«Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Проповедь воспитанника IV курса бакалавриата КДС  диакона Константина Штанкевича, произнесенная в Свято-Троицком кафедральном соборе за Божественной литургией 12 декабря  2018 года, на тему: «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Сегодня Православная Церковь и все верные чада ея отмечают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Праздники в честь Божией Матери для христиан имеют особое значение и несут определенный характер и  восприятие для верующих.

Для всех нас, Богородица Мария,  не только Матерь нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, но и Матерь нового во Христе человечества.

Когда будучи  распятый на кресте, Господь обращается к Матери Своей: «Жено! се, сын Твой!»(Ин.19.26-27) и к апостолу Иоанну: «Се, Матерь твоя!»(Ин.19.26-27), с этого момента  весь род христианский усыновляется Божией Матери, вручается Ее любви и предстательству. Для всех нас, она наша «Мати и Заступница»!

В православной традиции принято считать, что Господь Иисус Христос, обладал всеми человеческими добродетелями в их совершенной форме. И добродетель послушания Своей матери была в Нем в полной мере. Об этом нам свидетельствует евангельский сюжет о чуде в Кане Галилейской (Ин.2.1-11). Когда в ответ на обращение Своей Матери, Христос претворяет воду в вино. И не смотря на то, что еще не пришел час Ему быть прославленным как чудотворец, Иисус послушно исполняет ее прошение, тем самым воздавая Ей честь и открывая нам способ исполнения наших просьб и молений пред Богом. Обращаясь к Божией Матери, мы обретаем  неотвержимую    Ходатаицу и  Заступницу о нас.

В православной Церкви, после праздника в честь Светлого Христового Воскресения, главными  по смыслу и значению являются Двунадесятые Господские и Богородичные праздники. В большинстве из них,  воспоминаемое событие, является основой их содержания, но есть праздники, которые говорят нам о каком-то особом, внутреннем значении сокрытом в них. И праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, как раз и является таковым.

Неоднократно встречается некоторое недоумение у верующих людей, в чем же значимость события, ставшего сюжетом этого праздника, о котором даже не упоминается в Евангелии. Но мы знаем, что Священное Писание является только частью Священного Предания, и именно оно выделило, и сформировало понимание величия события, вошедшего в основу этого праздника. Такие апокрифические тексты, как греческое «Протоевангелие Иакова» II в.[1] и латинское Евангелие Псевдо – Матфея IX в.[2] , отражают устное предание, передавшее содержание этого события. Глубину сокрытых в нем значений и смыслов нам необходимо осмыслить и проанализировать, опираясь на опыт Церкви и толкование Святых Отцов.

Тайну Боговоплощения, ставшей отправной точкой в деле нашего спасения, необходимо рассматривать уже после осознания и понимания такого чудесного явления, как Богоматеринства. Для того, чтобы стало возможным воплощение Сына Божия во плоти, нужно было обрести среди рода человеческого такой «Сосуд Избранный», который был бы способен вместить «Невместимого» Господа Славы. Нужно было найти тот куст «Неопалимой Купины», чудесным образом воспринявший Божественный Благодатный огонь, горящий в нем как бы изнутри,  но не опаляющий его. Нужна была «Новая Ева», из которой родится новое человечество во Христе Иисусе как в «Новом Адаме». По Премудрому Промыслу Божию, для исполнения этого обретается Пречистая Отроковица, бывшая  по Своему существу единой с нами человеческой природой.

 Это происходит добровольно…

По своей воле, родители Марии, праведные Иоаким и Анна, посвящают Её Богу, исполняя данный ими обет, и как бы возвращают, приносят в жертву самое дорогое, что даровал им Господь. По своей воле, их трехлетняя дочь, еще младенец! устремляется на встречу к Нему, отрекается от мира, семейного очага, родительской  любви. Она хочет отныне принадлежать Богу и в своем стремлении входит во «Святая Святых» – в истинное и полное Богопознание. Она плод всей ветхозаветной праведности. Это ради Неё, Господь избрал Себе народ и заключил с ним завет.

 Все в этом повествовании наполнено глубоким смыслом…

Посвящение Богу, на первый взгляд некий акт для избранных, но если задуматься и попытаться глубже осознать это действие, мы увидим, что каждый человек посвящен Богу. Мы не появились в этом мире самостоятельно, по своему желанию, но были сотворены Богом, и для Бога. Как говорит Св. апостол Павел, в первом послании к Коринфянам: «И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою  ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших. И в душах ваших. Которые суть Божии.»(1 Кор.6.19-20 ). И Святая Отроковица посвящает Себя  Богу, и душу, и тело… Всю без остатка.

