«Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»

Проповедь студента I-курса бакалавриата КДС Матвеева Артёма, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 17 ноября 2019 года, на тему: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия, сегодня я бы хотел раскрыть слова Спасителя: Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф.5:21-22)

Истины, которые провозглашал Иисус Христос, были те же о которых говорили патриархи и пророки еврейского народа. Эти истины были даны Богом Моисею в десяти заповедях на горе Синай. Так шестая заповедь Моисеева гласит: «не убий». Иисус Христос в начале своей фразы приводит дословное высказывание из Библии: «Не убивай» (Исход 20,13). Во второй части своей фразы Иисус Христос говорит о том, что любой человек, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду. При помощи такого сопоставления, Иисус Христос приравнивает убийство к гневу на своего брата, объявляя что эти два греха по своей тяжести как бы равны. И человек, совершивший их, подлежит суду.

 Спаситель сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева на брата, а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Таким образом Иисус Христос подводит человека к мысли о том, что гневаться на брата плохо, так как это злой поступок. А любить брата и относиться к нему с миром и уважением есть добрый поступок. Эта мысль не нова и она уже говорилась Богом еврейскому народу. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем … но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17–18).

Иисус Христос как бы говорит о том, что гневная мысль содержит в себе зародыш убийства, и поэтому человеку лучше в себе победить чувство гнева, чтобы в последствии не сожалеть о совершенном убийстве, которое как злой поступок, погубит его душу. Согласно Ветхозаветному закону, изложенному Моисеем, за совершение умышленного убийства человек подвергался смертной казни. «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» (Лев.24:17).

Существует два вида гнева: осмысленный и напрасный. О том, что такое напрасный гнев, также по разному поясняется толкователями Евангелия и по разному поясняется суть этого понятия. Святой Василий Великий допускал проявление праведного гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако и Василий Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое. Этот Святой, признавая допустимым гнев только против дьявола, писал так: «Ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень и не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, ненавистен кто действует. Против него обрати свою раздражительность – против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха: но будь сострадателен к брату» («Творения», том 4, беседа 10).

Гнев, проявившийся без причины или обусловленный веской причиной, бывает вызывает в душе человека озлобление, неприязнь, агрессию, даже против греха, который совершил человек (брат твой, как сказано в Библии). А затем эти враждебные чувства и ненависть постепенно могут перейти и на самого человека, сделавшего этот грех, то есть на брата твоего, так как очень трудно гневаться на грех вообще, и не распространять чувства своего «праведного» гнева на делателя этого греха. А гнев на брата твоего недопустим, так как является нарушением заповеди Божьей о проявлении любви к ближнему, о недопущении ненависти и вражды по отношению к брату (ближнему) твоему. «Не враждуй на брата твоего … но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19,17–18).

Таким образом, можно сделать логически обусловленный вывод о том, что почти любой вид гнева есть грех для души. В любом состоянии злости можно сделать все что угодно, человек на некоторое время перестаёт контролировать себя, не чувствует боли и страха. Постоянное пребывание человека в злости и гневе, может перерасти в безумие. Как же бороться с этим грехом? Для начала, нужно всегда начинать борьбу с гневом. А начинать ее нужно с молитвы за тех, на кого мы гневаемся, кто обижает нас и приносит неприятности. Евангелие дает нам прямое указание как поступать с такими людьми: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Молясь за обидчиков, мы уже боремся с гневом, перестаем видеть в них врагов, а начинаем осознавать, что они нуждаются в нашей молитвенной помощи. Молиться также нужно не только за обижающих нас, но и вообще о разрешении любой напряженной, немирной ситуации. Святые отцы наставляют, что подавлять страсть гнева надо стараться сразу же, едва она возникла, – кротостью, молитвой, терпением, молчанием, смирением и любовью к ближнему:

Св. Иоанн Златоуст понимает слова апостола «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26)  буквально, в том смысле, что тотчас надо подавлять гнев, примириться с оскорбившим, нельзя продлять гнев до другого дня, чтобы он не обратился в злопамятность;

Итак, мы пришли к выводу, чтобы разобраться какой гнев напрасный, а какой нет, человеку нужно прежде всего, душевное спокойствие, самообладание, нужен контроль над своими чувствами. Надо сдерживать себя всеми силами, чтобы не натворить то, за что будем в дальнейшем жалеть. Все эти качества у человека проявляются тогда, когда он полностью спокоен, нету гнева и раздражительности. Дорогие братья, давайте же и мы будем контролировать свои чувства, не пускать в своё сердце злобу и гнев, чтобы достигнуть Царствие Божие. Аминь.