«Заповеди блаженства»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись». Множество людей следовало за Спасителем, желая послушать Его проповедь или получить от Него исцеление. Люди, как коротко говорится в Евангелии, «исцелялись», то есть получали желаемое. Господь явил им Свою силу – силу Всемогущего Бога, всегда пребывающего в полноте Своего могущества. Являя перед народом Свою Божественную силу, Господь желал именно таким образом, чудесами, привлечь людей к самому важному – к исполнению Своих заповедей, жизни по закону духовному, а не по правилам человеческого “здравого” смысла.

«И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Блаженны нищие,  но не телом, а духом – то есть не просто не имеющие никакого имущества, но не связанные пристрастием ни к чему земному – вот что значит «блаженны нищие духом». Блаженны и те, которые не имеют о себе никакого мнения, не таят в себе гордости, не кичатся своими знаниями или умственными способностями, считают себя недостойнее всех. И эти люди, намеренно обнищавшие духом, приобретают Царствие Божие не только в будущей жизни – там они наследуют его в полноте – но уже и здесь ощущают Царствие Божие внутри самих себя. Если для нас слова Спасителя «Царствие Божие внутрь вас есть» лишь туманное и общее выражение, то для людей, стяжавших в себе это Царствие, ощущающих его в своем сердце, оно более действительно, чем окружающий материальный мир. У духовных людей бывает такое состояние, когда они столь углубляются в себя, постигая внутри себя сущее Царствие Божие, что подчас забывают о земном. Апостол Павел, как он сам писал, не знал, был ли он восхищен на небеса вне тела или в теле. Приобретение или потеря чего-либо земного для них ничего не значит, потому что они заботятся только о том, как бы не потерять Царствие Божие и увеличить полноту дарованной им благодати – вот о чем попечение человека нищего духом. Мы же, не вкусив такого состояния, должны стремиться к нему всеми силами и доверять словам подвижников, которые испытали эту великую благодать, являющуюся внутри человека. Но прежде всего мы должны верить Тому, Кто является, по выражению святых отцов, Самоистиной – Господу нашему Иисусу Христу, ибо в Его словах нет ни тени неправды или даже неточности. Если для нас они туманны, то только потому, что мы не имеем соответствующего духовного опыта. Для человека вкусившего благодать, приобретшего духовный опыт, поучения Спасителя являются чрезвычайно точными и гораздо более ясными, чем слова любого человека, потому что это слова Бога, слова Самоистины.

«Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь». Под алчущими, конечно же, понимаются не только постящиеся ради Бога, но прежде всего алчущие жить по закону Божию – по Евангелию. Алчущие духовно люди, подобно голодному, который желает вдоволь наесться, они стремятся насытиться исполнением воли Божией. Совершение какой-либо заповеди является для них духовной пищей, насыщающей и укрепляющей сердце и душу.

«Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». Здесь речь идет не о тех людях, которые плачут от горя. Они-то, может быть, не получат утешения в своих скорбях, ведь не все скорби прекращаются, не все неприятности, к сожалению, разрешаются благополучно. Блаженны плачущие о своих грехах. Кающийся человек, действительно, когда придет время, воссмеется – не только в будущей, но еще и в этой жизни возрадуется, почувствовав в своей душе прощение грехов. И мы, отчасти, в малой степени это ощущаем, когда приходим на исповедь, может быть, и без слез, потому что не имеем еще такого покаяния, но с неподдельным сердечным сокрушением и искренним желанием исправиться рассказываем о своих малых и великих согрешениях и, после того как священник прочитает над нами разрешительную молитву, чувствуем в своей душе радость, тишину, облегчение. Это естественно, так и должно быть, потому что человек правильно кающийся всегда получает радость от прощения грехов – это является частичным исполнением слов Спасителя: «Блаженны плачущие ныне», то есть плачущие в этом веке, на земле. Многие радуются о тленных вещах, о земных наслаждениях, но истинно может возрадоваться только человек плачущий ныне, думающий не о земном, но о духовном утешении.  Известны необыкновенные слова преподобного Исаака Сирина о том, что если бы удалось слезами омыть все тело человека, то оно стало бы нетленным. У прп. Арсения Великого, когда он трудился над своим рукоделием – плел корзины, циновки, всегда на коленях лежал платок, на который он проливал потоки слез, молясь за работой. И многие другие подвижники тайно, а иногда и явно плакали. Авва Филимон, молясь во время Божественной литургии, проливал обильные слезы. Чем большую человек имеет благодать, тем больше он плачет. Плач, по учению святых отцов – это граница между телесными и духовными добродетелями. Когда человек проходит эту границу – двигаясь к Богу или возвращаясь от Бога на землю, – он обязательно начинает плакать. Вот что такое плач, о котором говорит Спаситель: «Блаженны плачущие ныне (то есть на земле), ибо они утешатся»  или, в изложении апостола Луки, воссмеются.

