“В чем причина страданий”
Размышляя об истории многострадального Иова, можно прийти к мысли об ошибочности одного его утверждения. Речь идет о рассуждении праведника о добре и зле, из которого можно сделать вывод, что от Господа мы получаем не только доброе, но и злое.
Когда Иов впал в тяжкие страдания – вначале потерял богатство, потом погибли все его дети и слуги, затем он лишился здоровья, его жена не выдержала всего этого и совсем потеряла терпение. «Ты все еще тверд в непорочности твоей! — возмутилась она. — Похули Бога и умри» (Иов 2, 9). Но Иов предпочитает принимать злострадания, причем Писание признает, что Иов не прегрешил, когда ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).
И по сути Иов говорит правильно: если Господь — Вседержитель, то всё в Его руках. Однако это противоречит постулату о благости Божией, поскольку Бог не творит зла.
Святитель Василий Великий поясняет, что есть зло в житейском плане, которое не является абсолютным злом. Зло абсолютное — это ад, небытие, вечные муки, бесы и их воля. К абсолютному злу Создатель нисколько не причастен. Абсолютное зло — это отрицание Бога, это полный разрыв с Ним, как было с отпавшими от Бога ангелами, как бывает с человеком, обдуманно, по своей воле уходящим из жизни.
Жена толкала Иова на преднамеренное самоубийство, которое есть богохульство. Когда человек по тем или иным причинам добровольно отказывается от своей жизни, он отвергает главный Божий дар, отказывается от возможности обрести вечное единство с Господом. По образному выражению Достоевского, самоубийца бросает «билет на эту жизнь» в лицо Богу.
Кроме того, самоубийство — единственный грех, в котором человек не может покаяться, примириться с Богом и получить прощение, ибо такая возможность есть у человека только при жизни. Лишая себя дара временной жизни, человек навеки разрывает связь с Богом и уже не может измениться: он переходит в приснобытие без Бога, в область абсолютного зла.
Иов не согрешает, поскольку для него сохранить верность Богу важнее прекращения страданий временной жизни. Ведь то, что мы с житейской точки зрения воспринимаем как зло, — «злое», о котором говорит Иов: землетрясения и другие природные катаклизмы, беды и лишения, болезни и прочие временные страдания — все это абсолютным злом не является.
Более того, различные злоключения, несчастья и болезни, принимаемые человеком без ропота, изменяют его внутренний настрой, приближают его к Богу. Действительно, если человеку надо постичь нечто важное, существенное, то зачастую Господь дает ему это через прохождение испытаний и страданий. Мы знаем, что и апостолу Павлу самые глубокие истины Божии открылись в заточении, перед его мученической кончиной. Также и Иов смог воспринять откровения от Бога после опыта неимоверных мучений. Выходит, это вообще закон жизни в нынешнем ее падшем состоянии.
В состоянии лишения земных благ человеку легче прийти к осознанию истин высшего порядка, чем в состоянии душевного комфорта и телесного довольства. Святые отцы говорят, что если тебе хорошо — благодари Бога, если тебе плохо — молись Ему. Однако в страданиях к Богу обращается намного больше людей, чем в благоденствии. Показателен эпизод из Евангелия, когда десять прокаженных очистились, а пришел поблагодарить за выздоровление только один из них (см. Лк. 17, 12—17). Полученное благо тотчас изменило нрав остальных девяти исцеленных. Еще недавно они усердно молились Богу, прося о помощи, и сразу забыли о Нем, как только обрели просимое.
Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что по любви к людям Господь готов даровать им море всевозможных благ, но поскольку совесть человеческая настолько немощна, что нуждается в постоянном биче, людям и даются страдания. То есть Господь готов подарить нам всевозможные блага, но не дает, пока мы не сможем принять их без вреда для своей вечной участи.