Путь от рождения к Кресту: Логика церковного календаря

21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы, а 27 сентября — Воздвижение Креста Господня. Если следовать букве церковного календаря, соседство этих праздников — не более чем совпадение: оба исторических события произошли в сентябре с разницей примерно в три столетия. Но нам видится в этом соседстве свой символизм. О праздниках и их смысле рассуждает Константин Мацан в книге «Праздники, которые всегда с тобой».

События разные, и оттого богослужения их друг с другом не связаны. Но для человека, который пропускает через себя не только букву, но и дух церковного календаря, существует свой символизм в том, что именно Рождество Богородицы и Крестовоздвижение — хронологически первые в череде ежегодных крупных православных праздников (напомним, богослужебный год в Церкви начинается 14 сентября) и идут друг за другом.

У святых праведных Иоакима и Анны, родителей будущей Богородицы, до самой старости не было детей. Согласно общественным устоям того времени, бездетность считалась Божиим наказанием. При этом жизнь они вели праведную — и оттого окружающие совсем не могли понять, за что же Господь так наказывает Иоакима и Анну. Не понимали, но все равно осуждали. Пожилая пара не роптала и продолжала молиться о рождении ребенка. И Бог ответил на молитвы — у них родилась девочка. Ей было суждено дать миру Спасителя, через Нее Бог воплотился и стал Человеком.

Казалось бы, странно: в Евангелии почти ничего не сказано о Рождестве Богородицы, так почему Церковь возводит это событие в ранг великого христианского праздника? Такое событие — великое по факту, в христианской логике это очевидно. Бог воплощается не через женщину вообще, а именно через Деву Марию. С Ее праведной жизнью, личной безгрешностью. Ангел явился Ей и сказал: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Услышав это, Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» А Ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

83b.jpgЕдва ли любая другая девушка в Иудее готова была услышать такую благую весть о себе самой и не удивиться, не возроптать, не усомниться… Дева Мария была готова и проявила, возможно, главное, чего Бог всегда ждет от человека, — смирение. Она ответила: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1: 38). В этом смысле появление на свет Пресвятой Богородицы — это начало осуществления Божия замысла о приходе Христа-Мессии, то есть о спасении человечества.

Если Рождество Богородицы — это преддверие земной жизни Христа, то такое событие, как Воздвижение Креста, обращает нас к центральному, ключевому моменту Его земной жизни — Распятию и Воскресению. При этом праздник — опять-таки «женского рода». Примерно в 325 году святая царица Елена, мать римского императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим — искать места, связанные с земным служением Спасителя.

По преданию, во время раскопок святая Елена нашла три деревянных креста. Чтобы определить, на каком из них был распят Спаситель, каждый крест приложили к мертвецу, которого в этот момент проносили мимо и собирались хоронить. От прикосновения к Истинному Древу мертвец воскрес. Поэтому Крест Господень называют Животворящим. В память об этом деянии святой царицы Елены Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Логика понятна: Крест — величайшая святыня и символ жертвы, которую принес Христос за каждого человека, орудие нашего спасения.

Рождество Богородицы и Крестовоздвижение открывают церковный год. Получается, Церковь сразу же обращает внимание человека на две важнейшие вещи, которые касаются его спасения. Первое. Путь Богородицы — совершенно особый. В то, что все другие христианские святые обрели покой в раю, мы можем верить. В случае же Девы Марии мы это — с христианской точки зрения — знаем. В день Ее кончины Христос Сам сошел к ней, чтобы забрать Ее с Собой на Небеса. Это чудо Церковь запечатлела в празднике Успения Пресвятой Богородицы. Но ведь Божия Матерь, в отличие от Христа-Богочеловека, была по природе человеком обычным, родившимся от родителей, предстоящим Богу со всеми наравне. А значит, это пример всем верующим: обычный человек может оказаться так близко к Богу, как это только возможно. За человеком из плоти и крови — Пресвятой Богородицей — Спаситель сошел с Небес и тем самым подтвердил обещание о спасении того, кто в своей земной жизни за Ним последует.

И тут возникает вторая мысль о спасении души — на нее указывает праздник Воздвижения Креста. Следование Христу неминуемо означает нести свой крест. Это всегда самопожертвование — подобно тому, как и Сам Спаситель пожертвовал Собой на Кресте. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16: 24–25).

***

Богослужение сегодняшнего дня открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения», что с рождением Ее жизни «рождается днесь мост», вводящий нас в вечность…

Священномученик Сергий Мечёв

https://pravchtenie.ru