто искусствоведческих» подходов;

е) показать современные достижения церковных наук в этом направлении, преимущества междисциплинарных комплексных методов анализа;

ж) научить учащихся искать и находить адекватные исследовательские методы и применять их.

Общая учебная нагрузка обучающихся – 72 часа, время изучения – 5-6 семестры (3 курс бакалавриата).