Воспитанники Семинарии молитвенно почтили День Святой Троицы
Вечером, 3 июня, накануне дня Святой Троицы — Пятидесятницы, митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе Калуги.
Его Высокопреосвященству сослужил епископ Козельский и Людиновский Никита, духовенство Калужской и Козельской епархий: иерей Максим Лихонин – ключарь собора, иеромонах Василий (Скоренко) – проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, иеромонах Феофан (Сурин), иеромонах Иоанн (Король) – проректор Калужской духовной семинарии по научной и богословской работе.
Богослужебные песнопения исполнили хоры: Калужской духовной семинарии и Калужского духовного училища.
Епископ Козельский и Людиновский Никита совершил помазание верующих елеем.
4 июня 2017 года. День Святой Троицы. Пятидесятница. В Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги прошли праздничные богослужения.
Божественную литургию на престольный день возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Козельский и Людиновский Никита, епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии, а также духовенство Калужской и Козельской епархий: иерей Максим Лихонин – ключарь собора, протоиерей Антоний Хатунцев, иеромонах Василий (Скоренко) – проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, иеромонах Иоанн (Король) – проректор Калужской духовной семинарии по научной и богословской работе, протодиакон Сергий Комаров – руководитель пресс-службы Калужской епархии, диакон Виталий Эркин, диакон Константин Штанкевич.
После сугубой ектении владыка Климент вознес молитву о мире на Украине.
Богослужебные песнопения исполнили хоры Калужской духовной семинарии и Калужского духовного училища.
По завершении Литургии митрополит Климент, епископ Никита, епископ Серафим в сослужении духовенства совершили Великую вечерню с великим прокимном “Кто Бог велий..” и чтением коленопреклонных молитв. Вечерня закончилась славлением праздника и кроплением верующих святой водой.
По окончании всех молитвословий владыка Климент поздравил свою паству с Днем Святой Троицы и престольным праздником собора.
***
Почему Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, совершается сразу, не дожидаясь вечера?
Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека — помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.
У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация — это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая — после великого прокимена («Кто Бог велий…»), вторая — после сугубой ектении «Рцем вси…»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («…услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный…»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («…светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся…»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…».
В самом конце вечерни — третья из ее особенностей — длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый…». В его вводной весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с воплощения, заканчивая крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.
День Святой Троицы (Пятидесятница, День Сошествия Святого Духа на апостолов) – один из двунадесятых праздников, воспоминание которого молитвенно совершается Православной Церковью на пятидесятый день после Пасхи.
День Святой Троицы – один из самых близких русским людям православных праздников. К этому времени просыпается от «зимнего сна» природа, после долгой зимы начинается новая, полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.
При всем многообразии наименований данного праздника, День Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Этот праздник считается днем рождения Церкви! В этот день Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в Таинстве Крещения, поскольку без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Бог Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.
Название праздника День Святой Троицы объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.
Бог постепенно открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прославлять Бога, единого по существу и Троичного в Лицах — Отца, и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано апостолом и евангелистом Лукой в его книге «Деяния святых апостолов».
Праздник Святой Троицы, как и другие праздники нашей Церкви, имеет свою историю. В Ветхом Завете это праздник Пятидесятницы (евр. «Шавуот») – пятидесятый день после праздника иудейской Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за 1500 лет до рождества Христова у подножия Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. В Новом Завете – это день сошествия на святых учеников и апостолов Духа Святого Божия в виде огненных языков, совершившееся в Сионской горнице, куда они собрались по повелению Господа ради празднования иудейской пятидесятницы. Ветхозаветные события имеют прообразовательное значение и становятся понятными в свете событий новозаветных. Исход евреев из египетского рабства прообразует собой исход человеческого естества из рабства греху, осуществившийся во Христе Иисусе Господе нашем, Который и есть Новая Пасха. Дарование Закона израильтянам через Моисея на горе Синай прообразует дарование благодати Святого Духа апостолам в огненных языках.
По времени года иудейский праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы. Многие евреи, рассеянные по разным странам Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали еврейский язык, однако старались соблюдать свои религиозные обычаи и хотя бы изредка паломничествовать в Иерусалим.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3).
Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, — говорит Господь апостолам, — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Воскресения Христа.
К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то, что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.
И вот, в третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) (Деян. 1:13), над Сионской горницей послышался шум, как от ветра. Одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Каждый, на кого этот язык опускался, начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, радостным, полным жизни, духовных сил и горячей любви к Богу. Свои чувства апостолы стали выражать в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном языке, а на каких-то других, неизвестных (Деян. 2:2-4). Каждый, кто слышал их, слышал свою родную речь. Знание иностранных языков для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.
Таким образом, в этот день в Сионской горнице Триединый Бог предстал в третьей Своей ипостаси (ипостась Бога Святого Духа), отсюда и название – Праздник Святой Троицы. Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…».
Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян. 2,13). Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и произнес проповедь, в которой сказал о славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Апостол Петр указал собравшимся на то, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание пророка Иоиля, говорившего от имени Бога: «…мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14-18).
Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос.
Выслушав его, «…они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», – отвечал им святой Петр. После сего «охотно принявшие слово» немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф. 10:20), по Воскресении через дуновение – явственнее (Ин. 20:22), и ныне послал Его существенно.
Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже две тысячи лет. Начавшись когда-то с маленькой группы людей в Сионской горнице в Иерусалиме.
Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, – рассуждает св. Григорий Богослов, – как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «…да не подумает кто-либо, – поучает св. Лев Великий, – что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа … Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа».
Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Снизошел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповеди Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.
Апостолы Христовы образовали христианскую Церковь – тело, главой которого был Христос, а равноправными членами – входящие в нее люди. В этот день родилась христианская Церковь. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Апостолы не были бессмертны, и ту Божественную благодать, которая сошла на них в день Пятидесятницы, они передали своим последователям, рукоположив первых епископов. Эта благодать пребывает в Церкви и поныне, передаваясь через Таинство рукоположения на епископов, священников и диаконов.
Другое Таинство, в котором человек получает благодать Святого Духа – Крещение. Получается, что первыми таким образом были крещены апостолы (Иоанн Предтеча крестил только водой). Возникает вопрос: почему после совершения Таинства Крещения такие дары, как знание языков и дар исцеления, даются не каждому христианину? Вопрос для многих важный, потому что и здоровье – дело хорошее, и знание языков всегда пригодится.
Святитель Иоанн Златоуст объясняет это тем, что в первые времена христианства людям было настолько трудно поверить в Воскресение, что им необходимо было видеть чудо, например такое, как дар владения иностранными языками. Потом, когда вера в людях окрепла, эти свидетельства оказались им не нужны. Так что не стоит думать, что мы чего-то лишены по сравнению с первыми христианами. Напротив, у нас есть то, чего не было у них. Только мы этого не видим (или не хотим видеть) и не ценим, гонясь за временным, а не за вечным.
Заслуживает внимания и упоминания такой исторический момент, в котором, надо полагать, не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза людей с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).
Почему сошествие Святого Духа произошло на 50-й день после Воскресения? Какая связь существует между этим событием и иудейской Пятидесятницей? «Седмицы дней производят пятидесятницу, – день у них священный (Лев. 23:21), – писал об иудеях св. Григорий Богослов, – седмицы же лет – так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и восьми (Екк. 11:2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение».
«Восьмой день» – это метафора, которая обозначает новую эпоху. Будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха – «восьмой день». Так что 50-й день символизирует начало нового периода в истории человеческого рода. Когда Дух Святой неразлучно пребывает на Земле – в Церкви.
Иоанн Златоуст в одной из проповедей сравнивает апостолов и пророка Иезекииля. Последнему был показан книжный свиток. Когда Иезекииль его съел, то стал пророчествовать. На апостолах почили как бы языки пламени. Почему такое различие? «Тот получил свиток для памятования о грядущих бедствиях, а эти получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной. Как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей».
Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать день Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16:8; Деян. 20:16). День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя.
В заключение приведем слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о сошествии Святого Духа на апостолов: «Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих».
С этого дня Церковь, созданная не усердием человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно поколебать уже ничем.
Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, верующим во Христа, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».