Время – это ткань, из которой соткана жизнь

“Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (Ефес. 5:15-16).

В послании к Ефесяном апостол Павел призывает нас быть мудрыми в использование времени. Как пользоваться компьютером или деньгами мы знаем, но как пользоваться временем. И вообще, что такое время? Попробуем разобраться.

Царь и пророк Соломон, мудрейших из всех людей, говорил:  Всему своё время, и время всякой вещи под небом  время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить (Еккл. 3:1). То есть все в этом земном мире, абсолютно все в нем привязано ко времени. Нет ни одной вещи, ни одного земного явления, которое не зависело бы от этого Божественного инструмента тварного бытия. Можно даже сказать словами выдающегося известного английского писателя Самуэля Ричардсона. «Время это ткань, из которой соткана жизнь».

Теперь вновь обратимся к посланию к Ефесяном. Итак,  смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15-16.) В греческом подлиннике здесь не стоит слово «хронос», которое означает какой-либо период, измеряемый в секундах, минутах, часах.

Вместо этого используется слово «кайрос», которое обозначает особый заранее установленный промежуток времени. Т.е. под временем подразумевается не просто некоторый отрезок времени, а сама жизнь, которая нам дана.

Речь идет о времени жизни человека, которое имеет свои пределы по длительности и по обстоятельствам.

Т.е апостол говорит: поступайте осторожно, как мудрые, дорожа временем жизни, потому что дни лукавы.

          А то, что дни лукавы, подтверждает и Сам Господь в притче о неразумном богаче (Лук.12:16-21), в которой человек поплатился жизнью не только за свою приземленность, но и за уверенность в завтрашнем дне и пренебрежение к дню сегодняшнему. Когда-то ударно поработал – лежи, отдыхай. Всего у тебя достаточно.

Также Господь говорит нам: Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем (Мф. 6:34). То есть надо жить днем сегодняшним. У нас нет завтра, потому что его еще нет. У нас нет вчера, потому что его уже нет. У нас есть только Страшный Суд и сегодня. А сегодня – это ничто иное, как это мгновение, то есть сейчас.

Предание Церкви изрекает нам известные слова Спасителя, записанные Иустином Философом в книге «Разговор с Трифоном иудеем»: В чем застану, в том и сужу. И это находится в полном согласии с мыслью в Евангелии: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Опять же, застану сейчас, Бодрствуйте сейчас. Не когда-то потом, завтра или с понедельника. Сейчас!

Для чего я веду эту скрупулезную доказательную цепочку? Да чтобы не осталось сомневающихся, что каждое «сейчас» нашей жизни играет колоссальную роль в деле спасения. Каждое сейчас может быть последним.  Здесь я мог бы вывести проповедь прямо с риторического трамплина  на необходимость постоянной памяти смертной. Прекрасная тема, да не та аудитория. Все мы молоды и здоровы, и искренне верим в то, что проживем еще не один десяток лет. Может и так. Но тогда мы встаем перед другой проблемой, которую нельзя обойти: как человек должен использовать отведенное ему время? Что он может купить на этот ресурс?

Здесь каждый отвечает по своему усмотрению: кто-то обменивает 50-60 лет на разгульные удовольствия, кто-то меняет года на работу ради долларов, кто-то отдает всю жизнь огромным книжкам с доброй сотней ссылок, кто – то все свои отдает государству. Все зависит от цели жизни.

Все мы разные. У каждого есть исключительно свои ценностные приоритеты: работа, семья, друзья, свобода, спокойствие, достаток. Но раз мы христиане, то все сходимся в одном: наша наиглавнейшая цель – это достижение Царства Небесного. Это переход от земного существования в бытие светлых духов, непрерывно пребывающих в свете Божественной благодати.

Будьте искусными менялами, как передает нам вероятные слова Спасителя древняя аграфа. Мы в конце жизни должны купить единственную стоящую жемчужину, под которой Спаситель в известной притче разумел Царствие Небесное. Но оно крайне дорого стоит, и чтобы его приобрести нужно обменять очень много времени. Времени, потраченного для Бога.

Это время покаяния, труда, воздержания, время милосердия и молитвы. Если правильно раскрыть понятия, то во всех делах ради Бога мы не тратим время, а приобретаем его. Да именно приобретаем. Говоря современным языком, используя время для достижения Царства Небесного, мы крайне выгодно его инвестируем: вернутся же эти пару десятков лет после Второго Пришествия ни много не мало, а вечностью!

