“Вхождение молодежи в массовую культуру в виртуальном пространстве как потребность в самоиндентификации”

Данное исследование “Вхождение молодежи в массовую культуру в виртуальном пространстве как потребность в самоиндентификации” студента V курса Калужской духовной семинарии Марка Хланты рассматривает вопросы современных форм коммуникации и их влияния на формирование подрастающего поколения. С момента распада СССР в Россию активно вторгается западная массовая культура, которая активно вытесняет еще не разрушенные советским строем остатки христианской культуры. На почве развития и активного распространения массовой культуры, приводящего к существенным трансформациям и общественной психологии, и общественной нравственности, происходит вытеснение высокой культуры из пространства общественной жизни. Особенную роль в этом процессе играют социальные сети. Данное исследование предлагает, используя технологию социальной коммуникации, применяемую в социальных сетях, использовать для христианской проповеди в виртуальном пространстве.

Annotation. This study examines the modern forms of communication and their influence on the formation of the younger generation. Since the collapse of the Soviet Union in Russia actively invades Western mass culture that actively expels not yet destroyed the remnants of the Soviet system of Christian culture. On the basis of the development and the active dissemination of popular culture, resulting in a substantial transformation and social psychology, and public morality, the displacement of high culture in the space of social life. A special role in this process is played by social networks. This study suggests that using the technology of social communication applied to social networks, used for the Christian message in the virtual space.

 

Исторически сложилось так, что в нашей стране несколько веков существовало две культуры: народная и элитарная. Причем систематическое изучение народной культуры, считавшейся до поры до времени «низкой», началось только в XIX в. Затем наступило время Советского Союза, который переплавил эти два пласта и влил в единый котел вновь создававшейся общности ‑ «советского народа». После этого совсем неудивительно, что в демократической России наступила эпоха, характеризующаяся экспансией вестернизированной (Западной) культуры, перемешанная с Восточными мистическими культами, при практически полном отсутствии высококлассных деятелей культуры, связанных с Православной традицией и народным творчеством. Таким образом, наша родная, народная культура, по исторически обоснованным причинам, постепенно теряется в толще времени. И на смену ей приходит разноперстная смесь различных культур, обозначаемая в наше время сложным понятием «мультикультурализм» или космополитичная массовая культура.

После всего это вовсе неудивительно, что люди вовсе запутались в своей культурной и национальной самоиндентификации. А особенно актуален вопрос самоиндентификации для молодых людей, которые только ищут себя и свое место в мире.

Но, к сожалению, именно молодежь наиболее подвержена влиянию внешне эффектных произведений массовой культуры (западной), а потому любовь к ним сохраняется в сознании людей на всю жизнь, из-за чего молодые люди становятся невосприимчивы к высокому искусству, не только отечественной, но и европейской: не одни Соловьев, Гоголь и Достоевский становятся им непонятны и скучны, но и Гете, Шиллер, Шекспир.

Сознание молодого человека или девушки с неокрепшей психикой и не созревшим сознанием подобно вспаханной почве – вырастает то, что будет посеяно. Что сеет западная «культура» мы уже успели понять.

Но даже там, где, казалось бы, должен быть правильный пример – его не видно. Подростки и молодежь, не наблюдая достойного примера в своей семье, не смогут дать достойного воспитания своим детям и вложить в их сознание правильные ценности. У дерева без корней нет будущего.

Именно поэтому, когда ни родители, ни общество, в силу различных причин, не уделяют необходимого внимания подрастающему и формирующемуся поколению, то воспитанием и окормлением должна заниматься Церковь.

Нравственный и духовный кризис российского общества ставит особо острую необходимость формирования положительных нравственных ориентиров личности. Развитие образования и духовности невозможно без определения себя как части своего народа, своей культуры [3, с.56]. Отсюда вытекает необходимость обращения к традиционным формам и методам воспитания и образования, акцентируя внимание на общих культурных достижениях своего народа, своей нации. Нужно использовать культуру в качестве объединительного начала, которое даст импульс для формирования крупной монолитной единицы – народа.

А что мы видим вместо этого? Жуткое разобщение. Внутри общества огромное количество течений, которые направляются каждое в свою сторону, зачастую мешая друг другу. Люди не понимают, кто они такие и к какой культурной группе принадлежат. Ученые назвали это явление «казус идентичности».

