“Интегративные тенденции в работе Калужского государственного университета и Калужской митрополии”

Выступление Нины Юрьевны Штрекер, д.п.н., проф.,  д-ра Института педагогики ФБГОУ ВПО  «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» на научно-практической конференции «Православие и образование» в Общественной палате Калужской области по направлению «Церковь и образование» XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии (г. Калуга, Дом Правительства Калужской области, 04 октября 2016 г.).

 

Проблема интеграции светского и религиозного образования в современной социокультурной системе становится всё более актуальной.

В современном обществе религиозное образование, несомненно, способствует усилению роли религии в обществе, повышению ее публичного статуса. Однако реализация права на религиозное образование должна осуществляться на законных основаниях. Право на религиозное образование зафиксировано в различных международных документах: во Всеобщей Декларации ООН по правам человека 1948 г. (ст. 26, пункт 3), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции) и др.

Статья 87 Закона об образовании в Российской Федерации также предусматривает возможность интеграции религиозного образования и образования по государственным стандартам.

Среди основных целей религиозного образования следует выделить такие, как передача знаний о религии, уважение религиозных традиций, формирование нравственной личности.

В чём, на наш взгляд, заключается сложность взаимодействия церковной и светской образовательных сфер?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, каким образом происходило в России развитие светского и духовного образования. Книжное образование в России начиналось именно с церковных школ. В дореволюционный период и церковная, и светская образованность находились в едином научно-образовательном пространстве: учёные степени и дипломы взаимно признавались.

С самого начала существования двух образовательных систем – ведомства  духовных дел и народного просвещения – вопрос о месте и самой возможности нахождения богословия в университетской среде обсуждался неоднократно и представлялся по-разному.

Первоначальный отказ включить отделение богословия в состав открытой в 1724 г. Академии наук и художеств был мотивирован преобладанием иностранцев в профессорской корпорации. Однако предполагалось, что по мере развития университетского образования к этому вопросу ещё предстоит вернуться. Но уже к середине XIX века едва ли не основной причиной, препятствовавшей появлению богословских факультетов в университетах, стала расцерковлённость самих университетов. Предлагаемые модели – духовного университета или богословского факультета в составе университета, но с подчинением Священному Синоду – так и остались нереализованными, в то время как в европейской образовательной системе эти формы существования богословия в университетском образовательном поле и ныне являются актуальными.

При сохранении общего научно-образовательного пространства духовные академии и университеты существовали как параллельные структуры, местами пересекающиеся и взаимодействующие, но в целом реализующие разные задачи. В итоге к концу советского периода эти две образовательные сферы оказались надёжно изолированными, автономными и самодостаточными. К сожалению, эти тенденции сохранялись и после распада Советского Союза.

Сегодня в российской высшей школе начинает активно развиваться светское религиоведческое образование. Его осуществляет все больше государственных вузов.

В Калужском государственном университете, начиная со времен перестройки, будущим учителям предлагались курсы по выбору: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». При этом некоторые занятия вели под руководством профессора С.И. Маслова студенты духовной семинарии в качестве своей педагогической практики. С введением в школах предмета «Основы православной культуры» наши выпускники оказались в определенной степени подготовленными к его преподаванию.

С 90-х годов в российской школе появилось множество вариативных учебных комплектов. Часть из них – по русскому языку, литературе, истории – предполагало изучение основ церковнославянского языка и житийной литературы, в связи с чем преподаватели КГУ разработали соответствующие элективные курсы: «Этнокультуроведческий аспект в филологическом образовании», «Изучение житийной литературы в школе» и др.

В период 90-х-нулевых годов в КГУ неоднократно выступал с лекциями духовно-нравственной тематики митрополит Калужский и Боровский Климент. Ежегодно проводились совместные с епархией научно-практические конференции «Духовно-нравственные традиции в воспитании подрастающего поколения», организовывались встречи с редколлегией журнала «Фома». Для студентов университета епархия организовала ознакомительно-паломническую поездку в Оптину Пустынь, в которой экскурсоводами выступали священники.

С 2012 года в Институте педагогики КГУ реализуется магистерская программа «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Это стало возможным благодаря совместным усилиям университета и Калужской епархии Русской Православной Церкви. Обучались или обучаются по данной программе учителя начальных классов, литературы, истории, а также (и их большинство) служители церкви, имеющее высшее непедагогическое образование. Среди них – авторитетные, известные в городе и области люди: протоиереи Сергий Сосков, Андрей Безбородов, Андрей Лобашинский, Алексий Пелевин, иереи Сергий Балахонов, Ярослав Драгун.

Магистранты наряду с изучением общих для всех направлений педагогического образования дисциплин: «Современные проблемы науки и образования», «Философия образования», «Инновационная педагогика», слушают специальные курсы: «Педагогика духовно-нравственного воспитания», «Методика преподавания основ православной культуры», «Духовный смысл педагогического служения в духовном образовании», «Основы межконфессионального диалога» и др.  Занятия проводят, наряду с преподавателями КГУ, ректор духовной семинарии доктор исторических наук, профессор, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин Г. М.) и ректор духовного училища, кандидат богословия, протоиерей Иоанн Паюл.

Тематика магистерских диссертаций соотносится с педагогической деятельностью обучающихся, например: «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начальных классов средствами предмета «Основы православной культуры», «Концепция духовно-нравственного воспитания детей на базе Православного молодежного центра «Златоуст».

В 2017/2018 учебном году в Калужском государственном университете открывается бакалавриат по направлению подготовки «Религиоведение», в рамках которого также возможна интеграция светского и религиозного образования и с точки зрения содержания, контингента студентов, их трудоустройства. Профили этого направления: научно-исследовательская, педагогическая и организационно-управленческая работа в сфере образования, науки, культуры, а также в сфере государственного и муниципального управления: взаимодействие с религиозными объединениями, проведение религиоведческой экспертизы.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

– преподавание и консультирование в учебном процессе общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений;

– обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;
– каталогизация религиозных и религиоведческих материалов в библиотеках и архивах;

– обработка и предоставление материалов о религии в издательствах;
– осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.

КГУ им. К.Э. Циолковского предлагает несколько направлений взаимодействия образования светского и духовного:

  1. Подписание договора о сотрудничестве с Калужской духовной семинарией и Калужским духовным училищем, что позволит корректировать содержание образовательных программ, осуществлять взаимообмен преподавателями, создавать базы практик, расширять возможности набора абитуриентов в бакалавриат КГУ.
  2. Продолжение обучения священнослужителей и педагогов в магистратуре КГУ по программам «Педагогика духовно-нравственного воспитания», «Дополнительное образование детей», «Историко-культурная деятельность».
  3. Открытие в КГУ в 2017/18 учебном году направления подготовки бакалавриата «Религиоведение» и реализация его совместно с Калужской духовной семинарией.
  4. В рамках учебного пространства гуманитарных институтов КГУ – работа по расширению изучения святоотеческих текстов на русском, а в последующем на церковнославянском и на классических языках.
  5. Создание совместного фонда научной богословской литературы.
  6. Внешнее оппонирование через информационный портал университета защищаемых в духовных академиях диссертаций и проведение публичных диспутов. Комментарии и замечания, позволят, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой – открыть возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть, что именно классический университет позволит найти механизмы интеграции религиозного и светского образования. Этот процесс является очень сложным, но нам необходимо идти по этому пути, если мы хотим в будущем построить гражданское общество, в котором граждане осознают ответственность за свой религиозный выбор.