Житие и подвиги свт. Льва, еп. Катанского

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Уважаемые отцы, дорогие братья. Сегодня Святая Церковь вспоминает святого  святителя Льва, епископа Катанского. Угодник Божий Лев происходил из Равеннской области. За свое чистое житие и разум он был удостоен всех по порядку священных степеней, а по преставлении блаженного Савина, епископа Катанского, избранием Божиим, был возведен на епископский престол. Город Катана находится на острове Сицилии, недалеко. Будучи епископом он заботился о сиротах, нищих, вдовицах, больных, странных, питая и одевая их на счет церковных имений и врачевал недуги их своими молитвами; он был милостивым отцом к своим чадам и верным пастырем своего стада, но для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков.

Во дни его в Катане был некий волхв, по имени Илиодор; он был сыном верующих во Христа и благочестивых родителей, и сам был просвещен святым крещением, но потом тайно отвергся от Христа и стал служить бесам, научившись от одного иудеянина волхвованию. Бесовской силой и колдовством он совершад различные волшебные чудеса: превращал камни в золото, наводил нечестивые видения на мирных людей, подвергал соблазну молодых юношей и дев. Несколько раз даже избежал казни, чудесным образом исчезав на глазах у толпы. Часто убеждал его святитель Христов Лев отстать от таких злых дел и, раскаявшись, обратиться к Богу, но безрезультатно.

Но нечестивец задумал еще большее зло: он простер свое волхвование на самого архиерея Божия, желая своим волхвованием насмеяться над ним. Однажды в торжественный день одного праздника святитель, в присутствии всего народа, совершал со всем своим причтом в церкви Божественную службу; в храм вошел и волхв Илиодор, как лицемерный христианин, и начал тайно совершать свои волхвования; чрез них он достиг того, что одни из народа стали топотать в церкви, словно лошади, ногами и рычать, подобно зверям; другие стали неудержимо хохотать, а иные стали гневаться; волхв же хвалился, что сделает еще то, что и сам епископ со всеми своими пресвитерами и клириками, прекратив служение, будет тут же скакать и плясать, как будто под звуки музыки и органов. Святитель Божий, уразумев помышление Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим и, усердно помолившись, встал, вышел из алтаря и, взяв своим омофором за шею волшебника, связал его, и, выведя его затем из церкви на средину города, повелел народу, чтобы тотчас же принесли побольше дров и развели бы сильный огонь. Когда его приказание было исполнено, святой расспросил Илиодора о всех его волхвованиях и чародеяниях, а после того, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел; после этого архиерей Божий Лев, возвратившись в церковь, докончил Божественную службу. Это преславное чудо всех привело в ужас, ибо держа в пламени волхва, сам святитель, не только не опалился в огне, но даже огонь не коснулся его святительских облачений: роса Духа Святого окружила его в пламени и защищала от опаления.

И много других чудес сотворил сей великий угодник Божий: он подавал слепым прозрение, больным исцеление, изгонял из людей бесов, сокрушил своей молитвой идольское капище и своим словом ниспроверг идолов; наконец в старости он преставился Господу. Святое тело епископа Льва положено было в церкви святой мученицы Лукии; которое и исцеляло разные недуги во славу Христа Бога нашего.

Какой урок мы можем вынести из жития святителя Льва? Как сказано святой был великим молитвенником и молитвами своими совершал много чудес и врачевал недуги у страждущих. Житие еп. Льва показывает нам важность молитвы в жизни каждого христианина. Прежде чем изгнать Илиодора св. Лев “усердно помолился”, после чего он вошел в огонь и вышел невредимым. Что нам это напоминает? Вспомним Ветхий Завет, Книга пророка Даниила. Царь Навуходоносор построил золотой истукан и повелел всему народу поклониться ему, и лишь благочестивые отроки Анания, Азария и Мисаил не поклонились. За это царь повелел бросить их в огненную печь.

“23 И мужие тии трие, седрах, мисах и авденаго, падоша посреде пещи огнем горящия оковани, 24 и хождаху посреде пламене поюще бога и благословяще господа. 25 И став с ними азариа помолися сице и отверз уста своя посреде огня рече: 26 благословен еси, господи, боже отец наших, хвально и прославлено имя твое во веки, 27 яко праведн еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела твоя истинна, и прави путие твои, и вси суди твои истинни:” (Дан. 3:23-27)

“46 И не престаша ввергшии их слуги царевы, жгуще пещь наффою и смолою, и изгребьими и хврастием: 47 и разливащеся пламень над пещию на лактий четыредесять девять,  48 и обыде и пожже, ихже обрете окрест пещи халдейския.  49 Ангел же господень сниде купно с сущими со азариею в пещь  50 и оттрясе пламень огненный от пещи и сотвори среднее пещи яко дух росы шумящь: и не прикоснуся их отнюд огнь и не оскорби, ниже стужи им.  51 Тогда тии трие яко едиными усты пояху и благословляху и славляху бога в пещи, глаголюще:” 

Юноши попав в огонь начали усердно молиться и Господь услышал их и послал им своего Ангела и тот уберег их от огня.  Вот она великая сила молитвы.