Данное состояние человека характеризуется запутанностью, растерянностью, экзистенциональным одиночеством, утратой устойчивой системы духовных, социальных и личностных координат. В результате теряется национальная и культурная идентичность, так необходимая каждому человеку.

Да, утрата идентичности наблюдается во всем мире, но в России эта проблема особенно болезненна. У нас, на протяжении двух – трех поколений трижды происходила радикальная смена культурного кода – от системы ценностей, основанной на Божественном Откровении, – к умозрительной коммунистической идее – и до современного состояния полного распада общенационального культурно – символического кода.

Мы постепенно теряем свою идентичность. Молодежь, которая особенно сильно это чувствует, начинает ее активный поиск. Однако средства массовой культуры так затуманили разум стереотипами об ущербности нашего народа, отсталости русской культуры и примитивности Православной Церкви, что молодое поколение не хочет быть идентичным своим предкам (говоря об идентичности предкам, я не имею ввиду архаизацию, к которой так стремятся «родноверы», готовые поменять машину на коня, а цетрализованное отопление на топку избы «по черному». Речь идет о мироощущении и жизненных принципах, которыми дорожили наши деды и прадеды).

Но, по мнению значительной части молодежи, раз современный, реальный мир и реальное общество не может предложить им достойную замену прежней однозначной идентичности (в Российской империи – православный, в Советском Союзе – коммунист, в Российской Федерации – Кто?), то молодежь, в поисках этой самой идентичности стремится к единству с иными альтернативными сообществами, эту идентичность предлагающими.

Это или явно деструктивные и вредные реальные субкультуры типа эмо, готов, панков, фанатов, либо симуляторы массовой культуры и мир, где эти симуляторы создаются – виртуальное пространство.

В поисках своей идентичности молодежь попадает в среду, по форме выступающей в качестве универсального культурного проекта глобализации. По содержанию же эта среда, с ее главным содержанием – массовой культурой, является разновидностью постмодернизма, и в частности – принципа «деконструкции» Жака Деррида. Деконструкция акцентирует особое внимание на тех сторонах метафизики, которые ранее считались маловажными, периферийными и даже маргинальными. Она снимает запреты, поставленные традиционной культурой. Но это она делает “мягко”, не развязывая шумных битв и конфликтов.

Т.е. главная примета деконструкции – признание допустимости существования многих истин, а значит положительное восприятия любого мнения, в том числе даже не совпадающего с традиционными представлениями о социальных нормах [7, с.24]. Есть более известный тип мышления, родственный описываемому и называется он – толерантность. Как деконструкция, так и толерантность, очень удобны для применения такой технологии, как «Окна Овертона», от которой серьезно пострадала (возможно сама того до конца не сознавая) уже добрая половина Европы.

Таким образом, под этой хитрой схемой: стремление к самоиндентификации – вхождение в виртуальное пространство – вливание в течение массовой культуры – принятие позиции «деконструкции», приучают человека к одобрению греха как допустимого свободного выбора любого человека.

И происходит этот разрушительный процесс уродования молодых душ через вовлечение в массовую культуру посредством проникновения в жизнь виртуального пространства и новых коммуникационных и мультимедийных средств, которые и являются главными носителями и проводниками массовой «культуры».

Сейчас информационные технологии являются основным средством распространения произведений искусства, обмена мнениями, информацией и средством организации жизни. Таким образом, они формируют определенную культуру, влияя существенным образом на становление взглядов современного молодого человека, на его нравственное развитие и воспитание в целом. Мы, христиане, понимая человека как Образ Божий, должны признать, что не можем игнорировать влияние информационных технологий на самый важный для нас вопрос — спасение души.

Прежде чем говорить о молодежи непосредственно, нам нужно понимать, о ком вообще идет речь. Понятие «молодежь» в социологии определяется как совокупность общностей, образующихся на основе групповых признаков и связанных с ними видов деятельности. В узком смысле молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функции в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей [1, с.57].

Современные ученые считают, что возрастные границы молодости условны, но примерно определить их можно в интервале от 13 до 29-30 лет.

Сейчас общая численность молодежи составляет более 33 млн. человек, или 23,4% от всего населения страны [12, с.9].

Основной «лакмусовой бумажкой», определяющей идентичность, является культура. Именно культура, выковывая традиции, определят набор фундаментальных ценностей, который и объединяют людей в нации.

Но сейчас, в условиях тотальной глобализации и разрушения национальных культур, молодежь подверглась активной идеологической атаке с целью культурной дезориентации.

