«Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье»

Проповедь студента III-курса бакалавриата Калужской духовной семинарии Сергея Дьякова, произнесенная в Свято-Троицком кафедральном соборе за Божественной литургией 1 марта 2020 года, на тему: «Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с последним воскресным днём перед  тем, как мы все с вами вступим в  святые дни Великого  поста .

Святая Церковь называет сегодняшний день прощённым воскресеньем,  потому что вечером по окончании богослужения мы будем совершать чин прощения, будем просить  опрощении своих родных, близких, друзей и всех, с кем мы поссорились и кого вольно или невольно обидели. Такая традиция восходит из первых веков христианства и совершается для того, чтобы мы, примирившись со всеми, со спокойной совестью вступили во Святую и Великую Четыредесятницу.

Святой авва Дорофей так говорил о прощении ближнего: «Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся».

Так же это воскресенье называется воспоминанием Адамова изгнания. Это случилось в самом начале бытия человека. Все мы знаем, что Господь на шестой день создал первых людей и дал им имена – Адам и Ева и поселил в раю, заповедав им возделывать и хранить Едемский сад.

Господь разрешил Адаму и Еве есть плоды со всех деревьев райского сада. Только с древа познания добра и зла Бог вкушать запретил. Древо это было реальным, а не символическим.

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет смысл названия: «Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, потому что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди».

В Библии рассказывается о том, что змей, которого диавол избрал орудием для соблазна прародителей, стал склонять прародителей нарушить заповедь, данную Богом: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1). Ева подтвердила, что им Бог запретил вкушать эти плоды и предупредил: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт 3, 3).

В ответ на это диавол говорит ложь, которая достигла цели, потому что возбудила в душе Евы гордость: нет, не умрете…в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4–5).

Поверив искусителю и соблазнившись привлекательным видом запретного дерева, Ева вкусила плод и дала мужу и он ел. Вина Адама была тяжелее, потому что он непосредственно получил от Бога эту заповедь еще до сотворения Евы. Он усугубил вину тем, что пытался оправдаться и возложить вину на Еву: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12).

Таким образом произошло грехопадение первых людей. Господь изгнал Адама и Еву из рая, так как не состоялось раскаяние, и насылает наказание на них и на весь род человеческий. Наказание женщине – болезни беременности и родов, а также непреодолимое стремление к мужчине, который будет господствовать над нею. Наказание самому мужчине – тяжкая и малопродуктивная работа: «в поте лица твоего будешь есть хлеб».

Но самое главное наказание – отныне люди становятся смертны. Перед тем, как изгнать людей из рая, Бог одевает их в «кожаные одежды». Вполне возможно, что здесь имеется в виду не одежда в нашем понимании, а наши нынешние тела.

Святая Церковь вспоминает эти события именно в последний день перед Великой Четыредесятницей для того, чтобы мы хотя бы на время поста помнили что бывает за отступление от заповедей Господних.

За три недели до начала поста за всенощным бдением мы слышим такое песнопение: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче».

Этими словами Церковь заранее готовит православных христиан к несению подвига поста и ставит главной целью покаяние. Мы с вами должны помнить, что воздержание от пищи не является главным смыслом поста, а этим смыслом является истинное покаяние, начало новой жизни.

К сожалению в Церкви есть такое явление, когда человек начинает гордиться и тщеславиться тем, что он такой хороший, что он соблюдает пост, часто причащается и так далее.

Не напоминает ли нам такой человек притчу Христа о мытаре и фарисее? Именно так это и есть. Когда человек начинает вести себя таким образом, он воплощает в себе никого иного, как того фарисея, который зайдя в храм, начал молиться, говоря: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю» (Лк. 18: 9–14).

Сам Спаситель наш в Своей нагорной проповеди сказал, как мы должны вести себя во время поста.

Вот эти слова: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф.6:17–18).

То есть тот, кто делает все свои благие дела на показ перед всеми людьми, то этот человек уже получил свою награду, только здесь, на земле.

А тот кто будет нести свои добродетели в тайне, то есть не показывая и не говоря о своих совершённых делах, тот получит награду  от нашего Спасителя.

Таким образом, давайте мы с вами, дорогие братья и сестры, хотя в эти святые дни Великого поста, стараться воздерживаться от наших прежних привычек. Будем стараться не нарушать заповеди Божии для того чтобы получить награду от нашего небесного Отца. Аминь.