“О грехе сквернословия”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня я бы хотел поговорить о таком грехе как сквернословие.  Что есть сквернословие и в чем ее сущность? Сквернословие – это есть матерные слова, брань. Эти слова существенно губят душу.

Само слово “сквернословие” происходит от слова “скверна”. В словаре В. Даля сказано: “Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, омерзительное”.

Мистические корни этого греха уходят в глубокую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить себя от духов тьмы, вступали с ними в контакт посредством матерной ругани. Контакт такой был двоякий: матерными словами либо пугали демона, либо наоборот призывали для помощи.

Сквернословие как один из видов грехов был осужден на Карфагенском соборе: “Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других”.

Христос говорит “Говорю же вам, что за всякое  праздное слово , какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” ( Мф. 12:36-37). Язык человека не является чем-то случайным. Это – выбор человека сознательный или бессознательный. Он отражает состояние души. И, каков человек, таковы и его слова. Если человек циничен, то циничны будут и его слова, и его поступки, и сама жизнь. Мат является тяжким грехом, поскольку каждое матерное слово – это брошенный вызов Богу. Необходимо быть очень осторожными в словах, дабы не гневить тем самым Бога.

Наукой доказано на опытах, что матерная ругань и постоянное сквернословие отрицательным образом влияют на весь человеческий организм в целом. Так, воздействие брани равносильно радиационному облучению в тысячи рентген – рвутся цепочки ДНК, начинается распад хромосом. Но не только слова, но и даже злые мысли способствуют этим процессам.

Христианин , слыша матерщину, ругательные слова разного рода защищает свою душу молитвой, прося Божией помощи от воздействия сил тьмы. Молитва и сила благодати исцеляют человека.

То, что сквернословие имеет бесовское происхождение , можно рассмотреть на одном жизненном случае, который произошел с сыном некоего человека в Риме. Его приводит свт. Григорий Двоеслов: “Один человек имел сына лет пяти, которого очень любил и воспитывал без строгости. Мальчик, которого все поощряли привык произносить скверные слова, и какая бы мысль ни приходила к нему в голову, он тотчас же принимался злословить все, что видел, и бранил иногда даже не людей, а  самого Бога. А отец ему этого не запрещал по своей,  так называемой,  любви к нему. И вот во время моровой язвы мальчик разболелся и был при смерти. Отец держал его у себя на коленях, и по рассказам лиц, которые там находились, пришли бесы забирать нечистую душу. Мальчик, увидев их, закрыл от страха глаза и стал кричать: “Батюшка, отыми их, отыми от меня их”! И от страха он начинал сильнее прижиматься к отцу, пытаясь спрятаться. Отец , глядя на него спросил: “Что ты видишь?” Мальчик отвечал: “Пришли черные люди и они хотят меня забрать…”, сказав это, он снова стал произносить скверные и богохульные речи, к которым привык, и тут же умер”.

На этом примере ясно показано, каким все же легким и хитрым способом бесы овладевают душами людей. Все достаточно просто: “ты матерись, а дальше уже дело за нами”. Но человек должен сам осознавать , что это очень опасно, и влечет за собой массу последствий как в духовном, так и в физическом плане.

Чтобы искоренить этот грех, необходимо истинное раскаяние в содеянном. Необходимо приступать к таинству Причащения с благословения духовника. И очень важно наше стремление от всей души избавиться от сети греха своей молитвой к Богу.

Для того, чтобы в голову мат даже не приходил, можно обогащать свою лексику посредством чтения литературы как духовной, так и художественной, где нет места этому пороку.

В заключение хотелось бы сказать, что сквернословие притупляет чувство стыда как у детей, так и у взрослых. Стыдливость же, как говорит нам свт. Иоанн Златоуст , “Бог вложил в природу нашу”, чтобы она предохраняла нас от грехов.  Матерная брань, символизируя такое обнажение, заставляет преодолеть этот “наивысший градус” стыда, разрушая защитную стену стыдливости и подвергает человека в бесстыдство. Как говорил свт. Григорий Богослов: “Предварение стыда есть бесстыдство!” Где бесстыдство – там нет Бога!

Будем же стараться  бороться с этим грехом , и да поможет нам в этом Господь, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых.

Аминь!

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Александр Жидков