“Иоанн Леонтьевич Янышев — протопресвитер и духовник царской семьи”

Настоящее исследование Метальниковой Е.В., сотрудника Калужского епархиального отдела по изучению истории епархии в ХХ веке и канонизации святых посвящено изучению жизни одного из ярчайших представителей белого духовенства в Русской Православной Церкви 2-й половины XIX в. – протопресвитеру Иоанну Л. Янышеву. Выходец из провинции (Калужская губерния), он достиг влиятельного положения в Церкви и при императорской семье, в качестве духовника, не оставив своим попечением родной край, став покровителем учебным заведения, благотворительным обществам и православным братствам Калужской губернии.

Калужская земля дала Русской Православной Церкви многих известных священнослужителей, прославившихся исключительным благочестием, богословскими трудами, молитвенной помощью своей пастве. Назовем только некоторых из них: архимандрит Евграф Платонов-Музалевский — первый ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, похоронен в Александро-Невской Лавре; епископ Томский Агапит (в миру Семен Саввич Вознесенский), в последние годы был управляющим Московского Донского монастыря и членом Московской Синодальной конторы, похоронен в том же монастыре [16, с. 4]; епископ Подольский и Брацлавский Викторин (Валентин Дмитриевич Любимов), был ректором Костромской, а потом Тифлисской семинарии [16, с. 5] и многие другие.

В этой связи нельзя не назвать еще одного нашего земляка — Иоанна Леонтьевича Янышева, о котором так много говорили и писали в свое время, учитывая его заслуги перед Отечеством и представителями царской династии Романовых. «Янышев И.Л. ‑ известный богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель» ‑ такие сведения о нем можно найти в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона [1, с. 696].

К этому следует добавить, что И, л. Янышев имел сан протопресвитера. «Протопресвитер — высшее звание русского белого духовенства. Протопресвитеров в России четыре. Протопресвитер Большого придворного собора в Санкт-Петербурге заведует придворным духовенством. Он числится также протопресвитером московского Благовещенского собора, и состоит духовником Их Императорских Величеств. На должность назначается Высочайшей властью, указом Св. Синоду. На богослужениях в присутствии Высочайших Особ занимает первое место после архиереев. При нем состоит особая канцелярия» – информирует тот же источник [1, с. 559].

Исходя из указанного выше понятно, как высоко поднялся по служебной лестнице уроженец с. Опочни Тарусского уезда Калужской губернии, выпускник Калужской Духовной семинарии (далее – КДС) И.Л. Янышев. «И.Л. Янышев среди белого духовенства России занимает самое видное положение с 70-х гг. прошлого столетия и до настоящего времени. На многообразных поприщах церковно-общественной жизни он особенно выдается, как начальник и организатор высшего духовно-учебного заведения, как богослов – моралист, как проповедник, как поборник идеи о соединении церквей, не говоря о других сторонах его жизни и деятельности» ‑ так охарактеризованы заслуги протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева по состоянию на первое десятилетие ХХ века [19, с. 4]. Восхождение И.Л. Янышева к этим высотам может быть представлено следующими основными датами и событиями его биографии:

1845 г. ‑ поступление в Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА) после окончания Калужской Духовной Семинарии,

1849 г. ‑ окончание ХVIII курса CПбДА первым магистром,

1850 г. ‑ назначение бакалавром (адъюнкт-профессором) математических наук в той же академии,

1851 г. ‑ принятие священнического сана, получение места священника русской православной церкви в Висбадене, служение там в течение 4 с половиной лет,

1856 г. ‑ назначение профессором богословия, логики, психологии в СПб университет,

1858 г. ‑ определение к посольской церкви в г. Берлин,

1859 г. ‑ получение сана протоиерея, перевод в Висбаден [32, с. 582 – 584],

1864 г. ‑ назначение подготавливать к принятию православия принцессы Дагмары, будущей императрицы Марии Федоровны [32, с. 584],

1866 г. ‑ назначение ректором СПбДА,

1883 г. ‑ протопресвитер, духовник царской семьи,

1899 г. ‑ утверждение в степени доктора богословских наук,

1905 г. ‑ член Синода [19, с. 4].

