“Уроки прошлого для России будущего”
Выступление сопредседателя Правления Международной общественной организации «Союз православных женщин», кандидат исторических наук Н.Б. Жуковой, на открытии пленарного заседания XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений. Тема доклада: “Уроки прошлого для России будущего”.
Сто лет отделяют нас от Октября 1917 года. Теперь есть возможность без пафоса и фальсификаций дать этим событиям объективную оценку, оценить, что потеряли и обрели. С Октябрьскими событиями было связано много мифов, в том числе и тезис, который был у всех на слуху в годы советской власти, что большевики спасли Россию. Можно, конечно, сказать и так, если иметь в виду границы Советского Союза к концу правления И.В.Сталина и быстрое восстановление советской экономики уже к началу Великой Отечественной войны. Но, несомненно и то, что новые вожди, пришедшие к власти, отнюдь не были ангелами и «демократами». Жестокое подавление мятежа в Кронштадте, восстания тамбовских крестьян, репрессии 30-х годов и многие другие примеры наглядно демонстрируют «демократичность» их правления. Страну преобразовывали, ломая её «через колено». Но никакие изменения так и не смогли искоренить её культурно-духовные традиции: ни через насаждение Пролеткульта, ни через пропаганду воинствующего атеизма. Россия всегда, как птица феникс, зримо разрушаясь, незримо возрождалась. Это у неё такая уже историческая традиция. Возродилась она и после Гражданской войны. Есть достаточные исторические аргументы утверждать, что власти приходят и уходят, а Россия как государство и русский народ остаются. И в этом, на мой взгляд, главный урок Октября 1917 года и послеоктябрьских событий.
Как мне представляется, революции трудно описать с позиций теории линейности, а их фактура напоминает скорее теорию катастроф. Революция всегда напоминает бунт, «бессмысленный и беспощадный». С помощью большевистских лидеров массами овладели ложные идеи, и они стали разрушительной силой. Убийство Николая II и его семьи – чудовищная трагедия, ужасное преступление. Его невозможно списать на настроение народных масс и тем самым как-то оправдать. Его нельзя использовать в качестве символа, который развенчивает последующую эпоху. Николая II и его семью убила не эпоха, а люди с вполне конкретными установками на изуверство, на крайнюю степень греха.
Революцией и Гражданской войной были прерваны многие «типовые» сюжеты дореволюционной, имперской России, которая для нас представляет колоссальную ценность как культурное достояние, как историческое величие нашего прошлого. В послереволюционный период были разрушены Русская Православная Церковь, традиционная российская семья, изменилось представление о роли женщины в обществе и государстве.
Семейные отношения в России до революции 1917 года носили ярко выраженный патриархальный характер. Измена мужа или жены считалась грехом и осуждалась. Отношения двоих строились так, что развод практически исключался, – и обществом, и Церковью (Святейшим Синодом) он признавался величайшим грехом, так же, как и прерывание беременности. Закономерно, что русские семьи в XIX – начале XX века были многодетными.
В послереволюционные годы резко изменилось отношение к нравственности, дружбе, любви и семье. «Новый быт» там, где всегда главенствовала любовь, определил место лишь товариществу и удовлетворению страсти, признавая, что основной целью взаимоотношения полов отныне должно стать воспроизводство будущих строителей нового общества. На плакатах 20-х годов XX века часто изображена женщина-кремень, каменная баба, воплощение крепкой многостаночницы. «Свободная» от семьи, детей, женских обязанностей такая женщина отправлялась туда, куда направляла партия: на стройку, в забой, на вредное производство, в колхоз. Для того, чтобы изменить любое общество, до-статочно изменить сущность женщины.
Борьба за здоровую семью с переменным успехом велась в советском обществе с середины 30-х годов и вплоть до распада СССР. Тогда сущест-вование семьи как особого рода духовной общности было переведено в формальную юридическую плоскость, где особой крепости внутрисемейных уз является не взаимное сродство душ, а наличие штампа в паспорте. Развод рассматривался как проявление социальной неблагонадежности и сугубо личные отношения людей в одночасье становились предметом повышенного общественного внимания с последующими выводами административного, служебного и даже политического характера, благодаря вмешательству официальных инстанций крайне небезобидными по своему содержанию.