“Сила молитвы угашала силу огненную, укрощала ярость львов, прекращала брани, отверзала врата небесные, расторгала узы смерти, прогоняла болезни, отражала нападения, спасала грады от землетрясения, отвращала и свыше несущиеся удары, и человеками готовимые наветы, и всякого вообще рода бедствия. Молитву же опять разумею не ту, которая только в устах вращается, но ту, которая исходит из глубины сердца. Ибо как дерева, глубоко в земли пустившие корни, не сваливаются и не исторгаются, какие бы сильные ветры ни нападали на них; потому что корни крепко держат их в земле: так и молитвы, из глубины сердца возсылаемыя, будучи там укоренены, безопасно простираются горе, никаким приражением помыслов не быв уклоняемы от сего направления. Почему и Пророк говорит: «из глубины воззвах к Тебе Господи» (Пс. 129, 1) Ио. Злт. – пишет Иоанн Златоуст.

Молитва необходима нам для сохранения чистоты своей души. Диавол своими хитростями входит в наше сердце, как волхв Илиодор вошел в собор. Он соблазняет нас, насылает видения и опутывает ложью, как Илиодор прихожан собора. И мы дабы остаться в чистоте и здравии, должны как свт. Лев помолиться и ввергнуть искусителя в огонь нашей веры, нашей любви к Богу, нашей молитвы. Молитва как огонь сжигает зло и как освежающая роса проливается на добрые сердца. Недаром существует присказка: “как бес от ладана” – ведь курение ладана символизирует собой молитвы, как дым ладана поднимается ввысь так и наши сердца в молитве возносятся горе. Молитва лучшая защита и лучшее оружие от любого зла.

Молитва есть великое оружие, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неиждиваемое, пристанище неволненное, невозмутимое отишье, — и бесчисленных благ корень и источник и матерь есть молитва: она могущественнее самой царской власти.—Молитву же я разумею, не кое-какую, не нерадивую и рассеянную, но пламенную и притрудную, исходящую из души болезнующей и ума глубокособранного. Такая только молитва небовосходна” Иоанн Злат. [1, 743—4].

Так пишет митр. Илларион:

Молитва — это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но и ответ Самого Бога. Как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказаться, выговориться, но и услышать ответ. Не всегда ответ Бога приходит непосредственно в минуты молитвы, иногда это происходит несколько позже. Бывает, например, что мы просим у Бога немедленной помощи, а она приходит лишь через несколько часов или дней. Но мы понимаем, что это произошло именно потому, что мы в молитве испросили помощи у Бога.

Когда и как долго следует молиться? Апостол Павел говорит: “Непрестанно молитесь” (1 Фес. 5:17). Святитель Григорий Богослов пишет: “Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать”. В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой.

Первый способ упражнения в частой молитве — это мысль о Боге. А.Мень

Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться. Иннокентий митрополит Московский

Но как нам молиться правильно, что делать что бы Господь услышал?

«Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышану, ибо одна молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу. И фарисей молился, но не получил пользы, и иудеи молились, но Бог отвратился от молений их, потому что молились не так, как должно молиться. Что же нужно? Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога — недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны. Таким образом многие были услышаны: Корнилий был услышан за (благочестивую) жизнь; сирофиникианка — за неотступность в молитве; Соломон — за достойный предмет прошения; мытарь — за смирение, другие — за другое. Не услышаны бываем — когда произносим бесполезное, — также когда, молясь, не оставляем — грехов своих, — и еще когда просим отмщения врагам». Ион. Злат.

Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Св. Иоанн Златоуст

Так Господь говорит о молитве:

“5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

  1. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  2. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
  3. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. “

(Св. Евангелие от Матфея 6:5-8)

 

Это значит что в первую очередь мы должны молиться дома, тот кто не молится дома не сможет и в храме.

А если молишься на людях то не показывай этого внешне что бы не соблазнять ни себя ни других.

В молитве не нужно много красивых изысканных слов, нужно лишь устремить все свое внимание к Богу и четко сформулировать слова молитвы.

Итак:

  • тысячелетия молитвенного опыта святых доказали чудодейственность и пользу молитвы для всего человечества
  • молитва – это одно из важнейших средств спасения нашей души
  • молитва – это основа нашей духовной жизни
  • молитва – это наипервейшее средство для снискания помощи Божией

Братья, непрестанно молитесь – мыслите о Боге каждую секунду, свободную и не свободную, каждая мысль о Господе приближает нас к Нему.

Будьте как свт. Лев – разжигайте огонь своей веры и любви к Богу, подбрасывайте в этот костер дрова молитвы и все ваши пороки и проблемы будут сожжены и исчезнут как волхв Илиодор.

“Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.” (Мф. 5:48)

Аминь.

диакон Павел Степанюк,  2 курс.