Первая дата этого списка — 1845 г. взята на основе как документов ГАКО, так и Российского Государственного Исторического архива, материалов периодической печати. Именно в 1845 году молодой Иоанн Янышев, лучший выпускник по первому разряду высшего отделения КДС, покинул родную Калужскую епархию. Это подтверждается «Общей книгой поведения учеников КДС, составленной по ежемесячным донесениям инспекторов семинарии», в которой содержится характеристика на семинариста Иоанна Янышева: «Ведет себя весьма честно, к церкви Божией и классическим занятиям очень внимателен и с рачением исполняет должность Главного Старшего по Семинарскому дому» [9, л. 96 об.].

Успешное обучение в СПб ДА открывало перед молодым выпускником этого учебного заведения большие возможности. Иоанн Янышев в 1849 году был первым в списке из 21 выпускника, получивших степень магистра ХVIII курса СПбДА. Кстати, последним, 21-м, в списке магистров, значился его земляк из Калужской епархии ‑ Победоносцев Петр Александрович. Всего же на этом курсе обучалось 54 человека [2].

Далее безупречная служба Иоанна Янышева, отмеченная многочисленными наградами, проходила вдали от малой родины, о которой он никогда не забывал, и где жители Калужской губернии помнили его всегда, отдавая должное не только его заслугам по службе, но и благотворительной деятельности учебным заведениям, благотворительным обществам и православным братствам Калужской епархии. Местная православная печать постоянно сообщала своим читателям о том, как имя их земляка становилось все более известным в Российской Империи. По этим статьям можно проследить практически все этапы биографии этого выдающегося пастыря Русской Православной Церкви (начиная с упоминавшейся даты — 1845 г. и далее, вплоть до его кончины в 1910 г. и захоронения на Волковском кладбище Санкт-Петербурга), узнать о наградах, полученных им за безупречную службу [20, с. 7].

Иоанн Леонтьевич Янышев имел все русские ордена, включая орден Андрея Первозванного, был награжден многими иностранными орденами, наперсным крестом, украшенным бриллиантами, и настольным портретом императоров Александра III и Николая II с бриллиантовыми украшениями. На форуме «Русская идея», в других источниках в связи с упоминанием получения Янышевым ордена Андрея Первозванного подчеркивается, что «то было последнее в истории Российской Империи Высочайшее пожалование Императорского ордена пастырю Русской Православной Церкви и единственное священнику в сане протопресвитера».

Награждение протопресвитера Янышева орденом Андрея Первозванного свидетельствует в первую очередь о желании самого императора отдать должное своему духовнику, так как по статуту ордена от 1892 г. указывается: «Никакие точные заслуги не определяются законом для достижения сего ордена, и удостоение оным зависит единственно от Монаршего внимания к службе и отличиям…» [36, с. 94]

Формулярный список о службе заведующего придворным духовенством протопресвитера соборов Зимнего Дворца и Московского Благовещенского И, л. Янышева за 1849 – 1901 годы содержит наиболее полные сведения о его наградах : «Имеет митру, палицу, золотой крест по степени доктора богословия, бронзовый крест на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. и золотые наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества с драгоценными украшениями. Сопричислен к орденам Св. Владимира 1 степени, Св. Александра Невского (имеет бриллиантовые знаки сего ордена) и Св. Анны 1 степени. Имеет иностранные ордена: датский – Дансбрега 1 класса, Саксен-Веймарский – Белого Орла 2 класса, Нассаусский – Адольфа Большого Креста, сербский – Такова 2 степени, черногорский – Князя Даниила 2 степени, болгарский – Св. Александра 1 степени, румынский – Звезды Большого Креста и Ольденбургский – Герцога Петра и др. [34, 1 об. – 3 об.]