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их». Мы всегда жаждем, чтобы люди нас любили и относились к нам хорошо, тяжело переносим, если узнаем, что кто-то нас осуждает за глаза, тем более, когда осуждение высказывают нам в лицо. Едва ли кто-нибудь может перенести подобное отношение спокойно, таких почти нет. Спаситель говорит: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди». Только через нищету духовную, через духовный голод, через радостотворный покаянный плач человек может приобрести такую необыкновенную кротость, взойти на такую ступень, чтобы радоваться, когда его поносят. Если человек радуется, что его ненавидят за то, что он христианин, что он исповедует имя Христа и живет по Его заповедям, это говорит о величайшей благодати, дарованной человеку, о его удивительной кротости и любви к людям. Мы должны, по словам Спасителя, не только возвеселиться, но, как более емко сказано по-славянски, взыграть, то есть чрезвычайно возрадоваться. Вот каков идеал христианина, и, конечно, мы вынуждены со скорбью признать, что очень далеки от этого идеала. Признание и покаяние в том, что мы не соответствуем этому идеалу, что мы далеки от исполнения заповедей, уже делает нас христианами, потому что смиряет и вводит внутрь Церкви – человек, сознающий свою греховность и кающийся в своем отступлении, имеет надежду на спасение.

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их». Я начал свою проповедь с того, что сравнил Святителя Николая с пророками и апостолами: он жил позже них, однако же, ради дарованной ему благодати, стяжал не меньшую славу, и славу ненапрасную. Как говорится в кондаке, посвященном святому Николаю, – ради исполнения Евангелия Христова, ему были даны дары чудотворения, пророчества и другие. Исполнив Евангельские заповеди во всей их полноте, святитель Николай действительно стал подобен пророку. Если мы ничего не делаем, не исполняем заповеди, то должны честно признаться, что в этом только наша вина. Если сейчас, при терпимом отношении общества к Церкви, мы не можем исполнять необходимые обязанности христианина, то это происходит просто от нашего нежелания. Ведь что было бы, если бы современное общество ненавидело христиан, как это было во времена молодости святителя Николая? Тогда, конечно, мы вели бы себя еще хуже, чем теперь, поэтому не будем оправдываться, будто обстоятельства не благоприятствуют нам стяжать благодать и очистить свое сердце, будто время святителя Николая было подходящим для духовной жизни, а наши дни стали, так сказать, неудобными для святости.

В близкое к нам время жил великий праведник отец Иоанн Кронштадтский – знаменитый чудотворец, которого вполне можно сравнить со святителем Николаем по обилию совершенных им чудес и необыкновенной любви к ближнему.

Не будем оправдывать свое нерадение, леность, лукавство якобы неблагоприятными обстоятельствами, но лучше признаемся сами себе, что мы нерадивы. Именно из-за нерадения мы не только не достигли высокого уровня святости, но не приобрели даже и чего-то малого, не почувствовали в своей душе хотя бы тени, отблеска Царства Божия. Покаемся же в этом, смиримся и понудим себя отныне более ревновать о своем спасении, о приобретении благодати и Царствия Божия, а не оправдывать себя тем, что мы, так сказать, не святые. Никто из истинных святых, не думал о себе, что он необыкновенный или праведный человек. Просто люди изо всех сил старались угодить Богу и иногда достигали неожиданных для себя высот святости.

Я полагаю, что и святитель Николай, который избегал даже должности настоятеля монастыря, не думал, что он станет Чудотворцем. Он просто хотел угождать Богу и помогать людям. Мы можем только догадываться о том, как происходило его  духовное развитие.  Святые не думали о своей праведности и избранничестве, а считали себя грешными людьми. Начнем трудиться изо всех сил, пусть даже мы и не удостоимся таких духовных даров, какие приобрел святитель Николай – если чудеса дано творить весьма немногим людям, то стяжать в своем сердце благодать, начатки Царствия Божия есть обязанность каждого христианина. По крайней мере, первую заповедь – о смирении и нищете духовной – все обязаны исполнить. Тогда мы ощутим в душе своей Царствие Божие как тихое веяние благодати, как мир душевный и надежду на вечную жизнь, как живую веру, которая окрыляет человека и дает ему силы жить по Евангелию.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Игорь Сычев