В системе высшего духовного образования РПЦ складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов
5 ноября 2015 года совещание “Опыт реализации магистерских программ: современная ситуация и перспективы” состоялось в ОЦАД. Предлагаем Вам текст выступления Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиеископа Верейского Евгения.
Ваши Высокопреосвященства, дорогие владыки!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Рад приветствовать вас на совещании «Опыт реализации магистерских программ: современная ситуация и перспективы». Настоящее совещание является началом процесса обсуждения особенностей ведения образовательной деятельности на уровне магистратуры в российских высших церковных учебных заведениях, а также гармонично вписывается в деятельность по реализации «Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви».
Магистратура как форма обучения в системе Учебного комитета появилась 2010 году, когда в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях были открыты первые магистерские программы по основным церковным научным отраслям: богословие, библеистика, история, практический профиль. В настоящий момент в 10 духовных учебных заведениях (МДА, СПбДА, Белгородской, Казанской, Нижегородской, Николо-Угрешской, Самарской, Сретенской, Пензенской, Тобольской семинариях) реализуются 28 образовательных программ, по которым обучаются 865 магистрантов.
Магистратура, являясь вторым уровнем высшего образования, призвана готовить кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности, удовлетворять кадровую потребность Церкви в высококвалифицированных специалистах. Наибольшее количество магистрантов обучаются по традиционным для отечественных духовных школ направлениям: историческое -149 чел., богословское – 117 чел., библейское – 59 чел. Откликаясь на требования времени, семинарии открывают профили различных направленностей. В Московской духовной академии за последний период времени были открыты профили: «Греческая христианская литература», «История церковного искусства», «Русская духовная словесность». В Белгородской и Тобольской семинариях реализуются программы миссионерской направленности. В Нижегородской семинарии осуществляется подготовка специалистов в области религиозной философии; в Казанской семинарии по церковной лингвистике. В Пензенской семинарии с этого учебного года открыта программа: «Педагогика русской православной мысли». В Сретенской семинарии в текущем учебном году открыто 3 новых учебных программы: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве», «Церковнославянский язык: история и современность».
Магистерские программы реализуются в различных формах обучения: в текущем учебном году 345 магистрантов обучаются очно, 520 чел. – заочно. В Санкт-Петербургской духовной академии активно развиваются дистанционные образовательные технологии, помогающие в освоении магистерской программы студентам заочной формы обучения. Большой вклад в подготовку специалистов Русской Православной Церкви вносят магистерские программы, которые реализуются в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском Православном университете.
Можно сделать вывод о том, что в настоящий момент в системе высшего духовного образования Русской Православной Церкви складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных специализаций.
Вмеcте с тем, имеется ряд общих вопросов, требующих совместного решения. Появление данных вопросов связано с тем, что при реализации магистерских программ нам приходится ориентироваться на Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 Теология. Первое на что хотел бы обратить внимание – это то, что стандарт предполагает 6 видов профессиональной деятельности выпускников, они указаны в пункте 4.2 стандарта. В зависимости от того, на какой вид или виды деятельности ориентируется учебное заведение, меняются требования, предъявляемые ФГОСом. В частности, может меняться процентная доля научно-педагогических работников, имеющих научную степень – от 50 до 70%, а также доля работников, имеющих необходимый стаж (не менее трех лет) в области богословского образования – от 10 до 20%. В связи с этим считаю необходимым подчеркнуть, что с учетом перспективы государственного лицензирования каждому церковному учебному заведению, имеющему магистратуру, необходимо соотносить свои силы с заявленным согласно ФГОС видом деятельности выпускников.
Еще одна важная особенность, связанная с требованиями ФГОСа, имеет отношение к структуре магистерской программы. ФГОС предполагает практически полную свободу в плане содержательного наполнения учебного плана, однако стоит помнить о соблюдении пропорций распределения часов и зачетных единиц. В частности, почти половина зачетных единиц в учебном плане должна отводиться на практики, в том числе на индивидуальную исследовательскую работу (написание магистерской диссертации). С одной стороны, это положительное явление. С другой стороны, в ситуации, когда наш бакалавриат не предполагает никакой специализации, количества аудиторных часов в магистратуре может оказаться недостаточным для получения полноценной специализации.
Вызывает тревогу пункт 7.1.9 ФГОСа, регламентирующий количество публикаций научно-педагогических работников в индексируемых журналах. Следует отметить, что если норматив по публикациям в системе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) мы при наличии собственных рецензируемых журналов выполнить сможем, то с исполнением норматива по публикациям в системах «Scopus» и «Web of science» даже у светских вузов имеются проблемы.
Проблематичным может стать исполнение пункта 7.1.10 ФГОСа, регламентирующий порядок финансирования научных исследований научно-педагогических сотрудников. Данный пункт предполагает, что наши учебные заведения для соблюдения ФГОС должны финансировать научные исследования своих сотрудников на уровне не ниже порогового для данного региона. Для города Москвы эта цифра, например, составляет окло 136 000 рублей в расчете на одного научно-педагогического сотрудника. Для города Санкт-Петербург – около 122 000 рублей. По Московской области – около 51 000 рублей. При несоблюдении данного требования вуз признается неэффективным и может подвергнуться санкциям Минобрнауки.
Следует уделить внимание и пункту 7.2.5, который обязывает учебного заведение иметь научного руководителя для каждого магистерского профиля. В настоящее время таковыми руководителями в наших учебных заведениях являются кафедры, что не соответствует требованиям ФГОС. И, конечно же, необходимо иметь ввиду требования относительно библиотечного фонда (пункты 7.3.1-7.3.3), которые предполагают, что в учебном процессе должна использоваться литература не старше 15 лет с момента первого издания.
Все сказанное выше является предметом для обсуждения. Цель нашего совещания – подвести промежуточные итоги, определить дальнейшие подходы и задачи совершенствования образования в магистратурах. Предлагаем представителям духовных учебных заведений, присутствующим на мероприятии, осветить накопленный ими опыт реализации магистерских программ и внести предложения по совершенствованию качества образования. Учебный комитет готов рассмотреть предложения семинарий об их возможном участии в совершенствовании учебно-методического обеспечения, о проведении на их базе обучающих мероприятий по трансляции имеющегося позитивного опыта.