«Вознесение Господне»

Проповедь воспитанника III курса бакалавриата КДС Себастиана Силакова, произнесенная за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе 17 мая 2018 г. на тему: «Вознесение Господне».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие братья и сестры, позвольте же сердечно поздравить вас с величайшим праздником – Вознесением Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа!

«И вывел их [Апостолов] вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-52). Этими словами оканчивается описанная в Евангелии земная жизнь Христа.

Зачем же Сын Божий, быв изначально на небесах, сошел на землю? Сошел Он по причине Своей безграничной любви к нам. Сошел, чтобы возвестить миру Божественную истину, указать людям путь спасения и даровать им избавление от вечной смерти. По завершению же Своей земной миссии, Христос вознесся на небо. Этим событием, наш Спаситель в полной мере засвидетельствовал миру, что он воистину Сын Божий. И возносясь без чьей-либо помощи, Своей собственной силой и властью, Господь показал Свое Божественное величие и славу. Святой Григорий Двоеслов писал об этом: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Своей Божественной силой вознесся на Небо».[1]

Казалось бы, что для Его учеников, расставание со своим Учителем являлось поводом для печали. Однако для апостолов это событие стало поводом радости, ведь Сам Спаситель завещал им: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин. 14:2-3; 16:7). Поэтому и нам, дорогие братья и сестры, подобно Апостолам следует возрадоваться этому дивному событию.

Но всё же возникает вопрос: в чем же важность Вознесения для нас? Извечно являясь Богом, Христос всегда был на небесах. Восприняв же от Девы Марии полноту человеческого естества, Спаситель вознес это естество на небо, тем самым дав человеческой природе полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин. 17:21).

Поскольку смысл жизни каждого христианина обожение, то есть соединение человека с Богом, Христос, облаченный в человеческую плоть, Своим вознесением открыл путь к Небесному Царству каждому человеку. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». [2]

Христос в равной мере претерпел страдания за весь род людской, поэтому и путь ко спасению в равной мере дарован каждому человеку. Однако решение следовать по указанному пути, остановиться на середине или вовсе же свернуть с него, всегда остается за самим человеком.

Даже избрав следование по пути к вечному блаженству, сможем ли мы с уверенностью сказать, что при каждом решении и поступке руководствуемся мы осознанием того, что являемся наследниками Неба, сонаследниками Христа? (Рим. 8:17). Как часто, вспоминая это, мы воздерживаемся от греха и совершаем добродетели? Даже не совершаем сами, а используем дарованную Господом возможность совершить их, ибо любая добродетель лишь свидетельство Божьей славы.

Когда Христос возносился на небо, ученик смотрели вслед Ему, покуда явившиеся Ангелы не сказали им: «Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1:11). Однако наши же взоры, по людской склонности ко всему земному и временному, устремлены даже не на небо, а на землю. Поглощенные ежедневной суетой и мирскими проблемами, мы забываем важнейшее наставление Спасителя  нам: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24). В этих словах кроется больше, чем просто совет оставить земные попечения. Своим призывом следовать за Ним, то есть следовать на небо, Христос всем нам напоминает о нашем назначении быть сонаследниками Ему в обители вечной Божественной благодати.

Выходит, что Своей земной жизнью Христос даровал всем нам путь ко спасению, возможность вечного пребывания рядом с Ним. А что может быть лучше для христианина, чем находиться со своим Господом, ощущая всю Его славу и благость? Вот оно: то самое обожение – смысл жизни каждого из нас.

Поэтому, возлюбленные братья и сестры, давайте же от всего сердца возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа за всё. За данную нам жизнь, за возможность не прожить её впустую, за величайший акт милосердия – возможность покаяния и спасения, несмотря на все наши грехи,  и за указанный путь к Царству Небесному. А чтобы верно следовать этому пути  и не сбиваться с него, возьмем за ориентир Святое Евангелие, которое будет являться светом для любого земного странника даже в самый мрачный момент его шествия.

Так возьмем же свой крест и последуем за Христом, моля о помощи в этом непростом деле Всеблагого нашего Творца!

[1] Григорий Двоеслов. Беседа на день Вознесения Господня.

[2] Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2004. с. 199