Под влиянием глобализационного процесса, молодежь переориентируется с национальной культуры на космополитичную, что влечет за собой формирование в умах молодых людей убеждение в превосходстве Запада над отечественной системой моральных и культурных ценностей.

Потому огромное количество молодых людей кидаются в деструктивные субкультуры, предлагающие четкие границы идеологических ценностей и ясную самоидентификацию.

А причина этой проблемы заключается даже не в совершенстве механизмов воздействия на молодежь (хоть и это не маловажно), а в неведении изнутри своей подлинной, национальной, исторической культуры, которая выросла и развилась как культура христианская, духовная.

К сожалению, так хитро получилось, что храм для большинства людей является чем – то привычным, обыденным, пресным. Он всегда рядом и кажется, что ничего нового, интересного там быть не может. Люди думают, что раз православие является нашим искони, раз это не экзотичный зороастризм или дзенбуддизм, то те действия, мысли и вещи, которые совершаются и заключаются в православном храме – неинтересны и не увлекательны. Ведь внимание молодежи привлекает то, что удивляет и будоражит сознание. Они обращают внимание на то, что овеяно тайной и уходит корнями в глубочайшую древность.

Так почему мы не показываем и не рассказываем, что земная сторона Церкви Христовой впитала в себя лучшие пласты христианской культуры других древних народов: мистичное византийское богословие, итальянскую архитектуру, греческую живопись. Все это гармонично сочетается в современном русском христианском наследии с отечественной традиции еще с незапамятных времен и заключает в себе огромную глубину и палитру символических значений, уводящих все существо человека в мир Небесный, таинственный.

Православная культура и церковная искусство являются именно тем, что молодежи так необходимо! Проблема в том, что мы не используем все возможные средства для того, чтобы объяснить молодежи, что именно Церковь поможет поднять их культурный уровень, самоиндентифицировать себя как членов определенной социальной группы, удовлетворить интеллектуальные запросы и сформировать хороший эстетический вкус. И это только для начала! И лучше всего это сделать там, где молодежь XXI века бывает чаще всего, а именно – в виртуальном пространстве.

Теперь мы подошли ко второй составляющей изучаемой проблемы: к содержанию непосредственно виртуального пространства и информационного общества.

Ведущим исследователем информационного общества Мануэлем Кастельсом был введен и разработан реально-виртуальный подход, в рамках которого предполагается, что культура создана из коммуникационных процессов. То есть культура — это процесс постоянного взаимодействия, постоянного общения между художником и зрителем, писателем и читателем, композитором и слушателем.

В XXI веке основные коммуникации сместились в виртуальное пространство, т.е. интернет. Там же, из-за ряда предпосылок, родилась новая субкультура – сетевая, со своими законами, понятиями, принципами и увлечениями.

Проблема виртуального пространства и массовой культуры в том, что символические связи потеряли реальное значение, т.е. символ становится не более, чем симулякром. Вся реальность массовой культуры сводится к эффекту имитации реальности. Таким образом, для современного общества характерно обесценивание, опустошение символического, которая понимается как переход от реального значения, в котором вещь приобрела символическую форму, к симуляции. В симуляции исчезает связь символического с исконным содержанием, т.е. референтом [16, с.46] (референт – конкретный предмет, к которому относится языковой знак в составе высказывания) [14].

От этого может возникать огромное течение многоразличных толкователей этих знаков, которое со временем и при наслоении определенных условий превращаются в сетевые субкультуры.

Доктор философских наук Юхвид А.В. в своей диссертации, вслед за известным социологом Рейнтогльдом доказывает, что не существует такой вещи, как единая, монолитная сетевая субкультура. Это скорее экосистема разнородных субкультур.

По Рейнгольду, технология, которая позволяет создавать виртуальные сообщества, дает обыкновенным людям за небольшие деньги огромные возможности, в том числе интеллектуальные и социальные [17, с. 291], которые люди могут использовать в самых разных направлениях.

И именно этими возможностями необходимо пользоваться и нам.