Как Вам кажется, это добровольная жертва, самоотречение?…

Нет. Это значительно выше. Это естественное состояние Пречистой души, устремленной к Первоисточнику всякой святости – Богу. Это состояние блаженной радости от единения с желаемым. Преп. Серафим Саровский говорил: « Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию…»[3]. И эта радость окрыляет Пречистую Деву и дает ей силы преодолеть 15 ступеней лестницы Великого Иерусалимского Храма, для того, что бы стать Той Самой, некогда увиденной патриархом Иаковом Лестницей, по которой снисходят и восходят Ангелы. По которой прейдет в этот мир Христос Спаситель. В этом порыве, едином движении души и тела Святой Отроковицы уже слышатся Её слова сказанные  многими годами позже: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем»(Лук.1.46-47).

Это второе, духовное рождение Божией Матери. Это день отделения её от греховного мира и одновременно явление Её миру.

Родители Марии , Иоаким и Анна, родственники и знакомые, дивятся происходящему, осознавая промыслительность необычных событий, воздают славу Богу.   

Встретивший Её у порога Храма, первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, по наитию Святаго Духа, вводит Пречистую во Святая-Святых!  Место благоволения Божия народу Израилеву. И теперь сюда входит само воплощенное Благоволение, Сосуд Избранный, готовящийся принять Невместимого Творца всяческих.

Во времена первого Соломонового Храма, величайшей святыней в нем был Ковчег Завета, находящийся во Святая-Святых. Окропление Ковчега кровью жертвенных животных первосвященником, один раз в год, служило важнейшим ритуальным действием еврейского Богослужения, и являлось  знаком очищения от греха. Но после разрушения Храма Навуходоносором, святой пророк Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению, скрыл скинию, жертвенник  кадильный и ковчег: «…доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа». (2Мак. 2:4-7). Иеремия говорит о времени  пришествия Мессии. И теперь, второй храм восстановленный Зоровавелем, ждет этого времени и оно приходит…

Вместо утраченного ветхозаветного ковчега, обретается Пречистая Дева, которая как Новый Ковчег, понесет Поносившаго вся, кровью Которого, как кровью Совершенной, Искупительной Жертвы очистится все человечество.

«Пречистый Храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть Селение Небесное»[4]. Эти слова церковного гимна, посвященного сегодняшнему празднику, акцентируют значимость происходящего. Дева вводится в храм Господень, для того, что бы Самой стать Храмом Божиим, и научить людей новому восприятию Бога, не далекого и недоступного, трансцендентного существа,  а близкого каждому из нас, живущему в наших сердцах и всегда ожидающего нашего обращения к Нему.

Какую высоту духовных образов нам открывает праздник Введения…

Но они весьма применительны для каждого из нас. Пречистая Дева была избранницей Божией не по исключительной природе Своей, будучи сотворена каким-то особым способом, но обладая единой с нами по естеству человеческой природой, Она становится избранницей по Своему свободному выбору, по Своей совершенной устремленности к Богу. Желанию быть с Ним, служить Ему, пребывать в Нем.

Это необходимо и возможно усвоить всем нам! Если мы возжелали и дерзаем стать служителями Богу, тогда почему мы вынуждены каждый раз делать над собой усилие, понуждать себя идти в церковь на богослужение, или нерадиво относится к духовному образованию, которое должно стать основой нашего служения? Потому, что более возлюбили себя, а не Бога. Более возлюбили мир земной и прелести его, а не Царство Небесное и правду его.

Но не будем унывать. Мы просто привыкли к миру. Привыкли к тому, что можно ощутить, потрогать руками, увидеть глазами. Наши глаза еще не в состоянии видеть того, что видели глаза Пречистой. Наши души еще не чувствуют того, что чувствовала Её душа. Они покрыты мраком нерадения о собственном спасении. Из-за нашей беспечности они завалены грехами и рискуют остаться в духовном дебельстве.

Да не будет! Перед нами живым примером стоят сонмы святых угодников, Божия Матерь, которые своей жизнью указали нам спасительные пути. Нам нужно только воспрянуть и начать путь по лестнице духовного восхождения.

Сегодня на праздничном богослужении в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы уже звучали радостные слова: «Христос рождается, славите!»[5] и мы ныне видя предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей, готовимся просветиться светом Рождества Христова.

 Давайте проведем оставшееся время Рождественского поста в духовном трезвении, соблюдая себя в чистоте, дерзая подражать Божией Матери. Поручим себя Её Благому Заступничеству, и будем молить Её, да просветит Она наши души и телеса светом Сына Своего, и сподобит зрети ту истину и высоту духовную, которая была открыта Ей, ещё будучи младенцем.

Помоги нам, Господи и Божия Матерь! Аминь.    

[1] Протоевангелие Иакова. 7.2-3

[2] Евангелие Псевдо-Матфея. 2.10-13

[3] Преп. Серафим Саровский «Беседы с Мотовиловым.VII. МИР И ТЕПЛОТА БЛАГОДАТИ

[4] Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы.

[5] Ирмос Рождества Христова.