Конечно, может, есть всем известные случаи практически мгновенного спасения грешников. Например, благоразумного разбойника. Никогда время на Бога не тратил, а за пару минут до смерти покаялся и Господь его покаяния принял. Но не у каждого перед смертью будут даже эти пару минут для покаяния. Наша жизнь стремительна, а смерть – молниеносна. Выстрел, взрыв, авария, разрыв сердца, удар в висок. Стоит ли рассчитывать ли надеяться на время в старости, смертного одра или, как у благоразумного разбойника, на 5 минут до смерти? Тем более всем нам из книг и рассказов известно, что в старости покаяться труднее, чем сейчас. Ведь душа привыкает и прилепляется к тем страстям, на которые человек тратил время своей жизни. Привыкнем сейчас – можем не отвыкнуть потом.

Но на что мы тратим время? Все, здесь стоящие, раз уж мы здесь стоящие, наверняка осознали главнейшую онтологическую цель земной жизни: спасение, т.е. стяжание Царства Небесного. Мы попали в семинарию по Промыслу. К каждому из нас были обращены слова Христа, ставшие ярким призывом: жатвы много, а делателей мало (Мф 9:37). Этим самым всем нам поставлена задача: готовить себя во время учебы в семинарии к служению у Престола Божия. Понятно, что это очень важная и сложная задача и для ее решения мы готовы приложить все свои усилия. Но тут нас ждет очень хитрое и тонкое выстроенное испытание: так как решение этой задачи растянуто во времени на целых 5 лет, то мы начинаем думать, что еще успеем подготовиться, успеем начитаться, намолиться, напоститься. Ведь еще столько времени! безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 16-20). Ибо что такое жизнь наша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4:14). Откуда мы знаем, сколько у нас его? Поймите простую и неоспоримую мысль: у нас нет завтра! Все это жуткое самооправдание и нежелание признать своей безвольности и нерадения о собственном спасении. Все это показывает, что мы просто не хотим тратить свою жизнь на служение Богу. Вместо этого  мы просыпаем свое время, простреливаем его в глупых онлайн играх, пробалтываем его в хитросплетенных социальных сетях. После всей этой пустоты, мы ни на йоту не становимся лучше. Даже если мы вроде явно не грешим, мы встаем из-за компьютера, просыпаемся или возвращаемся из магазина на пару часов старее. А так проходят дни, недели месяца. Года. И это так незаметно. И так страшно. Только подумайте, мы тратим свое время на пустоту, не понимая, что безвозвратно утекают драгоценные, неудержимые секунды нашей жизни. А она у нас здесь так коротка!

Время – это талант, который Господь дал каждому из нас (сродн. Мф. 25:14-30). И уверен, что далеко не один. Ведь для того, чтобы мы смогли служить Богу, Он на целые 5 лет поместил нас под крепкое покровительство митрополита Климента: он нас кормит, поит, дает сухие светлые комнаты, предоставляют огромную библиотеку, предлагает бесплатный интернет не выходя из класса. Мы находимся как у Христа за пазухой. И это все ради того, чтобы у нас было то огромное богатство, которого нет у 90% населения Земли. Это дает нам время. Наше время. Время на то, чтобы мы потратили его во благо. Время для того, чтобы мы становились христианами. Время на то, чтобы подготовиться к служению Богу. Молись, слушай, читай, сочиняй, делай добрые дела. Пожалуйста. Но  глупо думать, что так будет всегда.

Ведь мы сейчас должны понять, что тратя время на чтение, самодисциплину, на молитву и работу – мы тратим его на себя. Мы должны вкладывать максимум ресурсов в себя для того, чтобы затем как можно больше людей смогли из нас и через нас почерпнуть что-то доброе и полезное для своей души. А если в нас ничего не будет, то что в нас люди почерпнут? Что мы им отдадим, если во время, когда мы, подобно молодому дереву, должны расти и наполняться жизненными соками Божественных Писаний и полезных знаний, наполняемся праздностью, пустотой  и нежеланием исполнять Божественный Замысел о нас самих. Что мы ответим Богу на Страшном Суде, если потратим все время из собственного кошелька жизни на пустоту. Прости, у нас не было времени?! Какая ложь!

Но пока еще не поздно. Нам нужно глубоко осознать ценность каждой минуты и покаяться. Нам необходимо понять простую истину: из всех средств, которыми обладает человек, время – единственный ограниченный ресурс, который нельзя купить, вернуть, исправить. Им можно только грамотно распорядиться. Воспользоваться им в полной мере, насыщая каждое мгновение высоким смыслом. А смысл нашей жизни один: достижение Царства Небесного, с Его Вечным Царем, Господом Иисусом Христом, которого мы и должны прославлять каждой минутой нашей короткой земной жизни. Аминь.

Студент 3 курса КДС  Марк Хланта