Одно из первых упоминаний об участии нашего земляка в важных и торжественных событиях, связанных с Домом Романовых, можно встретить в памятном издании, посвященном коронованию Императора Александра III: «Государь, Государыня и Августейшие Дети прикладывались ко Святым Иконам и Мощам Святителей Московских… Между тем на Дворцовой площадке уже делались приготовления ко второму главному торжественному шествию. Из Грановитой Палаты тридцать два Штаб-Офицера перенесли великолепный, сияющий золотом, украшенный перьями и увенчанный Императорскою Короной, балдахин к нижней ступени Красного Крыльца. С паперти Успенского Собора сошел духовник Ея Величества, Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Протоиерей Янышев, в сопровождении двух Диаконов, несших на золотом блюде Святую воду, и окропил ею весь путь торжественного шествия» [35, с. 17].

В трагических ситуациях духовник тем более всегда был рядом с членами императорской семьи. И.Л. Янышев находился в Ливадии при умирающем Царе-Миротворце, о чем содержатся свидетельства в дневнике Николая II: «1894 г. 9 октября. Воскресенье. После обедни Янышев зашел к Папа и приобщил его Св. Тайн. После этого он совсем успокоился» [14, с. 140], других публикациях: «Известно, что 20 октября 1894 г. в 4 часа пополудни на площади перед Малой церковью Ливадии протопресвитер Янышев прочитал Высочайший Манифест о смерти Царя-Миротворца» [11, с. 221].

Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев еще в 1877 году был «приглашен к преподаванию Закона Божия Детям Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича и Супруги Его, Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Федоровны» [34, л. 10 об.-11об.]. Таким образом, с 25 мая 1877 г. в силу своих обязанностей (сначала преподавателя Закона Божия, а затем Духовника, Иоанн Леонтьевич Янышев играл важную роль в Царственном Доме Романовых. Об этом много указаний в дневниках последнего Российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, на страницах которых Янышев иногда называется «старым священником» [12, с. 85].

В дневниках императора содержится много упоминаний о духовнике, связанных с разными поводами. Есть записи о бытовых событиях: о разговорах, беседах, о радостных семейных торжествах – например, крещение первой дочери, когда ее везли в специальной карете, об обычном посещении церкви Большого дворца: «1895 г. 13 декабря… Маленькая поехала вперед с Гюнст; и мы с нею на руках вошли в церковь. Янышев прочел молитвы и поднес ее к царским вратам» [13, с. 117], «1896 г. 9 февраля. Приехали домой в 10 часов и исповедались в спальне. Пили чай с Янышевым» [13, с. 128] и т.д.

Таких примеров можно привести множество, в том числе из опубликованных воспоминаний людей, близких ко Двору. В основном это сведения, касающиеся непосредственной близости И.Л. Янышева к представителям императорской фамилии, о влиянии его как духовника на Их Императорских Величеств. Эти источники нельзя рассматривать как абсолютно верные и полностью объективные, но они свидетельствуют о том, что деятельность протопресвитера Янышева была не только широко известна, но и высоко ценилась Российскими Императорами – Александром III и Николаем II . Подтверждением этого являются не только высокие награды, полученные пастырем, но и сам факт длительного пребывания его духовником Их Императорских Величеств. Как известно, протопресвитер Иоанн Леонтьевич янышев «4 октября 1906 г. отказался от заведывания придворным духовенством, сохранив за собой звание духовника Их Величеств» [33, с. 1009]

В публикациях православной печати начала двадцатого века всегда подчеркивалось: «И.Л. Янышев среди белого духовенства России занимает самое видное положение с 70-х гг. прошлого столетия и до нашего времени. На многообразных поприщах церковно-общественной жизни он особенно выдается, как начальник и организатор высшего духовно-учебного заведения, как богослов-моралист, как проповедник, как поборник идеи о соединении церквей, не говоря о других сторонах его жизни и деятельности» [18, с. 4].

