“Знамение Пресвятой Богородицы”
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
10 декабря святая Церковь чтит образ Божией Матери, известный под именем «Знамение», который получил свое название после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
Многочисленные списки с иконы “Знамения” известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
Это одна из многочисленных историй о Божественных чудесах, явленных людям через иконы. Продолжая тему, я хотел бы немного поговорить об иконописи и иконопочитании.
Икона всегда занимала важное место и имела огромное значение для всей христианской культуры и верующих. В истории Православной Церкви даже была долгая эпоха иконоборческих споров, сотрясавшая христианский мир на протяжении трех веков. И сейчас, когда мы входим в храм, первое что бросается в глаза, это обилие разнообразных икон, перед которыми стоят золотистые подсвечники с горящими на них свечами. В каждого православного, вне зависимости от степени его воцерковления, икона занимает важное место. Каждый, зайдя в храм, перекрестившись, обязательно приложится к самому дорогому для него образу и скорее всего купит свечу и поставит ее на подсвечник перед любимой иконой. И, зачастую, совершая эти привычные, принимаемые нами как должное, действия, мы даже не задумываемся об их смысле и значении, совершая их как бы “автоматически”.
Икона – греческое слово, в переводе означающее – «образ». В ветхозаветные времена изображения были запрещены, о чем говорится во второй заповеди, данной Богом Моисею: «Не сотвори себе кумира, и никакого изображения». Эта заповедь дана была иудейскому народу чтобы уберечь их от пагубного влияния языческих культов других народов, которые поклонялись идолам. Это носило также и богословский смысл, ведь Бога не видел никто никогда. Но с приходом в наш мир Спасителя – Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, совершенного человека из плоти и крови, как любой из нас, изображение Его как Бога стало реальным и возможным, что мы и наблюдаем на многочисленных иконах.
Но икона — это не просто изображение, это отражение иной реальности, отражения того мира, в котором сейчас тот, кто на ней изображен, будь-то святой или ангел. У Бога все живы, поэтому икона служит неким мостом или проводником между нашим тварным миром и миром божественным. Когда мы смотрим на икону, мы смотрим не на деревянную доску с нарисованной на ней человеческой фигурой названной автором тем или иным именем святого, а смотрим именно на этого самого святого, так как бы смотрели на него будь он среди нас воплоти. Когда мы поклоняемся иконе, прикладываемся к ней, мы кланяемся не дереву и краскам, а тому, кто на ней изображен. Молимся ли мы перед “Казанской” иконой Богородицы или перед “Всецарицей” или перед “Одигитрией”, мы молимся одной и той же Богородице, и Владычице нашей Приснодеве Марии. Свечи, которые мы ставим перед иконами – есть наша жертва, и символ нашей горящей молитвы возносимой Богу.
Дорогие братья и сестры, как говорил в своем послании апостол Павел: «Непрестанно молитесь». Благодарите Бога за все, за каждый прожитый день, ибо Он причина и податель жизни.
Аминь!
Воспитанник 4-го курса Калужской духовной семинарии диакон Павел Степанюк