Сквозь призму традиционного мышления кажется, что понятия «Церковь» и «виртуальное пространство» выглядят несовместимо и непривычно. Действительно, они представляют собой два мира, которые не имеют ничего общего друг с другом. Ничего общего кроме одного: людей. Но для кого-то люди – пользователи, операторы, а для кого-то – чада, братья и сестры. А за своих родных надо бороться! Именно поэтому в последнее время появились и существуют интернет страницы Патриархата, епархий, приходов, просветительски – информационных центров и даже православных социальных сетей. Все это, по принципу οἰκονοµία, призвано пойти навстречу непреодолимым реалиям современного мира и запросам информационного общества, которая привыкло к удобству доступа к информации в любом месте и любое время, и пока не готова отказаться от обширности своих коммуникационных связей, отраженных в популярности многоразличных социальных сетей и форум – порталов.

Да, цели православных интернет ресурсов различны, но всех их объединяет как функции, характерные для религиозного дискурса, так и функции сайтов как представителей средств электронной информации:

  • Коммуникативная функция, направленная на организацию общения между верующими, объединения их в одно христианское общество;
  • Информационная функция, целью которой является передача информации религиозного характера;
  • Просветительская функция, состоящая в просвещении разных групп людей в области Православия;
  • Воспитательная функция, заключающаяся в духовном воспитании;
  • Эмотивная функция, предусматривающая создание положительно эмоционального образа Церкви;
  • Аттрактивная функция, направленная на привлечение внимания к вопросам религии;
  • Культурологическая функция, направленная на ознакомление с достижениями культуры и искусства. Она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций [15].

Эти функции способствуют решению обозначенной в начале моего доклада проблемы, а именно – помогает самоиндентифицироваться.

Теперь особое внимание хотелось бы уделить именно социальным сетям.

Ситуация сначала века качественно поменялась. Место реального другого начал занимать виртуальный собеседник, который тоже опосредует и адаптирует наше сознание. Он не только опосредует и адаптирует стереотипы массового сознания, но и сам является стереотипом. Способ передачи информации во всемирной паутине создает эффект межличностного взаимодействия. В сети можно задать любой вопрос и получить ответ, можно попытаться встать на место собеседника, понять его мотивацию и исходя из этого, определить свою позицию. Но этот собеседник ‑ всего лишь символ, виртуальный образ. Правда образ, который влияет на наше сознание как реальный субъект. Этот виртуальный образ может воздействовать на наши оценки и поступки, может манипулировать нашими взглядами и убеждениями, и даже инициировать в нас желания и потребности, т.е. входить в самые глубинные внутриличностные структуры [10, с.96]. Именно интернет сообщество может стать для человека референтной группой, а не его реальное окружение.

Именно поэтому такое явление, как выход православных людей с аккуратной, ненавязчивой проповедью в такие популярные сети, как «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», создание и популяризация групп с христианским наполнением является очень полезной и перспективной миссией во внешнем мире.

А православные социальные сети помогают хотя-бы частично очертить круг собеседников, включающий в себя людей с православным мировоззрением, что позволяет уберечь еще неокрепшие умы от массированного влияния разрушительных мировоззрений и субкультур. Также это позволит углубить свои знания о православии и найти ответы на давно интересующие вопросы. Ведь интернет сообщества собираются, как и реальные, по интересам. Надо стараться привлекать и агитировать молодежь к общению не в «Вконтакте» или «Одноклассниках», а в «Елицы», «Экклезии» или «Соборе». Все же не зря есть мудрая пословица: хочешь измениться – поменяй свой круг общения.

Еще одно наблюдение: высокая коммуникативность и доступность совершенно разнородной информации размывают границы культурной и религиозной идентичности народа. В этом случае ослабевает чувство принадлежности к своей собственной культуре. Теряется связь поколений, а значит – человек становится еще более слабым и уязвимым. Отдаляясь от образа жизни, веры и культуры предков, он отдаляется от Бога.

И вот чтобы этого не допустить, нужно сделать нашу культуру, в том числе и в интерактивном пространстве, наиболее привлекательной и самодостаточной, используя яркие краски и качественно программное обеспечение, дабы не выглядеть отсталыми и недееспособными.

И как только молодые люди поймут, что православная идентичность это не просто группа старушек, каждое воскресенье приходящая в храм, а что это – полноценная общество людей, живущих на основе высокоразвитой веры, чистой морали и утонченного, глубочайшего культурного наследия, тогда есть надежда, что они освободятся от виртуальной зависимости и полноценно присоединяться к здоровой, реальной жизни церковной общины. При этом оставаясь вполне современной и действительно авангардной частью социума.