В современных публикациях в первую очередь обращается внимание на уже упоминавшиеся заслуги протопресвитера Янышева: «Протоиерей, ректор СПб ДА, 28 ноября 1866 — 19 октября 1883 гг. Впоследствии протопресвитер придворного духовенства» [31, с. 14]. Отмечается, что «во второй половине Х1Х — начале ХХ века среди преподававших в Академии выделялись профессора протопресвитер И.Л.Янышев (нравственное богословие)» и др. [31, с. 16]. Учитывая изложенное выше, можно сделать обоснованный вывод о том, что с 1845 г. основные этапы жизни и служения И.Л. Янышева во славу Церкви Православной и Отечества хорошо известны. Чего нельзя сказать о калужском периоде биографии этого священнослужителя. Некоторые робкие попытки калужских авторов не могли восполнить недостаток информации о детских и юношеских годах будущего петербургского пастыря. Чаще всего, его имя упоминалось в связи с другими известными личностями, прославившими населенные пункты Тарусского уезда Калужской губернии Сашкино и Опочня [15, с. 254].

Местная калужская православная периодическая печать обращалась к личности и деяниям протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева постоянно при его жизни. Поводов для таких публикаций было очень много: очередное получение им высоких наград; участие в благотворительности, юбилейные даты служения и пр. Не исключением стало и опубликование некролога от 14 июня 1910 года (по старому стилю). Именно в этот день пастырь отошел ко Господу, а по Санкт-Петербургу «распространилась печальная весть о кончине маститого протопресвитера придворного духовенства и духовника Их Императорских Величеств Иоанна Леонтьевича Янышева…» [20, с. 6]

В некрологе, который был напечатан в Калуге, значилось: «Почивший — сын диакона, родился 14 апреля 1826 г. в с. Сашкине Тарусского уезда Калужской епархии» ‑ такие строки были напечатаны в одном из многочисленных некрологов, опубликованных в связи с уходом в мир иной этого известного по всей России служителя. В тех же источниках указывается, что «личность Иоанна Леонтьевича поистинне историческая, его деятельность была так разносторонна и многоплодна, что о ней можно писать целые тома… Церковь русская понесла великую потерю, понесло ее и государство, ибо почивший был столько лет не только одним из руководителей церковной жизни, но и советником наших Венценосных Самодежцев. Да водворится же во благих душа его!…» [20, с. 7)].

В тех же источниках указывается, что «личность Иоапнна Леонтьевича поистине историческая, его деятельность была так разносторонна и многоплодна, что о ней можно писать целые тома… Церковь русская понесла великую потерю, понесло ее и государство, ибо почивший был столько лет не только одним из руководителей церковной жизни, но и советником наших Венценосных Самодержцев» [20, с. 8].

Изучение материалов архивов как г. Калуги, так и иногородних, позволяет не только подробнее остановиться на калужском периоде жизни И, л. Янышева, но и внести некоторые уточнения. Путь мальчика Вани, сына скромного диакона одной из церквей Тарусского уезда Калужской епархии, от ученика духовного училища, далее семинарии в губернском центре до протопресвитера в столице Российского государства был тернист и труден, но пройден им достойно и благородно. На родной калужской земле Иоанн Янышев прожил с 1826 по 1845 гг. то есть со дня своего рождения до поступления в СПбДА. Когда он уезжал в Санкт-Петербург, ему было всего 19 лет.

Родился он в с. Опочне (Апошне), принадлежавшем духовному ведомству, где находилась церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери. В этой церкви служил диаконом его отец. В этом малонаселенном пункте числилось 12 мужчин и 19 женщин [17, с. 164]. Указание во многих биографических справках и публикациях на то, что Янышев родился в д. Сашкино (Шашкино) не случайно, так как эта деревня находилась тоже на реке Опочне, в непосредственной близости к с. Опочня. Деревня Сашкино была центром волости, в ней находилась волостная и сельская управа, проживало 241 мужчин, 260 женщин. Там была фабрика, приходское училище, проходили 4 ярмарки в год и еженедельные базары. Позже Сашкино называется не деревней, а селом [17, с. 164].

Очень интересна история Владимирской церкви, которая сгорела в 1817 г., но была воздвигнута каменной тщанием боголюбивых прихожан, которые принимали участие в пожертвованиях. Об этом писали Его Преосвященству Преосвященнейшему Епископу Калужскому и Боровскому Антонию «Калужской губернии Тарусского уезда сгоревшей Владимирской Божьей Матери, что на Опочне, церкви нижайшие прихожане: «Сего 4 мая под 5-е число, по неисповедимым судьбам Божьим означенная наша церковь деревянная зданием сгорела со всею утварью, и мы будучи теперь совершенно сироты, лишены единственного прибежища и утешения православной матери церкви… Имеем усердие … устроить вместо оной сгоревшей деревянной церкви каменную во имя Владимирской Божьей Матери с приделом Николая Чудотворца… для чего и денежные суммы собраны» [3, л. 1-1 об.].

