«Зачем мы обращаемся к святым за помощью?»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

В жизни каждого православного христианина хватает разных искушений. И каждый старается прибегать за помощью к Господу, Божьей Матери и святым. К Господу мы обращаемся из примера самого Иисуса Христа, Он научил нас молиться Отцу Небесному в Нагорной проповеди. К Матери Божьей, Заступнице рода христианского, поскольку Господь вверил нас Её предстательству. Где же сказано, чтобы мы молились угодникам Божьим, святым?  Откуда этот повседневный обряд вошёл в жизнь Церкви.

Для того чтобы это узнать нам необходимо понять кто такие святые? Святые угодники, которых мы почитаем, такие же люди, как и мы с вами. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью? Каждый из нас читал не раз слова Господа в Евангелии: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Из этих слов становится очевидно то, что Господь зовёт каждого из нас разделить нескончаемую радость. Некоторые думают, что угодники Божии изначально были святыми. Это не так. Именно поступив по слову Господа, святые взяли свой крест и последовали за Ним. Прежде чем последовать за Христом, святые угодники, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога, а во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Святость – кропотливый труд, созидание в себе образа Божия, подобно тому как ваятель высекает из бездушного камня удивительный шедевр, способный пробуждать души окружающих.

Почитание святых имеет начало ещё в Ветхом Завете. Внимательно читая Священное Писание мы с вами можем увидеть в 4-ой книге Царств, как умерший человек оживает от соприкосновения с мощами пророка Елисея, ранее погребённого здесь же. В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний святых апостолов рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания ап. Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи. Тот же ап. Павел в одном из своих посланий обращается ко всем нам, такими словами: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Апостол сказал о скончавшихся уже святых: о Стефане первомученике, Иакове, брате Иоанновом и Иакове по прозванию Праведный. Да и другие весьма многие умерщвлены были по неистовству иудеев. В наши дни живым примером служат мощи многих святых, возьмём к примеру святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, прп. Сергия Радонежского и др. К мощам этих великих святых стекаются миллионы людей со всего мира. Далеко ходить не надо, каждый человек рано или поздно прощается со своими близкими, хоронит их, оплакивает, вспоминает, с любовью относясь к вещам, принадлежащим тому или иному усопшему. А людей, к которым мы приходили за советами, брали благословение, смотрели на них как на святых ещё при жизни, неужели мы можем забыть? В том то и дело, что нет, мы будем просить у них помощи, веруя, что они слышат и помогут нам. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнение наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных. Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Которого стяжали святые еще при жизни, Который действует и поныне через их святые мощи.

Как мы знаем, Церковь Христова – это совокупность Небесной и Земной Церквей, которые есть одно Тело, Глава которого – Христос. Все мы, православные христиане, есть одно Тело. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге. Разве правая нога не помогает идти, когда хромает левая. Не может человек двигаться, мыслить, жить если прекратило свою работу сердце. В таком случае, не заботятся ли святые о нас, уже находясь перед Богом. Святые просят за нас, и Господь исполняет их просьбы: «Чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей, имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но и святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский говорит так: «Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца молитва за наших ближних». А вот что говорит о заступничестве святых свт. Василий Великий в своём слове на праздник 40 Севастийских мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! – и вот 40 молитвенников, воссылающих согласную молитву… Святой лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей!».

Как много у нас помощников небесных – угодников Божиих. Их помощь действенна и мы с вами её видим. Не перечесть всех чудес, по молитвам Божьей Матери сколько женщин стали счастливыми матерями! А сколько людей получают исцеления от различных недугов по молитвам вмч. Целителя Пантелеимона и свт. Николая Чудотворца.

Но бывает и такое, что не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. Это происходит по грехам нашим. Печально, но факт! Нам необходимо заботиться, в первую очередь, о своей душе. Становиться ближе к Богу через покаяние и принятие Святых Христовых Таинств, тем самым подражая святым, которым мы молимся.

Дорогие отцы и братья! Вы, как никто другой, знаете то, что молитва является пищей души. Ведь душа, как птица ищет хлеба, и этот хлеб даёт ей Бог. Давай те же с вами будем стараться, подражая святым, возгревать в своих сердцах молитвенное пламя.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Георгий Бурцев