Октябрьская революция спровоцировала жестокую Гражданскую войну, отголоски которой наблюдались до середины 30-х годов в виде басмачества. Результат оказался трагическим: миллионы людей до срока легли в землю, другие были вынуждены сняться с насиженных мест, бросить всё, что у них было и навсегда покинуть Россию. Миллионы детей стали сиротами и были лишены детства. Жестокие карательные акции проводились в связи с протестами православных прихожан, вызванных осквернением и закрытием храмов и монастырей. Русская Православная Церковь была поставлена вне закона.
Я коротко обозначила те уроки Октябрьской революции, которые нельзя забыть, а тем более повторять. Многие люди, родившиеся в советское время и состоявшиеся, как личности, знают и ценят достижения этого исторического времени. Возникли новые судьбы, новые сюжеты, которые привели к тому, что страна стала образованной, индустриальной, смогла вынести чудовищную войну 1941-1945 годов, превратилась в сверхдержаву. Но это не означает, что Российская империя не смогла бы провести индустриализацию, не смогла бы отразить нашествие врага. Никакого дополнительного качества революция в русский народ не внесла. Новые условия его жизни скорее препятствовали его историческому успеху, чем помогали, но эти условия не сломили русского духа. Эпоху народ не выбирал и жил в ней: «времена не выбирают. В них живут и умирают». 60-90 летние люди, живущие сейчас, их дети и внуки не могут не считать советское время какой-то чужой историей, какими-то смутными временами, не могут отбрасывать позитивный опыт советской государственности. Но это не отменяет и проклятья революции, которые мы донесли до современности.
К сожалению, уроки из прошлого не были сделаны теми, кто пришёл к власти в России в 90-е годы XX века. Переход к рыночным отношениям в экономике произошёл одновременно с распадом страны и разграблением национального достояния, созданного в годы СССР. Наступила вторая за столетие сексуальная революция. Тысячи женщин стали жертвами современных работорговцев, сотни девушек в национальных республиках насильственно выдают замуж, следуя уже изжившим себя культурным тра-дициям, ломая их судьбы.
На смену традиционному браку пришли «пробные». Созданные повсеместно ассоциации по планированию семьи стали обучать молодёжь безопасному сексу, вместо воспитания у юношей и девушек целомудрия и нравственности. Женщинам, особенно в неблагополучных и в неполных семьях, пришлось вынести колоссальное напряжение в стремлении сохранить семью, поддержать подчас неработающего мужа, обеспечить возможность здорового развития детей и их обучения. Эти обстоятельства вынуждали женщину к любой, даже самой унизительной и несвойственно ей деятельности. При этом примерно пятая часть населения современной России находится за чертой бедности. Права личности стали превалировать над правами общества, страны, государства. Нормы морали стали считаться анахронизмом, их носители высмеиваться.
Вождь Октябрьской революции когда-то сказал: «Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами». Но если массами овладевают ложные идеи, то они становятся разрушительной силой. У большевиков в 1917 г. и у российских либералов в августе 1991 г. также было много ложных идей, и за них пришлось заплатить дорогую цену. Но несмотря на все перипетии, народ России проявил необычайную жизнестойкость под грузом всевозможных экспериментов. Он с честью выдержал и тяжёлые испытания в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., восстановил своё великое государство после 1917 г. и, несомненно, восстановит сильную Россию и после 1991 года.
Через все испытания наш народ сохранил память о главном завоевании Октября – о социальной справедливости в социально ориентированном государстве. Эта память сидит в генах у людей старшего поколения, и уже никому не удастся заставить их забыть о бесплатном образовании, медицинском обслуживании, социальном обеспечении и других благах со-циализма.
Святейший Патриарх Кирилл, выступая в ноябре 2015 года на XIX Все-мирном Русском Народном Соборе, сказал: «…мы должны взять из различ-ных исторических периодов всё по-настояшему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи. социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века XX-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской истории … Многие проблемы в жизни общества еще не решены. Нашей стране, всем ее народам и, в первую очередь, русскому предстоит предпринять немалые усилия, чтобы проторить достойный путь в будущее».