В каменной церкви, которая была построена по приговору причта и прихожан на собранные средства, в дальнейшем был крещен мальчик Иоанн, сын диакона Леонтия Максимова.

Дата рождения Иоанна Янышева (14 апреля 1826 г.), указываемая во всех опубликованных материалах, как дореволюционных, так и современных, не подтверждается архивными документами. В метрических книгах церквей Тарусского уезда за 1826 г. есть сведения о детях, которые были крещены во Владимирской церкви, что на Опочне, они включены в документ, озаглавленный как «Тетрадь, данная из Тарусского Духовного Правления за подписанием одного из присутствующих Тарусского уезда Владимирской церкви, что на Опочне, Священнику Симеону Силину с причтом для записки во оную прихода своего прихожан обоего пола, рождающихся которого месяцца и числа, когда крещены, кто был при крещении восприемником; также когда кто и с кем браком сочетался, потом кои именно которого месяца и числа умре, от какой болезни, коли как тут погребен; с показанием когда кто из священников служил какую требу… сего 1826 года о том» [10, л. 567].

Судя по данным этого документа, не в апреле, а в июне под № 14 зарегистрировано, что «у приходского диакона Леонтия Максимова родился сын Иоанн 26 июня, молитствован и крещен приходским священником Симеоном Силиным 29 июня 1826 года». Известно, что «восприемниками были тарусский купец Филипп Васильев и сельца Рослякова из дворян девица Елизавета Егорова, при крещении был причетник». Запись подписана по всем требованиям того времени священником Симеоном Силиным и диаконом: «Диакон Леонтий Максимов руку приложил» [10, л. 580-об.]. Каким образом закралась в документы ошибка, повторяемая во всех публикациях — можно только предполагать…

Детство Иоанна, сына диакона Леонтия, прошло в с. Опочне при указанной Владимирской церкви. Как вспоминали современники, «ему еще пятилетнему мальчику за его любовь к церковности, местные крестьяне предсказывали, что будет он «большим попом». Этот рассказ в свое время был помещен и в словаре Родосского, как указывалось — со слов самого Янышева [18, с. 4]. В семье дьякона Леонтия было три сына: Максим, Иоанн, Димитрий, дочь Надежда. Все братья Янышевы учились в Калужском Духовном училище, а потом в семинарии. Но позже, в 1852 г., как указывается в архивных документах, младший брат Димитрий уже носил фамилию Вишняков [5, л. 20 об.] в силу бытовавших тогда традиций разнофамильности в духовенстве.

В дореволюционных публикациях значится, что отец Иоанна Янышева перешел в черное духовенство. Материалами ГАКО подтверждается этот факт: в 1842 г., овдовев, дьякон Леонтий ушел в монастырь, оставив детей своих на попечение приемника по службе и мужа дочери Надежды ‑ диакона Павла Петровича Олерова: «Отношение… Консистории, от 17 июня 1842 г. № 3052, коим уведомляется, что новорукоположенный с. Опочни диакон Павел Олеров обязался содержать детей тестя своего, уволенного от должности того же села диакона Леонтия Максимова, а своих шурьев учеников: среднего отделения семинарии Максима, низшего отделения Ивана и первого приходского класса Димитрия Янышевых[8, л. 129]. Иоанну было в ту пору 16 лет.

В статьях, опубликованных в КЕВ (до 1906 года) и КЦОВ (до 1917 г.) есть данные об уходе в монастырь бывшего диакона Владимирской церкви с. Опочни Тарусского уезда Калужской губернии Леонтия Максимова, «в монашестве иеромонах Леонид» [19, с. 4]. К этому можно добавить, основываясь на сохранившиеся до нашего времени источники, что в дальнейшем он был казначеем Лаврентьевского монастыря и не покидал приделы Калужской епархии [5, л. 20].