Обобщая все вышенаписанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Hе надо противопоставлять Церковь исторически наиболее прогрессивной части общества, показывая себя строгими традиционалистами и консерваторами.
  2. Нужно пойти навстречу людям, не ставя жесткой оппозиции внедрению новых информационных технологий в жизнь молодежи. Мудрее будет наполнить виртуальное пространство содержанием высокого качества.
  • Нужно придать форму информационного взаимодействия Церкви и молодежи современный характер, при этом оставаясь консерваторами по духу, не идя на догматические компромиссы, защищая чистоту и истинность Евангелия, и соблюдая традиции русского народа.

Таим образом, изменяя содержание хотя бы части виртуального пространства – мы изменяем направление стремления личности человека к определенной культуре, тем самым ломая порочную схему оболванивания людей.

Рисунок 1

Да, даже после того, как мы сломали схему, возникает серьезная проблема: вот молодой человек познакомился в интернет с православными людьми, он видел их фотографии, осознал, что его собеседники – адекватные молодые люди, современные, с неплохой системой моральных ценностей, живущие интересной насыщенной жизнью. Теперь он может не только захотеть читать их тексты и отправлять свои, но и найти этих людей в реальной жизни. Ему уже легче просто пойти и поговорить с ними лицом к лицу или в живом обществе. Но нужно создать условия и для следующего шага — должно быть место, где произойдет следующая встреча. Должна быть организованная среда людей, готовых принять новичка, ничего, может быть не понимающего, и даже не знающего точно — зачем он пришел. Должны быть различные формы взаимодействия — кому-то интереснее читать умные книжки и он пришел за высоким богословием, а кто-то не силен умом, зато любит и умеет работать руками и в этих руках у него больше таланта, чем в иной голове. Должны быть умные и терпеливые руководители у этой работы, такие, чтобы избежать менторства, чтобы умели ненавязчиво направлять всю эту деятельность. Все эти формы катехизаторского и миссионерского движения всем вам как минимум в теории хорошо известны. Тем более данная проблема уже выходит за рамки данного доклада. Но мне бы очень хотелось, донести до вас вот что: интернет – это всего лишь инструмент. Да, он может разрушать интеллектуальный и духовный мир нашей молодежи. Но также он может стать голосом проповеди о Христе и превратиться из свалки мультикультурализма в великолепную платформу для обретения молодым поколением культурной и религиозной самоиндентификации.

 

Список литературы:

  1. Басов Н.Ф. Основные направления социальной работы с молодежью// Отечественный журнал социальной работы. – Москва, 2012. – №1.
  2. Веричева О.Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество. // Отечественный журнал социальной работы. – Москва, 2012. – №1.
  3. Даминдарова Ф. Проблемы актуализации духовно – нравственных традиций в сфере культуры и образования. // М.: Власть, 2011. – №4.
  4. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.,1996.
  5. Корнев В.А. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в сфере молодежной политики. // История государства и права. – М.: «Юрист», 2011. – № 23.
  6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. // Быт и традиции русского дворянства. – СПб, 1999.
  7. Малыгина И.В. Массовая культура и казус самоопределения, или новые идентичности в древних одеждах. // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств, М, 2012. – №6 (50).
  8. Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий «Мы находимся примерно в тех же условиях, в каких находились миссионеры – первооткрыватели» // Духовно – нравственное воспитание, 2013. – №3.
  9. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви [сайт] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения 12.02.2015).
  10. Панина Г.В. Новые информационные технологии как основа культурной трансформации в современном обществе. // Вопросы культурологи. М.:«Панорама», 2011. – №2.
  11. Современная молодежь в Церкви: от воцерковления к служению. [сайт] URL: http://www.pravmir.ru/sovremennaya-molodezh-v-cerkvi-ot-vocerkovleniya-k-sluzheniyu/ (дата обращения 5.03.2015).
  12. Социальная работа с молодежью // Под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2012.
  13. Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. М, 2012.
  14. Толковый словарь Ефремовой [сайт] URL: http://www.efremova.info/word/referent.html (дата посещения 10.02.2015)
  15. Функции средств массовой информации [сайт] URL: http://www.refi.su/help_13.htm (дата посещения 8.02.2015)
  16. Фуркин Б.А. Символическое потребление и человек в информационном обществе. Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств, М, 2012. ‑ №6.
  17. Юхвид А.В. Виртуалогия и виртуальная проблематика: современные концептуальные подходы // Социально-гуманитарные знания, 2011. ‑ №1.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).