Диакон Павел Олеров, принявший на себя заботы о сыновьях своего предшественника, не был образцом священнослужителя, не отличался смирением, добросердечностью и не мог служить примером для братьев Янышевых. Сведения о проступках Павла Петровича Олерова и последовавшем за этим наказанием зафиксированы в клировых ведомостях Владимирской церкви: «…Послан в Малоярославецкий монастырь для научения приличествующему благонравию, затем поручен особому надзору благочинного… За сильное подозрение в битие с. Кондровой Слободы крестьянина Михаила Егорова посылается на месяц в тот же монастырь… »[4, л. 3].

Архивные документы свидетельствуют о том, что в январе 1842 г. Иоанн был серьезно болен, поэтому не смог вернуться с рождественских каникул из дома, что было отражено в журнале по учебной части: «Низшего отделения Иоанн Янышев, уволенный на праздник Рождества Христова, сделался больным, почему не может явиться в семинарию к учению» [8, л. 1]. Видимо, это совпало с семейной трагедией и связанными с ней переживаними Иоанна. И именно в этот временной период ухудшается успеваемость ученика Янышева. Он не получал плохих отметок, но и не был лучшим учеником. Это был единственный раз за весь период пребывания его в различных духовных учебных заведениях.

До этого случая он всегда первенствовал среди одноклассников как по поведению, так и по успеваемости. Но в указанный период он с первого места лучшего ученика переместился на вторую позицию, что несколько расходится с официальной версией относительно того, что Иоанн Янышев всегда был в рейтинге первым.

Из низшего отделения КДУУ в высшее Иоанн Янышев переводился первым учеником 1 разряда [6, л. 58 об.]. О таком же положении вещей говорят и другие источники: с ноября 1843 года до окончания семинарии летом 1845 г., вернув свое первое место по успеваемости, Иоанн Янышев уже не перемещался на другие позиции, действительно оставаясь лучшим из лучших: ноябрь 1843 г. [9, л. 74], декабрь 1843 -январь 1844 г. [9, л. 76], февраль-март того же учебного года [9, л. 78], окончание этого учебного года [9, л. 82 об.], по учебным месяцам 1844-45 учебного года [9, лл. 85 об., 88, 92, 94, 96 об.].

Ненадолго уступив позиции первого ученика однокашнику Сергию Амфитеатрову, юный Иоанн Янышев смог их вернуть. При этом он проявил исключительное трудолюбие, терпение, усидчивость и другие качества, которые и в дальнейшем помогли ему на пути пастыря Православной Церкви. Он не растерял из-за семейных обстоятельств и жизненных испытаний веры в то, что Господь, давая испытания, даст и силы на их преодоление. Уже с этого возраста он знал, что таланты и способности, полученные от Бога, нужно беречь и развивать, а молитвами и повседневными стараниями добивался того, на что его благословляли мудрые наставники и преподаватели КДС.

Простившись с семинарией и своей малой родиной в 1845 г., поднимаясь по карьерной лестнице, Иоанн Леонтьевич тем не менее, находясь за границей или в столице российской империи, никогда не забывал о Калужской епархии. Так об этом было написано в преподнесенном Янышеву адресе от Калужской семинарии и Духовных училищ, посвященном 50-летнему юбилею служения уважаемого протопресвитера: «Как далеко Вы от нас ни жили, как высоко над нами ни вознеслись, вы душою всегда были с Калугой, с нашей семинарией, с своей родиной…Вы никогда не прерывали самой живой и сердечной связи с Вашим родным селом, куда часто Вы наезжали, чтобы помолиться на могиле матери, чтобы вознести молитвы в храме, в котором введены Вы в лоно Матери-Церкви, и который в детстве и юности Вашей много раз оглашался Вашим чтением и пением, и первыми опытами церковного красноречия» [23, с. 44-45].

Иоанн Леонтьевич делал пожертвования во Владимирскую церковь с. Опочни, как деньгами, так и вещами. В 1898 г. в с. Сашкино (Шашкино) была открыта второклассная школа. В калужской епархиальной печати так рассказывалось об этом событии: «9 декабря 1898 года для села Шашкина было днем особого торжества по случаю освящения вновь устроенной … школы…, месте родины Его Высокопреподобия о. Протопресвитера И.Л. Янышева, которому принадлежит и первая мысль об устроении здесь большой школы. Движимый любовию к своей родине и насельцам ея, маститый Протопресвитер Иоанн Леонтьевич положил от себя и первую лепту на основание школы» 22, с. 3].

Из далекого Санкт-Петербурга, несмотря на свою занятость, И.Л. Янышев следил за тем, чтобы школа была обеспечена всем необходимым, в первую очередь книгами. По этому поводу в калужской православвной печати отмечалось, что «превосходная школа снабжена его библиотекою» [25, с. 1]. Преподавание в этом учебном заведении было на таком высоком уровне, что в 1903 году там проводились курсы для учителей школ грамоты. Иоанн Леонтьевич был настолько в курсе всех дел, что даже прислал денег на памятник и венок умершему учителю этой школы Н.Д. Десницкому [25, с. 7-8].

В 1902 г. при КДС была учреждена стипендия Протопресвитера Янышева [7, л. 144], о чем стало известно из публикации в КЕВ, где было помещено отношение заведующего придворным духовенством протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева от 23 января 1902 г. за № 211 на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Вениамина, епископа Калужского и Боровского: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Подведомое мне духовенство собрало по случаю…пятидесятилетия моего служения в священном сане, препровождаемый при сем капитал в 2100 рублей на учреждение за счет процентов, стипендии моего имени в Калужской духовной семинарии» [26, с. 145]. По этому поводу был издан указ Святейшего Правительствующего Синода от 1 марта 1902 года за № 1668 [26, с. 148]. В определении правления Калужской духовной семинарии значилось: «Стипендию считать открытой со следующего 1902-1903 учебного года».

По желанию И.Л. Янышева стипендия предназначалась для «а) воспитанников семинарии из духовенства Калужской епархии, б) имеющих склонность к продолжению духовного образования или к служению церкви, в) отличающихся при бедности благонравием и успехами и г) не ниже 4-го класса семинарии». С учетом этих условий и назначалось поощрение семинаристов. Выдача стипендии протопресвитера И. Янышева неукоснительно продолжалась до прихода к власти большевиков. Справки процентных бумаг Правления КДС показывают, что ежегодно получали эти стипендии до пяти семинаристов. Протопресвитером И.Л. Янышевым были пожертвованы книги для библиотеки КДС [4, л. 53].

И.Л. Янышев интересовался работой Калужского Церковно-историко-археологического общества: «Из…протокола видно, что в числе почетных членов общества состоят некоторые высокопоставленные лица, как например протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, (Калужский уроженец), внесший единовременно 100 р.» [28, с. 90], он старался быть в курсе всех благих начинаний в Калужской епархии и по возможности соучаствовать в них.

Протопресвитер Янышев состоял почетным членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Мещовского Духовного Училища [29, с. 190]. В числе первых благотворителей, откликнувшихся на идею создания такого общества в г. Мещовске был именно Иоанн Леонтьевич: «В общество вспомоществования нуждающимся ученикам МДУ поступили пожертвования: 1) от протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств И.Л. Янышева…» [27, с. 85].

В Попечительстве Св. Гурия о бедных учениках Калужского Духовного Училища Иоанн Леонтьевич был пожизненным членом с момента создания этого благотворительного общества [30, с. 236]. В 1904 году «в почетные члены Попечительства единогласно были избраны: Преосвященнейший Вениамин, Епископ Калужский и Боровский; духовник Их Императорских Величеств, протопресвитер И.Л. Янышев и др. Собрание постановило: просить совет Попечительства уведомить означенных лиц об избрании их в почетные члены Попечительства и выразить им от лица общего собрания благодарность за их пожертвования и за сочувственное их отношение к Попечительству» [30, с. 238].

В Калужской епархии гордились тем, что известный не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России пастырь, родился и учился на Калужской земле, более того никогда не порывал связей со своей малой родиной, стараясь оказывать разностороннюю помощь. Известно, что на юбилеи знаменитого земляка калужские священнослужители всегда посылали достойных депутатов для поздравления и вручения подарков. От КДС была подарена икона Иоанна Богослова, а от земляков, живущих в Санкт-Петербурге была преподнесена И.Л. Янышеву с приветственными словами «…святыня — родная святыня: это — икона Калуженской Божией Матери, где вместе изображены и калужские чудотворцы: преп. Пафнутий Боровский, преп. Тихон, св. пр. Лаврентий, а также соименный Вам преп. Иоанн ветхопещерник, небесному покровительству и молитвам которого вы поручены в калужской же стране» [24, с. 88].

Память о И,Л. Янышеве была увековечена Августейшей Семьей в 1913 г., что свидетельствует об искреннем признании заслуг этого протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств. Указом Святейшего Синода от 11 сентября 1913 г. за № 14469 «Богадельня Протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева, возобновленная по случаю исполнившегося 300-летия Царствования Дома Романовых, на пожертвования Государя Императора и Его Августейшей Семьи» было предписано строительство новой богадельни вместо пришедшей в ветхость. Пожертвования составили достаточную сумму: «от Государя Императора Николая Александровича и Его Августейшей Семьи 3250 рублей, от Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы Марии Федоровны 1000 рублей, от Их императорских Величеств: Великой Княгини Елизаветы Федоровны 250 рублей, Великого Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны 500 рублей и Великой Княгини Ольги Александровны 250 рублей, а всего 5250 рублей» [21, с. 11].

 

 

Источники и литература

 

  1. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 16, с. 696. СПб.: Типография Акц. Общ. Брокгауз – Ефрон, Прачечный пер., № 6, 1904.
  2. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 – Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения 07.12.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
  3. ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1200
  4. ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 2718
  5. ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 232
  6. ГАКО, ф. 65, оп. 1, д. 2723
  7. ГАКО, ф. 65, оп. 3, д. 2873
  8. ГАКО, ф. 65, оп. 5, д. 57.
  9. ГАКО, ф. 65, оп. 5, д. 59.
  10. ГАКО, ф. 275, оп. 2, д. 44.
  11. Горбачева Н. Праведный Иоанн Кронштадтский. Изд. Московского подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры. М., 2010.
  12. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. Братство Преподобного Германа Аляскинского. М., Издательский дом «Русский паломник», 2004.
  13. Дневники Императора Николая II. Общ. Ред. К. Ф. Шацилло. М., 1991.
  14. Калуга в шести веках. Материалы 4-й городской краеведческой конференции. Калуга, 2003.
  15. Калужский Церковно-общественный вестник (далее КЦОВ), 1910, № 3.
  16. Калужская Губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. Изд. Специального Статистического Комитета МВД. Обработано состоящим при Комитете Н. Штиглицом. СПб, 1863, № 3857.
  17. КЦОВ, 1909, № 4.
  18. КЦОВ, 1910, № 4.
  19. КЦОВ, 1910, № 18.
  20. КЦОВ, 1913, № 20
  21. КЕВ, 1899, № 1, ч.н.
  22. КЕВ, 1901, № 2, ч.н.
  23. КЕВ, 1901, № 3, ч.н.
  24. КЕВ, 1902, ч.н.
  25. КЕВ, 1902, ч.о.
  26. КЕВ, 1902, № 11, ч.о.
  27. КЕВ, 1903, № 4, ч.н.
  28. КЕВ, 1903, № 10, ч.о.
  29. КЕВ, 1904, № 8, ч.н.
  30. Преемство. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2007.
  31. Приложение к ЕВ (далее – П к ЕВ), 1883, № 21.
  32. Приложение к Церковным ведомостям, 1909, № 25.
  33. РГИА, ф. 472, оп. 66, д. 667.
  34. Священное коронование Государя Императора Александра III. Типография Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг. М., Типография Моллер, 1883.
  35. Серков С.Р. Первые ордена России // Военно-исторический журнал. 1990, № 1.

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).